Перейти к контенту →

Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн. Джеймс Хьюмс. Краткое содержание

15 приемов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Примеры ярких личностей, неизменно привлекающих внимание публики, можно найти в любой сфере. Например, в политике такими героями являлись президент США Билл Клинтон и британский премьер Тони Блэр. Несмотря на многочисленные скандалы и невысокие показатели в экономике, оба они оставались необычайно популярными благодаря своим лидерским качествам и умению держаться перед аудиторией. Также в качестве примеров прирожденных лидеров можно привести Наполеона, Линкольна, Черчилля, Тэтчер и др.

Книга Джеймса Хьюмса – известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов – раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые автором, вы обретете уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика – вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение, и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

Также пауза будет полезна, если вам в ходе дискуссии задали вопрос. Даже если вы знаете ответ, не торопитесь: слушатель может подумать, что вы не до конца его поняли. Прежде чем отвечать, поднимите взгляд на собеседника и посмотрите ему в глаза. Вы будете выглядеть как серьезный рассудительный человек, отвечающий осторожно из уважения к собеседнику.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории. Первая фраза – это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнется в телефон, а кто-то и вовсе заснет – однако первую фразу будут слушать все без исключения.

Уинстону Черчиллю принадлежит афоризм: «Красивое начало – залог провала». Истратив мощный потенциал первой фразы речи на красивые, но неоригинальные формальности («Мне очень приятно выступать сегодня перед такой замечательной аудиторией… Какой прекрасный день для нашего клуба!..»), вы потеряете львиную долю слушателей.

3. Яркое начало

Итак, какие приемы можно использовать, чтобы заинтриговать слушателей началом своей речи? Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с нее («Вчера 9 января в 10 часов утра…»).

Вам может показаться, что из вежливости речь обязательно нужно начинать с благодарностей, однако автор книги «Секреты великих ораторов» так не считает: по его мнению, по крайней мере в начале речи ни в коем случае не стоит говорить приятные банальности слушателям, поскольку они подумают, что вы чувствуете себя обязанным сделать это и говорите неискренне. Любые слова благодарности лучше вынести в середину речи или даже в ее конец, при этом попытайтесь вплести их в структуру своего выступления, чтобы эти фразы не выглядели инородными.

Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога – выбирать сильное начало. Не жалейте времени и сил на оттачивание вступления. Пускай речи всех остальных начинаются с «Мне выпала честь…» – вы знаете, что слушатели ни за что не купятся на эти банальности.

4. Внешний облик

Выбор предметов одежды для публичного выступления не должен быть случайным. У каждого из знаменитых ораторов прошлого был свой фирменный знак: цилиндр Линкольна, сигара Черчилля, трубка Сталина, сумка Маргарет Тэтчер.

У каждого из нас в жизни бывают свои 15 минут славы, когда мы чувствуем себя если не перечисленными мировыми лидерами, то по крайней мере важными публичными персонами. Для таких случаев вы обязательно должны иметь свой «звездный костюм» – одежду, которую вы наденете на особо важное мероприятие. Автор книги рекомендует мужчинам обратить внимание на костюмы из темно-синей ткани в тонкую светлую полоску (их любил Черчилль) или из темно-серой шерсти (их носил известный американский государственный деятель Сайрус Вэнс).

Безусловно, огромным успехом станет, если вы придумаете свой фирменный атрибут. Это может быть редкий, но благородный классический цвет галстука, носовой платок в нагрудном кармане, значок в петлице. Однако воздержитесь от излишне смелых экспериментов с аксессуарами. Не забывайте о том, что туфли и маникюр также имеют огромное значение.

Итак, советы Джеймса Хьюмса для внешнего облика мужчин-ораторов таковы: костюм-двойка (тройка – для праздников) серого или темно-синего цвета (можно в тонкую полоску), обычный галстук (не бабочка), белая или голубая классическая рубашка, кожаная (не замшевая) обувь – черная или темно-коричневая. Опрятная и со вкусом подобранная одежда производит неизменный эффект и при этом не требует больших финансовых затрат.

В качестве образцов стиля для женщин-руководителей автор приводит принцессу Диану, журналистку Диану Сойер и политика Элизабет Доул. Вот несколько советов: простой покрой, насыщенные цвета в сочетании с пастельными оттенками, аксессуары (в небольшом количестве!), обувь должна быть самым темным предметом одежды, сдержанные естественные макияж и прическа. Ключевое слово – сдержанность, собеседники должны именно слушать вас, а не рассматривать, что на вас надето.

5. Главная мысль

Еще до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить ее главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, емким, «помещаться в спичечный коробок». Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами. По выражению Черчилля, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трех разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

Итак, первым шагом при подготовке выступления должно быть определение пункта назначения – главной идеи, к которой вы хотите привести слушателя. Далее определите особенности вашей аудитории: соотносите речь с обстоятельствами. Безусловно, на дружеском вечере не стоит доносить свои идеи такими методами, как будто вы находитесь в торговой палате.

6. Краткость

В моде и архитектуре бытует выражение: «Меньше значит лучше». Его можно применить и к ораторскому искусству. Удивите своих слушателей. Если они устроились поудобнее, приготовившись слушать получасовую речь, уложитесь в пять минут! Лучше говорить коротко, чем скучно.

Одно из самых знаменитых выступлений в истории США – Геттисбергское послание Авраама Линкольна, произнесенное на открытии кладбища солдат, погибших в одной из битв Гражданской войны. Оно длилось всего две минуты и именно благодаря этому вошло в историю как образец ораторского мастерства. Между прочим, до Линкольна на открытии кладбища в течение двух (!) часов выступал другой политический деятель, Эдвард Эверетт. Современники считали его самым блестящим оратором, однако выступление Эверетта забыто, а двухминутное послание Линкольна помнят в США до сих пор.

Не нужно думать, что если на ваше выступление отведено 20 минут, то вы должны использовать их до последней секунды и еще чуть-чуть прихватить у других выступающих. Если вы уложились в 5 минут, удивив слушателей краткостью, можете считать себя победителем. Краткость в сочетании с уверенностью и остроумием покорит любую аудиторию.

7. Цитаты

Цитаты, умело вставленные в публичное выступление, всегда пользуются успехом у аудитории. Однако есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка: никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать.

Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой. Вы можете прочитать блестящую цитату доктора Ричарда Эйзенбейса, но, если его никто не знает в аудитории, впечатление будет смазано. И наоборот: автор книги приводит случай, когда один чиновник цитировал перед подростками хорошо им знаменитого баскетболиста Майкла Джордана, однако, выбрав длинную и неудобоваримую цитату, умудрился потерять интерес старшеклассников.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приемами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьезным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа. Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите ее на маленькую карточку и, достав во время выступления карточку из бумажника, зачитайте высказывание.

Если в вашей речи содержится критика, используйте прием перекрестного цитирования. Достаньте во время речи листок бумаги с высказыванием вашего оппонента, процитируйте соперника и покажите аудитории, в чем он заблуждается.

Цитирование может стать лучшим помощником успешного оратора. Если говорящему удается правильно создать атмосферу, цитата приковывает внимание слушателей, пробуждает их ото сна и дает энергию залу. Используйте только сильные цитаты, обязательно выделяйте их интонационно и подчеркивайте их своими действиями.

Начните собирать цитаты уважаемых вами известных людей. Записывайте их в блокнот или компьютерный файл, систематизируйте тематически по алфавиту, например: бизнес, видение, возможность, вопрос, действие и т.д. Готовясь к выступлению, выберите цитату, выпишите высказывание на карточку, заламинируйте ее и вытащите во время выступления из бумажника. Если вы носите очки для чтения, обязательно наденьте их перед прочтением цитаты, чтобы привлечь внимание публики.

8. Статистика

Одна из самых трудных задач оратора – привести статистические данные так, чтобы публика их запомнила. Статистикой нужно пользоваться с умом: некоторые цифры нужно приводить точно и подробно, другие же, наоборот, можно сообщить в общих чертах, чтобы слушатели получили возможность их запомнить.

Не перегружайте свое выступление статистикой: цифры так же неинтересны слушателям, как и реклама. Однако если для вас все же важно донести до слушателей какое-то конкретное число, используйте тот же пример, что и с цитатами: создайте ощущение важности ситуации, достаньте из кармана карточку из зачитайте с нее: «В этом году прибыль компании выросла на 17,2 процента…» Скорее всего, через час слушатели уже забудут эту цифру, однако вам удастся произвести впечатление и добиться доверия аудитории.

Также для того, чтобы произвести впечатление на слушателей, выбирайте нечетные, некруглые числа. Они покажутся более правдоподобными и убедительными, даже если вы начнете выдумывать их на ходу.

В большинстве же случаев статистику нужно обрабатывать. Здесь автор призывает пользоваться сформулированным им правилом МКР: Меньше, Круглее, Релевантнее.

Во-первых, статистики в вашем выступлении должно быть как можно меньше. Согласно научным исследованиям, из одного выступления средний слушатель может запомнить только один пример цифровых данных. Выбирайте только лучшие и самые яркие данные.

Во-вторых, нужно стараться округлять цифры. Например, высказывание «примерно трое из пяти британцев будут иметь мобильные телефоны» звучит намного лучше, чем «британцы покупают 38 тысяч телефонов в день». Вместо того, чтобы говорить, что 21,5 процента покупателей выбирают кофе без кофеина, скажите просто: один из пяти. Числа, представленные в округленной форме, лучше запоминаются, кроме того, для большей убедительности их можно представить в виде картинок. Сложные статистические данные нужно стараться представлять в упрощенном виде. Вероятность 1 к 100 000 – это как один волос на голове. Старайтесь сравнивать с чем-то понятным и близким. Например, «площадь Черногории в три раза меньше площади Московской области» (а не «составляет около 14 тыс. кв. км»).

Наконец, в-третьих, избегайте бесполезной статистики. Именно о таких данных говорится в знаменитом выражении «есть ложь, наглая ложь и статистика». Статистика должна быть связана с интересами аудитории, только тогда она найдет отклик.

9. Слайды и другие способы визуализации

Уинстон Черчилль не пользовался презентациями в PowerPoint, чтобы донести свои мысли до зрителей. Наполеон не рисовал графиков и не развешивал их перед зрителями. Настоящие лидеры должны знать, что никакие средства визуализации не заменят силу харизмы и богатство языка.

Конечно, одна из причин, по которой неопытные ораторы любят использовать технику – стремление показать свою продвинутость, умение двигаться в ногу со временем. Однако есть у привычки везде таскать за собой флешку с презентацией и еще одна, более глубокая, причина. Это страх оказаться один на один с аудиторией. Заменяя свою речь показом слайдов, менеджеры избавляют себя от общения со слушателями, они просто комментируют картинку. Такое бегство от аудитории вызывает у ораторов привыкание.

Помните: наглядными средствами нужно подкреплять, а не заменять свои слова. Ни в коем случае не используйте больше одного средства визуализации одновременно. Меняя тему, переключайте слайд или включайте черный экран, чтобы слушатели не путались и не отвлекались.

Ваши слайды должны быть максимально простыми, доступными каждому слушающему. Если на объяснение сути картинки или графика уходит слишком много времени, лучше не используйте их вовсе. Если изображение не говорит само за себя, откажитесь от него.

 

Основное блюдо выступления – ваша индивидуальность и главная мысль речи, а слайды – это всего лишь приправа к блюду. Ниже приведены несколько советов автора книги к составлению слайдов:

1) слайды должны быть простыми и не загроможденными;

2) подписи к слайдам также должны быть короткими и ясными, делайте их в виде афоризмов, слоганов и т. д.;

3) не нужно читать подписи, слушатели сами это умеют;

4) указка не нужна, она только мешает и отвлекает от картинки;

5) удаляйте слайд с экрана, прежде чем сменить его другим (можно вставлять черные слайды).

10. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя. Не нужно начинать свое выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трех Р: шутка должна быть Реалистичной, Релевантной и Рассказанной (а не прочитанной).

Шутки должны быть правдоподобными – то есть, слушатели должны поверить, что история произошла с вами, с вашими знакомыми, также подойдут истории из жизни великих людей. Преимущество реалистичных историй в том, что они необязательно должны вызывать хохот, они могут быть ценными сами по себе.

Когда вы говорите «один доктор» или «один политик», вы даете слушателям знак, что рассказанная вами шутка выдуманная и теряете их. Попробуйте увести их за собой в мир своей истории: «Одна учительница из моего родного города…», «У моего знакомого был психиатр, который…».

Если вы будете читать анекдот с бумажки слово в слово, он обречен на неудачу. Острота должна быть рассказана вами. Выпишите на карточку ключевые слова и фразы, без которых анекдот невозможен, а остальное говорите «из головы».

Выше было сказано, что начинать выступление с шутки не стоит, однако если вам предстоит произнести короткую речь (например, представить следующего оратора), анекдот может оказаться весьма кстати. Также острота может стать отличным завершением выступления, если вы, используя свое чувство юмора, сможете подвести под ней эффектную черту.

Чтобы объяснить своим слушателям, простым рыбакам и пастухам, абстрактные понятия, Иисус Христос использовал притчи (вспомните истории о талантах, горчичном зерне, добром самарянине и др.). Абстрактные идеи не задерживаются в голове слушателя, поэтому старайтесь превращать их в конкретные примеры. Если вы работаете, например, в страховой сфере, составляйте в блокноте свой «арсенал» анекдотов, историй из жизни и притч и используйте их в беседах с клиентами. И конечно, особенную ценность имеют реальные случаи из вашей жизни. Они обладают наибольшей убедительностью.

11. Чтение

Каждому известно, что чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать. Умение правильно читать речь перед публикой – большая редкость, зачастую даже опытные политики не владеют необходимыми приемами этого искусства.

Первое правило прочтения речи – никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу. Используйте технику СОС: Смотреть – Остановиться – Сказать.

Для тренировки возьмите любой деловой журнал и откройте колонку редактора или другую публицистическую статью. Соорудите у себя дома подобие кафедры. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

Наверняка вас смущают паузы, которые вы делаете после прочтения очередной строки, вы можете подумать, что из-за них вы теряете слушателя. Это не так! Истинное предназначение пауз – дать слушателям время переварить сказанное. Кроме того, паузы придают вашей речи более разговорный, непринужденный и искренний характер, ведь во время разговора мы тоже иногда замолкаем, пытаясь подобрать нужное выражение.

Обязательно потренируйтесь, чтобы освоить технику СОС. После некоторой практики эти приемы станут для вас естественными. Если вам не верится, что такая речь звучит естественно, попросите кого-нибудь снять себя на видео.

12. Приемы оратора

Известно, что Черчилль записывал свои выступления подобно стихам – разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала еще более убедительно, воспользуйтесь этим приемом. Вот пример из Геттисбергской речи Линкольна, записанной, как стихи:

Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и убеждённую, что все люди рождены равными. Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию.

Такое расположение строк облегчает не только чтение для вас, но и понимание для слушателей. Эта форма поможет вам легко отыскать главные слова и фразы, при этом поминутно не заглядывая в текст.

Ораторскую речь с поэзией также сближает то, что в обоих случаях огромной силой обладают художественные приемы: контраст, рифма, эхо, аллитерация, метафора. Используйте антонимы, чтобы создавать на контрасте яркие парадоксальные суждения, это нравится публике («Хочешь мира – готовься к войне» и т. п.).

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»). Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространенные из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы/осы (розы, угрозы, слезы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и т.д. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы. Но главное – помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать свое выступление в поэму. А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

Эхо – это повторение слова или фразы с целью выделения своей мысли. Этим приемом пользовались Рузвельт («Мы не должны страшиться ничего кроме страха»), Линкольн («…власть народа, для народа, волей народа…»), Черчилль («Любая мудрость – это всем известная мудрость»).

Следующий ораторский прием – это аллитерация, повторение одинаковых звуков. Как правило, для аллитерации легче использовать согласные, один из самых простых примеров – аллитерация с П или Б («мы заПлатим люБую цену, вынесем люБое Бремя» из инаугурационной речи Джона Кеннеди).

Наконец, последний рекомендуемый автором прием – использование метафоры, образного сравнения. Этим приемом часто пользовался Черчилль, именно ему принадлежит, например, метафора «железный занавес». Чтобы придумать яркую метафору, он «отправлялся в путешествие»: вызывал в памяти горы, реки, холмы, моря и т.д. Британия в речах знаменитого премьер-министра обычно сравнивалась со львом, нацистов он уподоблял крокодилу или удаву. Используйте метафоры, но не злоупотребляйте ими: яркий прием должен быть один на целую речь, тогда его точно запомнят.

13. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

Иногда же вопросы принципиально не имеют ответа и задаются для того, чтобы побудить слушателей вступить в диалог. Такие вопросы называются риторическими. Они должны быть простыми и занимать не более одной строчки, чтобы легко восприниматься на слух.

Для выделения ключевых слов или фраз используйте паузы. Многозначительные паузы могут наполнить глубоким смыслом даже обыденные понятия. Этим приемом пользуются, например, актеры: они ищут в речи своих персонажей ключевые слова и выделяют их интонационно, а также паузами, чтобы создать яркие образы.

Также очень важно для выделения ключевой фразы подготавливать слушателя. Секрет в том, чтобы придумать подготовительное предложение (например, «Позвольте мне еще раз повторить то, что я говорю критикующим нашу компанию…» или «Секрет… очень прост. Его можно выразить одной фразой: …»). Эту тактику вполне достаточно использовать один раз за выступление, именно для той фразы, которую вы хотите сохранить в памяти своих слушателей.

14. Пассивность и активность

Не злоупотребляйте страдательным залогом – такими предложениями, в которых главный объект речи (подлежащее) не сам выполняет действие, а подвергается этому действию. Такие формулировки добавляют в речь ощущение пассивности. О страдательном залоге вам нужно забыть. Вместо «Свобода дается Господом» используйте «Господь дает свободу»; вместо «Победа будет одержана» скажите: «Мы победим» и т. п.

Черчилль называл страдательный залог «оправдательным». И действительно, часто его используют те, кто хочет снять с себя вину и ответственность: «Был допущен ряд ошибок…», «Будет проводиться политика…». Пассивный залог медлителен, невыразителен и неуклюж. Ответственные лидеры используют действительный (активный) залог. Вы не обнаружите пассивных конструкций в речах Наполеона, Линкольна, Франклина Рузвельта.

15. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, все может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и др. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъемные цитаты, стихи или шутки. Один из беспроигрышных вариантов – это исторические сюжеты.

Итак, успешная концовка должна быть вдохновляющей и решительной. Поройтесь в своей памяти – может быть, у вас есть воспоминания, которые идеально подойдут к ситуации, такой финал будет на вес золота. В противном случае не стесняйтесь заимствовать исторические анекдоты из речей великих предшественников.

Нестрашно, если ваша речь оказалась несколько банальной, а шутки не вызвали громогласного хохота. Если вам удастся достучаться до слушателей в концовке, можете считать себя победителем.

И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *