Перейти к контенту →

Тренировка памяти. Экспресс–курс. Рон Фрай. Краткое содержание

Автор книги “Тренировка памяти” Рон Фрай знает как сложно выделять главные мысли в длинных текстах, как бывает трудно вспомнить имя нового знакомого… Считаете, что невозможно запомнить 20-значное число? Американский эксперт в сфере образования Рон Фрай предлагает несколько оригинальных техник для запоминания, которые пригодятся как взрослым, так и детям. С их помощью вы научитесь эффективно работать с большим объемом информации, воспроизводить номера телефонов, запоминать длинные списки покупок и многое другое.

Как развить память и обучаться легко

Не важно, кто вы: ученик, склонившийся над учебниками, или родитель школьника, переживающий за успеваемость ребенка, а может быть вы и сами решили в зрелом возрасте получить дополнительное образование и посещать лекции в университете. Всех нас объединяет одно — ежедневно мы оказываемся под воздействием интенсивного потока информации. В таких условиях особенной ценностью становится хорошая память.

Сложно выделять главные мысли в длинных текстах? С трудом вспоминаете имя нового знакомого? Считаете, что невозможно запомнить двадцатизначное число? Американский эксперт в сфере образования Рон Фрай предлагает несколько необычных техник для запоминания, которые пригодятся как взрослым, так и детям. С их помощью вы научитесь эффективно работать с большим объемом информации, воспроизводить номера телефонов или запоминать длинные списки покупок.

Биографическая справка

Рон Фрай — американский общественный деятель, автор бестселлеров и методик по улучшению образовательного процесса.

Условия успешной учебы детей любого возраста

Фрай выделяет основные правила, которые могут помочь ребенку сосредоточиться на обучении:

  1. Организация рабочего места. Хорошее освещение и только необходимые для занятий предметы вокруг.
  2. Четкий план выполнения домашнего задания. Занятия, по возможности, должны происходить в одно и то же время.
  3. Сначала дело — потом развлечения. Расставляйте приоритеты. Подготовили домашнее задание? Теперь можно идти гулять или смотреть телевизор.
  4. Привычка к чтению. Дети учатся на нашем примере. Хорошо, если они чаще видят родителей с книгой, чем со смартфоном.
  5. Ограничьте время на просмотр телевизора. Лучше если на него совсем не останется времени.
  6. Чаще общайтесь с учителями. Будьте в курсе требований образовательной программы, так вам будет проще контролировать процесс.
  7. Мотивируйте без давления. Хвалите чаще, чем ругайте.
  8. Разбирайте домашнее задание вместе. Проверяйте, но не выполняйте за ребенка уроки. Пусть он знает, что это его сфера ответственности.
  9. Отмечайте достижения. Чтобы к вам прислушивались, возьмите за правило не хвалить за работу, выполненную посредственно.
  10. Готовьте ребенка к реальной жизни. Он должен знать, что самообразование — это вклад в будущее.
  11. Ограничьте доступ к интернету, но не лишайте его совсем. На время занятий отключите соцсети.

Факторы, мешающие взрослым продолжить образование

  • Деньги и время. Имея семью и работу, сложнее сосредоточиться на учебе и выкроить на нее средства из семейного бюджета.
  • Сомнения в себе. Думаете, что на адаптацию уйдет много времени, да и вообще вы будете выделяться среди молодежи? Это, в большинстве случаев, ложные страхи, которые развеиваются с первых занятий. На самом деле, ваши навыки и жизненный опыт — тот багаж, который даст вам возможность учиться еще усерднее. К тому же теперь вы точно знаете, какие знания и зачем вам нужны.
  • Изменение отношения к преподавателям. Преподаватель — либо ваш ровесник, либо значительно младше вас. И вновь ваш жизненный опыт, плюс знания идут вам на пользу: если вы будете не на равных, то, по крайней мере, начнете лучше понимать друг друга.
  • Предубеждения в отношении студенческой жизни. Если в молодости после лекций вы бежали в кафе, то теперь вы должны успеть сделать домашние дела, выполнить рабочие задачи и подготовиться к занятиям. Конечно, скорость вашей жизни стала другой, но зато вы научились справляться с многозадачностью.

Некогда скучать

Между отличниками и троечниками есть принципиальная разница — отношение к учебе. Универсального рецепта привить любовь к обучению не существует, но раз уж все равно приходится ходить в школу каждый день, ребенку с самого начала стоит внушать:

  • Воспринимать уроки нужно не как наказание, а как возможность приобрести новые знания и получить от этого процесса удовольствие.
  • Стоит помнить о том, что во взрослой жизни о человеке будут судить по его способностям и знаниям.
  • Так как никто не знает, что сделает его богатым и знаменитым, развиваться надо всесторонне. Автор книги начал учить немецкий, не подозревая, что впоследствии он не раз пригодится ему на крупной международной выставке в Германии, а навыки бухучета станут полезны при создании собственного дела.

Создаем базу воспоминаний

Чаще всего мы забываем совершить те действия, которые повторяются изо дня в день (выключить утюг, положить ключи и т.д.). Для того чтобы нужная информация не терялась в пространстве нашей памяти, Фрай предлагает «маркировать» ее, как если бы каждый нужный факт мы сохраняли на компьютере и давали файлам имена.

Польза трех видов памяти для эффективного запоминания

Зрительная, словесная и память движений (тела) расширяют наши возможности запоминания. Зрительная строится на создании образов, которые рисует наше воображение, словесная предполагает, что мы рифмуем или изменяем слова для усиления ассоциаций. Память движений помогает воспроизвести цифры, например, код домофона, то есть, запомнить направление движения пальцев при нажатии кнопок.

Два способа запомнить все необходимое:

  1. Повтор. Вы проговариваете одно и то же несколько раз, пока не сможете воспроизвести наизусть.
  2. Маркировка. Вы находите ассоциацию, либо слова, которые помогут запечатлеть в памяти любые факты.

Пример.Вам нужно запомнить список покупок. Мысленно выберите известный вам маршрут или пространство, в котором хорошо ориентируетесь. Например, комнату. Закрепите за каждым предметом или привычным действием товар, который планируете приобрести. Это могут быть несвязанные между собой ассоциации. Так, открыть окно будет означать «купить стиральный порошок», а выдвинуть ящик в комоде — «взять лимоны». Иногда для усиления эффекта запоминания, лучше придумать нестандартные образы.

Если вы постоянно теряете очки, зафиксируйте их местоположение в памяти. Положите их на кухонный стол и представьте, что вы едите суп очками. Когда они вам понадобятся, вы быстро вспомните, где они лежат.

Фрай предлагает выполнить упражнения, которые выявят, над какими навыками вам предстоит поработать.

  1. Возьмите18-значное число. В течение десяти секунд попробуйте его запомнить, затем выпишите подряд цифры (сколько вспомните).
  2. Попробуйте за три минуты запомнить пятнадцать имен режиссеров и фильмов, за которые они получили премию «Оскар».
  3. За три минуты попытайтесь запомнить 15 любых исторических дат, а затем записать их по памяти.

Методы запоминания в действии

1. Выстраивание цепочки

Создайте предложение, стих или историю для запоминания последовательности или списка чего-либо.

Пример: в известной фразе «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» первая буква каждого слова совпадает с начальной буквой цветов радуги.

Считайте, что вы достигли мастерства в этой технике, если можете запомнить множество фактов и воспроизвести их даже спустя несколько дней.

2. Динамичные образы

Вы кладете ключи от автомобиля на тумбу, а затем мысленно представляете, как большая машина таранит эту тумбу. Вряд ли после этого вы забудете, где оставили ключи.

3. Скорочтение

Начинайте изучение главы учебника с постановки знака вопроса после ее названия. Таким образом вы поймете, в чем цель прочтения. Далее посмотрите все подзаголовки, а также графики и рисунки — это и есть основная информация. Затем читайте вводные и заключительные абзацы разделов. Теперь можно перейти к первым предложениям разделов. Найдите вопросы в конце главы и попробуйте ответить на них. Выпишите суть того, что запомнили. Подумайте, достаточно ли этого для работы в классе (аудитории), либо нужно больше деталей?

Несколько рекомендаций по освоению материала:

  • Не переходите к новой теме, пока не поймете предыдущую.
  • Если не понимаете задачу, делайте зарисовки, составляйте графики или «переводите» формулы в слова.
  • Тренируйтесь, решая как можно больше задач по новой теме.
  • Проверяя верность вычислений, идите в обратном направлении, то есть с конца решения.
  • Попробуйте объяснить другому человеку, что вы поняли: это лучший способ закрепить материал.

4. Система палочек и знаков

Держите под рукой цветной маркер и карандаши, чтобы подчеркивать самые трудные для вашего понимания абзацы, а также главные мысли текста. Те части, которые повторяют и «разжевывают» уже сказанное, для экономии времени, лучше пропустить. Если абзац важен, ставьте напротив две палочки, если же вы считаете, что хорошо бы вернуться к материалу позже — одну палочку. Непонятные фрагменты можно помечать сбоку знаком вопроса. А чтобы перед экзаменом освежить в памяти уже прочитанное, Фрай рекомендует заранее выписать основные положения текста в отдельную тетрадь.

Важно и время занятий: пытаться запомнить что-либо по ночам или накануне важного для вас события, например, романтичного свидания, бессмысленно. Фрай рекомендует отводить для учебы либо утренние часы, либо период с шести вечера до отхода ко сну.

5. Слова и звуки-ассоциации

Вам сложно запоминать термины? Фрай предлагает придумывать для них похожие по звучанию эквиваленты и зашифровывать в них определение.

Пример. Нужно запомнить, что «антитеза — это противопоставление в речи». Для этого составляем предложение: АНТИлопа Теснит ЗАйца. Или что «шарабан — повозка с деревянными скамьями». Запоминаем: Между скамейками прокатились ШАРы и БАНки.

Еще один вариант — представить яркий образ. Чтобы запомнить слово папарацци, представьте себе папу с рацией и фотоаппаратом.

 

6. Краткое изложение

Просмотрите главу и составьте план конспекта. Обозначьте основную тему и раздробите целый текст на составные части, либо выпишите названия глав и подразделов книги.

Затем создайте хронологическую шкалу. Например, если вам нужно запомнить ключевые моменты биографии героя книги, выписывайте основные даты и явления, чтобы затем сопоставить важные эпизоды в жизни этого человека с историческими событиями.

Начертите дерево-схему. Так, классифицировать позвоночных животных будет проще, если сделать «графический конспект», который поможет наглядно увидеть взаимосвязь между ними.

7. Цифробуквенный код

Один из лучших специалистов по вопросам совершенствования памяти, американский фокусник Гарри Лорейн, предложил создать «цифробуквенный код», чтобы облегчить запоминание длинных чисел. Его суть в том, чтобы соотнести каждую цифру со схожей по написанию или звучанию буквой. Фонетический алфавит Лорейна выглядит следующим образом:

1 — Р

2 — Д, Г

3 — Т, З

4 — Ч, К, Х

5 — П, Б

6 — Ш, Ж

7 — С

8 — В, Ф

9 — М

0 — Н, Л

Принцип, по которому формируется алфавит, следующий: единицу или «раз» обозначаем буквой Р, по той же причине семерка — это С. Двойка — Д, а также (по внешней схожести) прописная буква г. Аналогично тройка: Т по звучанию и по схожести — З и пятерка: П и по схожести — Б.Четверка — Ч, К (квадрат) и созвучная К — Х. То же самое с восьмеркой: В и созвучная — Ф и шестеркой: Ш и созвучная — Ж. Девятку обозначаем как М («много»). Ноль — Н, Л как составные части слова «ноль».

Как использовать? Несколько первых цифр числа «пи» (3,141592) Фрай предлагает зафиксировать в памяти, как «ЗРяЧий Рае ПоМоГ». Этим же способом можно запоминать и другие многозначные числа. Для этого надо разбить длинный ряд цифр на составные части, к каждой придумать фразу и составить из них рассказ.

8. Слова — вешалки

Вы можете придумать собственную систему образов, в которой каждому числу соответствует определенная ассоциация. Предположим, вы в прошлом играли в футбол под номером 18. То есть это число впоследствии может у вас ассоциироваться с футбольным мячом. И теперь если вам нужно запомнить что-либо под номером 18, представляйте себе образ с этой атрибутикой.

9. Идентификация личности

Этот метод помогает запоминать имена новых знакомых. Когда вы впервые знакомитесь с человеком, повторите его имя вслух: «Очень приятно познакомиться, Артур». А затем, глядя ему в глаза, несколько раз проговорите его имя про себя.

Второй способ: Найдите во внешности человека какую-либо особенность (острый нос, родинка, цвет волос и т.п.) и мысленно преувеличьте ее в воображении. Затем свяжите имя человека с этой ассоциацией. Например, если девушку зовут Роза и у нее ямочка на подбородке, представьте себе луг с ямой, в которой растет цветок роза. По этому же принципу запоминайте фамилии, образованные от профессий (Столяров, Кузнецов), названий птиц (Соколов, Воробьев) и т.д. Ищите созвучные им слова или придумывайте рифмы и связывайте их с особенностями лица.

Как синдром дефицита внимания (СДВ) мешает запоминать?

Есть категория людей, которым сложно на длительное время сконцентрировать внимание на чем-то одном. Как правило, они гиперактивны, не склонны к усидчивости, несобранны и невнимательны, быстро теряют интерес к начатому делу и бросают его, не завершив. Кроме того, они раздражительны, склонны к депрессии, перепадам настроения и быстро разочаровываются. Впервые такой синдром может проявиться у детей до семи лет.

Помощь при СДВ

  1. Больше практики. Детям нужно уделять больше внимания, увлекать творческим процессом, где они могут проявить себя.
  2. Отслеживание прогресса. Важно ежедневно записывать достижения и неудавшиеся дела ребенка.
  3. Участие в дополнительных проектах. Это необходимо, чтобы как можно скорее помочь раскрыть потенциал.
  4. Не вешать отрицательные ярлыки. Стараться подчеркивать достоинства ребенка, а не убеждать его в том, что он не такой как все.
  5. Знать меру лекарствам. Не злоупотреблять препаратами, которые назначил врач, но и не отказываться от них полностью, если ребенку трудно освоиться в новом коллективе.

Приемы для улучшения памяти взрослым с СДВ

  • По возможности представлять все стоящие перед вами задачи образно.
  • Создавать списки дел, чтобы ничего не упустить.
  • Рисовать и графически изображать важную информацию.
  • Включать диктофон и записывать то, что предстоит запомнить.
  • Организовать свое рабочее место так, чтобы ни на что не отвлекаться.
  • Медитировать.

Заключение

Есть два основных способа запомнить все необходимое: повторить несколько раз и промаркировать, — то есть, создать яркий образ, который надолго останется в памяти.

Создайте рифму, предложение или придумайте историю для запоминания последовательности. Используйте цифробуквенный код. Запомнив, какая буква соответствует каждой цифре, вам будет проще восстанавливать в памяти многозначные числа.

Если вы заметили у себя синдром дефицита внимания, старайтесь записывать на диктофон все, что вам нужно запомнить, делайте зарисовки, пишите списки дел и чаще медитируйте, чтобы освободить сознание для новой информации и расслабиться.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *