Перейти к контенту →

Сила добра: Далай-лама о том, как сделать свою жизнь и мир лучше. Дэниел Гоулман. Краткое содержание

План Далай-ламы, как решить неразрешимые глобальные проблемы

В книге американского психолога Дэниела Гоулмана изложены взгляды Далай-ламы на решение современных проблем, как личных, так и мировых. По мнению культового персонажа ХХ века, ключ к решению всех трудностей – доброта и эмпатия, о которых в обществе совершенно забыли и заменили культом собственного благополучия. В этом и кроется причина личного ощущения опустошенности, неудовлетворенности и глубокого несчастья, а также всемирных неурядиц. Книга содержит практические рекомендации, как развить чувство сострадания в себе и своих детях, как преодолеть собственное эго, которое на протяжении последних веков культивируется и, наконец, почувствовать себя счастливым. В нашем обзоре мы остановимся на основных моментах книги.

Как сделать будущее светлым

Далай-лама с утра ежедневно слушает новости BBC. И приходит к выводу, что большинство трагедий происходит по одной единственной причине. В обществе совершенно отсутствует мораль и сострадание. С его точки зрения, каждому человеку нужно фокусироваться не на удовлетворении собственных желаний, а на своих обязательствах.

Однако люди повторяют одни и те же ошибки веками. Благодаря особенному мироощущению и духовности выше средней Далай-лама понимает, где человечество оступилось и как можно все исправить. Его ответ – сила добра. В рамках этой идеологии людям следует:

  • изменить стиль мышления;
  • концентрироваться на позитивных эмоциях, а не наоборот;
  • развивать духовность и человечность.

Если этого не произойдет, мы навсегда останемся в плену у отчаяния. Не зря это чувство считается одним из семи смертных грехов. Если же действовать по плану Ламы, человечество сможет развить эмпатию, которая является цементом морали и ответственности. Это позволит разрешить глобальные проблемы: коррупцию, вседозволенность, стремление к материальному обогащению. А так же даст шанс власть имущим преодолеть свое равнодушие к простым людям.

Призывая нас к внутренней революции собственных приоритетов, Далай-лама вспоминает роман «Скотный двор». Животные решили свергнуть фермера-тирана и провозгласить свою власть. Однако они не смогли побороть свою жажду власти и алчность. В итоге все вернулось на круги своя и без фермера.

Личным примером Лама демонстрирует все свои принципы. Его подчеркнутая скромность постоянно напоминает о том, что он простой монах, а не мировой судья, указывающий нам на нашу нравственную деградацию. Деньги ему не нужны. Все, что он получает в качестве премий, будь то Нобелевская премия или еще какие-то, Лама тут же отдает на благотворительность. Вся его жизнь олицетворяет простую мысль – человек не пуп земли и собственная эгоцентричность не есть хорошо, неплохо бы было думать и о других, а не только о себе любимом. Важно преодолеть одержимость собой и своими интересами.

О Далай-ламе

Лама родился в селе, жители которого не имели даже начального образования и жили крестьянством. Будучи подростком, он был вынужден бежать из страны. Больше 50 лет он не был на родине. У него нет и не было своего дома, семьи, банковского счета и других материальных благ. Вместо посещения традиционной школы Лама изучал древние секретные философские учения, религиозные ритуалы. По этой программе обучали будущих Лам и 600 лет назад. Он страстно увлечен наукой. И всем философским идеям ищет практическое подтверждение, постоянно встречаясь с величайшими учеными современности.

В Ламе привлекательна его самоирония, отсутствие показной набожности, он с иронией относится к своим слабостям, которые присущи людям. Эти черты – результат ежедневной работы над собой. Всю жизнь он пять часов молится и медитирует каждый день, без исключений: четыре с утра и час вечером. Именно это сформировало его духовность и отношение к людям и миру. Когда Ламе предлагают бумажные полотенца для рук, он всегда обходится одним. Это кажется мелочью, но если бы так поступал каждый, эффект был бы колоссальный. Увы, мало кто из нас готов сделать что-то для планеты. У нас нет для этого мотивации.

В детстве Лама жил во дворце, изучал философию, риторику, гносеологию, религиозные ритуалы. В 1950 г. Китай захватил Тибет. И в 1959 (Ламе было 16 лет) он был вынужден тайно бежать из дворца. Теперь Лама ездит по миру и пропагандирует свое учение. С того момента, как ему вручили Нобелевскую премию в области мира, его учение стало более массовым и популярным. Сегодня редко кто не слышал его имя. Компания Apple привлекала его образ в своей рекламной кампании «Думай иначе».

С его точки зрения, именно мудрость, чуткость и отзывчивость решат общие проблемы. Его учение не ограничивается пропагандой теории добродетели. Призывая к миру во всем мире, он предлагает конкретные, практические решения. Он призывает заглянуть в недра своей души. Овладеть наукой самоконтроля. Научиться слышать сердце. Когда мы обретем мир в своем сердце, мы сможем принести благо Земле. Его послание адресовано каждому человеку на планете. Далай-лама сосредоточен на том, чтобы помочь нам сделать наш мир лучше. Его цель не бичевать пороки современности, а указать нам путь.

Далай-лама живет и ощущает себя простым монахом. Да, вокруг него есть некая свита последователей, но сам Лама ведет спартанский образ жизни, соблюдает строгий режим дня. Он спит в маленькой комнате, дома носит старые футболки. Мудрость и опыт Ламы позволяют ему с уверенностью сказать, какие качества человек должен развить в себе, чтобы справиться с современными глобальными кризисами.

Эмоциональная гигиена

Начать мы должны с «эмоциональной гигиены». Мы должны взять на себя ответственность за управление нашими собственными мыслями и чувствами с тем, чтобы уменьшить влияние деструктивных эмоций и развить более позитивные способы восприятия и существования. Этот самоконтроль позволяет соотнести наши цели и действия с общечеловеческими ценностями. Человечеству нужна наука о сострадании, которая подводила бы человеческие ценности под единую основу.

Психолог Пол Экман выявил шесть эмоций, свойственных только людям:

  • Страх;
  • Гнев;
  • Отвращение;
  • Радость;
  • Удивление;
  • Печаль.

Когда Экман первый раз лично увидел Далай-ламу, он был поражен его лицом. Вот что его так удивило. Дело в том, что в момент общения с человеком, который находится под сильным влиянием какой-то эмоции, лицо Ламы на мгновение полностью отражает эту эмоцию. И только потом возвращается к своему обычному состоянию гармонии и радости.

Как рассказывает Лама, за полвека духовной практики он стал намного более спокойным, сосредоточенным на внутреннем, а не на внешнем человеке. Научился держать эмоции под контролем. Разумеется, как любой человек он может быть раздражен чем-то, но отходит от этого гораздо быстрее, чем раньше. Короткие вспышки гнева не трансформируются в злость и обиду, которые разъедают сердце всю жизнь. А вывести Ламу из равновесия – очень непростая задача. Способность так быстро восстанавливаться, по оценкам психологов, признак благополучия.

Что, на самом деле, нам вредит так это негатив внутри себя. Он изматывает и изнашивает нас самих и окружающих. Эти эмоции разрушают и приносят боль. Все эмоции необходимы человеку, но каждая имеет две стороны медали. Даже самая светлая эмоция, находясь в точке максимума, приносит боль. Хорошо, когда у человека есть цель, она его вдохновляет и ведет вперед, но всегда есть опасность, что он станет ей одержим и вследствие этого слеп. Эмоциональная гигиена позволяет вовремя остановиться и не причинить себе вред.

Логика поможет контролировать эмоции

Лама признается, что испытывая гнев, он помнит о том, насколько это разрушительные переживания. Гнев подрывает доверие, ослабляет иммунную систему. Нельзя принимать гнев как должное и поощрять его.

Самая полезная эмоция для духовного становления личности – искреннее отвращения к тем эмоциям, которые вас разрушают. Это отвращение позволит одолеть все эти эмоции. Проблема сильных эмоций также в том, что они совершенно искажают реальность. Человек, в состоянии гнева, ярости, максимального раздражения, воспринимает действительность совершенно не так, как есть на самом деле. Когда человек видит все в таком черном цвете, ему становится еще хуже, его состояние усугубляется, что может приводить к самым разным необратимым последствиям.

 

Важно осознать, что происходит с нами, когда негативная эмоция растет и достигает точки максимума. Это занимает секунды. Процесс практически неуловим. Но стоит только осознать этот момент, как в руках у вас окажется инструмент, который навсегда избавит вас от внутреннего саморазрушения. Как только вы заметили первые сигналы, проговорите про себя или даже вслух эту эмоцию и она тут же пойдет на спад. Можно использовать самые простые формулировки типа: «У меня начинается истерика», «Я впадаю в ярость» и другие. Загляните внутрь себя и познакомьтесь поближе со всей глубиной ваших негативных и позитивных эмоций.

Врожденное сострадание вместо зацикленности на себе

Считается, что человек рождается альтруистом и только потом в процессе социальной адаптации (конкуренция в школе, отбор в университет и пр.) эта склонность пропадает. Ее замещает собой установка на успех. Между тем, помощь тем, кто нуждается, действительно способна сделать нам счастливыми и осознающими свою суть. Радость от обладания вещами не сравнится с радостью, когда вы помогаете, когда вы делаете добро. Искреннее сострадание наполняет и сердце, и душу, в результате чего вы чувствуете себя счастливым. Этого ощущения не достичь, постоянно обновляя гардероб или стремительно взлетая по карьерной лестнице. Зацикленность на себе не принесет радости. Необходимо переключаться с мелких личных проблем на действительно важные. Скажем, проблема «я давно не ездил в отпуск» не из того же ряда, что проблемы детского хосписа. Конечно, можно постоянно ограждать себя от таких вещей, считая, что это все далеко, это все не про меня, но радости все равно не будет, тревога и разочарование никуда не денутся.

А вот чувство собственной исключительности – это форма самообмана. Наши враги могут стать нашими учителями, поскольку дают возможность нам тренировать терпимость, терпение, понимание, позволяют научиться подлинному состраданию. И это сострадание выходит за рамки врожденной склонности отдать предпочтение людям на основе генетической близости и внешнего сходства. При помощи правильной практики мы можем подняться над обычным уровнем привязанности до уровня безусловной универсальной любви, когда для нас не важна ни вера, ни цвет кожи, ни социальный статус.

Наука и методики Тибета

В тибетской традиции существует множество проверенных временем техник управления деструктивными эмоциями. Их можно изучить, вывести за религиозные рамки и распространить среди людей. При поддержке Ламы был основан Центр исследования здорового сознания. Там разработали и протестировали учебную программу, направленную на воспитание доброты среди детей дошкольного возраста. Эта программа включает в себя целый комплекс игр и упражнений. Например, дети дают себе обещание: «пусть все, что я думаю, говорю и делаю, не принесет никому вреда и всем помогает». Или, например, дети должны заработать семена доброты, а затем посеять их в нарисованном большом плакате. Эти игры направлены на то, чтобы помочь детям научиться успокаивать себя и стать добрее. При должном обучении можно преодолеть естественную склонность детей этого возраста к эгоизму. Такому изменению подвержены люди в любом возрасте.

Нейробиолог Антонио Дамасио выяснил: техники тибетских монахов развивают способности контроля телесных ощущений у людей. Они настолько действенны, что их стоит применять в медицине. Исследователь Джон Кабат-Зинн учит пациентов осознанно контролировать телесные ощущения. Сегодня это очень популярно в продвинутой медицине. Культ осознанности из восточных религий выходит за рамки среды обитания и внедряется в более широкие слои населения. Этот способ контролировать свое сознание, не реагируя чрезвычайно остро на внешние события, помогает преодолеть пищевые расстройства, справиться с душевными недугами типа депрессии. Людей с дефицитом внимания делает более сосредоточенными. Для специалистов из медицинской сферы, которым часто по работе приходится сталкиваться с болью и смертью, этот навык незаменим.

Упражнения, чтобы успокоиться

Сделайте глубокий вдох, наберите как можно больше воздуха. Через пару секунд выпустите его. Сделайте 10 подходов. Говорите вслух «Вдох. Выдох». Это поможет сконцентрироваться на дыхании. Представляйте, как вы расслабляетесь и негатив, выраженный визуально, выходит из вас.

Экономика ради людей

Лама называет коррупцию раком. Она порождает бедность и не позволяет ее преодолевать. Часто средства из благотворительных фондов оседают не в тех карманах. С этим надо жестко бороться. Причину этого явления он видит в крайнем эгоцентризме. Проблема начинается с современного образования, именно оно учит нас думать только о собственном благополучии и богатстве, а не о моральных принципах. Неравный доступ к власти стал само собой разумеющимся. Особенно со стороны элит, которые пользуются им в личных целях. Те, кто живет в бедности, не имеют доступа к принятию решений, которые могли бы облегчить их жизнь.

Главное возражение Ламы против капитализма – отсутствие сострадательной морали. Капитализм слишком сосредоточен на личной выгоде и не думает об общественном благе. Согласно ему, люди движимы исключительно корыстными мотивами, заинтересованы в том, чтобы заработать как можно больше денег. Зацикленность на собственном «я» – вот источник проблемы. Однако извратить можно любую систему, если в ней доминирует эгоизм и отсутствует этика.

Лама предлагает сострадательную экономику. Это сочетание предпринимательского духа с развитой системой социальной поддержки и адекватными налогами на богатство. Хороший пример – Швейцария. Разрыв в уровне достатка людей там не слишком заметен, а концентрация сверхбогатых людей чрезвычайно мала. При капитализме система такова, что зарабатывает тот, кто инвестирует. А тот, кто работает, заработать много никогда не сможет. Неравенство между богатыми и бедными встроено в свободную рыночную экономику.

Сегодня люди одержимы комфортом, достатком, благополучием. Каждый хочет получать удовольствия непрерывным потоком. Боль, трагедии, разочарование, нищета – это чужие истории. Все хотят удовольствий. Все переживают, что удовольствий мало, делают катастрофу из того, что что-то недополучили, не съездили трижды на море, купили квартиру 100 кв. м., а не 200 и прочее. Жажда таких благ не способна принести удовлетворенность. Эти удовольствия слишком быстротечны. Потребительство не ведет к счастью. Деньги необходимы, они даже полезны, но не способны породить счастье. Далай-лама сравнивает их с болеутоляющим. Боль никуда не девается, просто на какой-то срок вы перестаете ее чувствовать.

Чтобы избавить от боли, нужно работать на уровне более тонких материй, а не пытаться их подавить через сенсорные удовольствия. Согласно исследованиям Лэйрда, счастье зависит скорее от наших личных отношений с людьми, чем от нашего дохода.

В разговоре с одним бизнесменом Далай-лама узнал, что у того на предприятии уровень стресса и тревожности среди молодых сотрудников просто зашкаливает. Лама порекомендовал проводить еженедельные встречи, чтобы люди могли поговорить не о работе, а о своих личных переживаниях. Это даст им определенное спокойствие ума. Умение овладеть собой Лама отмечает, как один из важнейших навыков, которому мы должны обучиться сами и обучить детей.

Как создавать добро и научиться думать не только о себе

Учительница в женском колледже принесла своим ученикам ящик клементин. Семилетние девочки в восторге начали спрашивать, как сюда попали эти сладкие фрукты. Учительница предложила им самим рассказать про путь клементин. Дети начали перечислять людей, которые были задействованы в транспортировке фруктов. Получилось несколько сотен человек. После чего каждому вручили по плоду и попросили на нем сосредоточиться: ощутить его запах, увидеть цвет, почувствовать вкус. И представить одного из людей, который участвовал в выращивании и доставке. А затем пожелать им что-нибудь хорошее. Это стало прекрасным уроком концентрации, пожелания добра людям и изучения мира.

Если бы мы смотрели на мир сквозь призму подлинного сострадания, в мире не было бы войны. Мы же привыкли разделять «мы-они». А заботиться якобы нужно только о себе. Как итог, мы относимся к людям как к бездушным инструментам для достижения наших целей. Эмоциональная вовлеченность, основанная на дружбе или любви способна преодолеть любые социальные предрассудки.

Во имя веры проливается слишком много крови, с точки зрения Ламы. Когда религиозные деятели призывают к убийству инакомыслящих, сильно сомнительна их вера, которой так противоречат их агитации. Война на Украине, на Ближнем Востоке – следствие неспособности людей контролировать свои эмоции. Это эгоцентризм, ненависть, менталитет «мы-они». Обществу необходим диалог. Нужно делиться точками зрения и отстаивать свои ценности в диалоге, а не отказываться от них или насаждать их насильственно. Делать акцент на общих интересах и выгоде. Если разоружение начнется внутри нас и затем будет транслироваться во внешний мир, то мы все сможем стать миротворцами в личном общении. Есть такая стратегия «возвышение». Если кто-то агрессирует по отношению к вам, не нужно агрессировать в ответ. Нужно сказать что-то позитивное о человеке и о самом себе. Это подавит агрессию и насмешки со стороны нападающего. В некоторых американских школах этому методу учат детей, поскольку уровень детского насилия и эмоциональной травли там очень высок.

В мире существуют сотни программ, которые учат детей управлять гневом, негативными эмоциями, развивают эмпатию. Это приводит к повышению успеваемости на 11%, поскольку в состоянии спокойного ума, детям легче учиться.

Целью образования, настаивает Лама, должно быть воспитание не просто умных людей, а хороших людей: «Существующая система образования целиком ориентирована на материальные ценности. Нам необходимо образование, которое ставит во главу угла внутренние ценности, которое учит нас, как стать достойными людьми. Дополняйте развитие интеллекта воспитанием сердца, чтобы сделать его полноценным».

Заключение

Неразрешимые глобальные проблемы, войны и распри на земле можно решить простым на первый взгляд способом – развивать сострадание, которое является врожденным качеством человека и совершенно вытесняется в процессе социализации и современного образования. Фонды Далай-ламы поддерживают обучающие программы для детей младшего возраста и школьников, чтобы изменить их отношение к себе подобным и к миру. Только в этом случае, когда каждый начнет думать не только о себе, но и о другом, закончатся войны и международные конфликты, также это станет единственным действенным способом в борьбе с коррупцией и в достижении всеобщего неклассового благосостояния.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *