Перейти к контенту →

Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти. Гарри Лорейн, Джерри Лукас. Краткое содержание

Основные техники запоминания

Способы улучшения и тренировки памяти известны человечеству с давних времен, о них упоминали еще античные и средневековые философы. В наши дни искусство запоминания добилось невероятных результатов: лучшие специалисты в этой области способны запоминать тысячи знаков числа пи после запятой и десятки случайно выбранных слов за считанные минуты.

Тренированная память дает множество преимуществ. Однако большинство людей не знают ничего о мнемонических (облегчающих запоминание) приемах и не используют их в серьезных жизненных ситуациях. Авторы книги предлагают читателю познакомиться с системой тренировки памяти, основанной на нескольких простых приемах. По их мнению, способности человеческого мозга к запоминанию почти безграничны. В этом сможет убедиться каждый, кто прочитает до конца руководство «Развитие памяти».

Справка об авторах

Гарри Лорейн (род. 1926) — американский иллюзионист и писатель, специалист по тренировке памяти. С 1958 г. регулярно выступал в телевизионных передачах, демонстрируя свои уникальные способности к запоминанию. Автор более чем 30 публикаций, среди которых книги «Развитие памяти и способности концентрироваться», «Как развить силу ума», «Скрытые возможности разума» и др.

Джерри Лукас (род. 1940) — американский профессиональный баскетболист. Олимпийский чемпион 1960 г. Чемпион НБА 1973 г. в составе команды «Нью-Йорк Никс». Член Баскетбольного Зала славы. После окончания спортивной карьеры стал писателем и преподавателем в области развития способностей к запоминанию, за что получил в США прозвище «Доктор Память».

Техника № 1. Ассоциации

Основой для любого запоминания служат ассоциации. На самом деле, ассоциации формируются в нашем мозге постоянно, но чаще всего они остаются на уровне подсознания, и мы не учимся пользоваться ими в своих целях.

Чтобы запомнить новую информацию, нужно сформировать отчетливую, сознательную ассоциацию с тем, что мы уже знаем. Всем с детства известны подобные техники запоминания. Например, никто не помнит, как выглядят очертания России или Греции на географической карте. Если же попросить человека вспомнить очертания Италии, он без проблем воспроизведет их благодаря ассоциации с сапогом. Вы с легкостью сможете запомнить высоту горы Фудзияма (12 тыс. 365 футов), если проведете ассоциацию с количеством месяцев (12) и дней в году (365).

Первый из описанных в книге приемов развития памяти очень прост: чтобы запомнить новую информацию, вы должны забавным способом связать ее ассоциациями с чем-то, что вы уже знаете.

Например, вам нужно запомнить последовательность из 10 слов: самолетдеревоконвертсерьгаведропетьмячсалямизвезданос. Предположим, вы уже запомнили первое слово — самолет. Тогда вам нужно каким-то забавным образом связать его со словом дерево. Попробуйте представить в голове смешную картинку, объединяющую два этих понятия. Приземление самолета рядом с деревом — это банально, такую ассоциацию мозг не сохранит. Представим дерево, летящее по небу, как самолет. Или, например, самолет, растущий в лесу среди деревьев. Главное — увидеть эту картинку отчетливо и задержать в воображении на секунду так, чтобы она сохранилась. Следующее слово — конверт. Его нужно связать уже с деревом. Представьте дерево, запечатанное в гигантский конверт, или тысячи конвертов, свисающих с веток вместо листьев. После конверта — серьга. Вообразите, как вы надеваете себе на ухо конверт вместо сережки, или тысячи сережек, вылетающих прямо вам в лицо, когда вы вскрываете конверт.

Попробуйте придумать собственные ассоциации для остальных слов из списка. Вы удивитесь, но благодаря ассоциативной цепочке и придуманным вами ярким образам-картинкам вы легко сможете воспроизвести все десять слов в правильном порядке.

4 правила ассоциаций

Можно сформулировать 4 основных правила, которые помогут вам придумывать яркие и смешные связи между предметами:

1) правило замены: подставьте один предмет вместо другого (например, летящее в небе дерево вместо самолета);

2) правило нарушения пропорций (помните огромный конверт, в который поместилось целое дерево?);

3) правило преувеличения (на ветках вместо листьев должен висеть не один конверт, а сотни или тысячи!);

4) правило действия (старайтесь вводить в ваши картинки движение, оно запоминается лучше, чем статичные образы — вспомните надевание конверта на ухо).

Если вы примените к своей воображаемой картинке хотя бы одно из этих правил, она нескоро сотрется из вашей памяти. После тренировок вы научитесь придумывать ассоциации с быстротой и легкостью.

Прежде чем продолжить чтение, обязательно потренируйтесь: попросите кого-нибудь составить список из 15-20 слов (пусть для начала это будут только предметы или конкретные действия) и запомните их по изученной системе.

Освоив описанный способ, вы сможете использовать его регулярно в практических целях: например, для запоминания списка покупок перед походом в магазин или перечня важных дел, запланированных на день.

Техника № 2. Замена слов

Запомнить более сложный материал вам поможет метод замены незнакомых слов знакомыми. Его можно использовать, например, для изучения иностранных слов. Так, чтобы запомнить французское слово père («отец») просто представьте, что ваш отец — член английской палаты пэров. «Грейпфрут» по-французски — pamplemousse. Представьте себе пампушку, намазанную муссом. Возьмем другой язык — португальский. «Отец» по-португальски — pai. Вообразите, каким пай-мальчиком был в детстве ваш отец. «Носки» — peuges (читается как «пеугеш»). Пусть у вас в голове возникнет картинка, на которой будет изображен ваш знакомый — певун Геша. Португальский «обед» (jantar, «жантар») — француз Жан, поглощающий обед из стеклянной тары.

Метод замены можно использовать для запоминания целых грамматических конструкций. Вопрос «Сколько это стоит?» по-французски звучит как «Комбьен эс?». Представьте себе, что покупаете очень дорогой комбайн с большой буквой «С» на борту. Главное — ознакомьтесь со звуками изучаемого языка и не забывайте, что реальное произношение может несколько отличаться от придуманных вами фраз.

Таким же образом вы сможете запоминать длинные трудные слова родного языка и сложные географические названия. Вот всего лишь несколько примеров: «филателист» (коллекционер марок) — представим окулиста Филатова, клеящего на лист почтовые марки; «хромосома» (часть клетки, передающая наследственную информацию) — мимо вас шагает огромный сом, хромающий на одну ногу, а за ним торопятся его детишки. Мало кто знает слово «фактотум», означающее «доверенное лицо». А вы его запомните, если представите знакомого, которому доверяете, пишущего какие-то интересные факты на тотеме индейцев.

Тренировка и применение изученных методов

В некоторых случаях вам может потребоваться запомнить целый список из сложных слов. Вам поможет комбинация двух приемов: сначала производим замену сложных слов на образные картинки, а затем соединяем их при помощи ассоциаций.

Авторы предлагают потренироваться на списке стран Америки, расположенных в алфавитном порядке.

1) Аргентина («аргентум в тине»).

2) Багамы («богаты деньгами»). Соединяя два образа, получаем фразу: богаты деньгами настолько, что держим аргентум в тине.

3) Белиз (ликер «Бейлиз»). Богаты деньгами, поэтому пьем «Бейлиз».

4) Боливия («боли во рту»). От ликера «Бейлиз» боли во рту.

5) Бразилия («брат в ЗИЛе»). У нас боли во рту, брат повез в больницу в ЗИЛе.

6) Венесуэла. 7) Гаити. 8) Гайана и т. д.

Выпишите в столбик все страны Америки и попробуйте соединить их яркими картинками-ассоциациями, как показано выше. Обязательно потренируйтесь. Только после того, как вы освоите методы запоминания при помощи ассоциаций и замены слов, вы будете готовы перейти ко второй части книги, в которой описываются способы сохранять в памяти более сложную информацию: телефонные номера, даты, артикулы и т. д.

Перечислим еще несколько возможных применений системы тренировки памяти, основанной на ассоциациях.

Как запомнить речи и выступления

Предположим, вам нужно выступить перед аудиторией с речью. Зубрить ее наизусть бессмысленно: даже если вам удастся это сделать, речь будет звучать неестественно. Читать с листа — тоже не выход: так вы быстро потеряете внимание слушателей.

Авторы книги предлагают воспользоваться их методом. Во-первых, вам нужно записать свою речь на листе от начала до конца. Во-вторых, вы должны разбить ее на отдельные куски, каждая из которых содержит конкретную мысль. Далее в каждом отрывке текста выделите 1-2 ключевых слова. После этого действуйте по знакомой схеме: придумывайте ассоциации и соединяйте ключевые слова между собой, представляя смешные образные картинки.

Как запомнить лица, имена и фамилии

Проблемы с именами возникают у всех. Чаще всего, знакомясь с человеком, мы запоминаем лицо, но моментально выбрасываем из головы имя и фамилию. Чтобы решить для себя эту проблему, каждый раз при знакомстве проходите три этапа: 1) запоминаем имя; 2) запоминаем лицо; 3) связываем первое со вторым при помощи ассоциации.

Некоторые имена и фамилии (например, Роза, Козлов, Медведев) будут вызывать у вас ассоциации автоматически. Для остальных придется использовать метод замены. Например, слышите фамилию Парунов — представьте, что вам надо купить пару новых туфель. Василиаускас — кот Василий, умывающий усы, сидя на строительной каске.

Чтобы запомнить лицо, внимательно на него посмотрите и выберите одну выделяющуюся лично для вас черту. Это может быть нос (большой, маленький, вздернутый), губы (толстые, тонкие, прямые, искривленные), глаза (широкие, узкие, широко расставленные) и т.д.

После этого соединяйте имя с запомнившейся чертой лица. Например, у Чайкина толстые губы. Представьте, как с этих гигантских губ свисают тысячи чайных пакетиков. У Садыкова глубокие морщины — вообразите, как в них, словно в оврагах, цветут сады. В следующий раз, когда вы увидите эти губы или морщины, вы непременно вспомните фамилии их обладателей.

Как избавиться от рассеянности

Многие из нас, особенно пожилые люди, страдают от рассеянности. Мы тратим кучу нервов и времени, вспоминая, куда положили очки и выключили ли плиту, уходя из дома. Побороть рассеянность поможет формирование мгновенных ассоциаций.

Например, вы кладете очки в карман. В этот момент представьте, что в кармане очки разбились, а вы порезались о стекла, засовывая туда руку. Поверьте, после этого вы не потеряете очки! Выключая плиту перед уходом из дома, представьте, что вы засунули в нее голову. Благодаря этой картинке вы не будете волноваться о невыключенной плите, сидя на работе.

Как запоминать цифры

Числа — самый трудный из всех объектов запоминания. Чтобы запоминать последовательности цифр, авторы книги «Развитие памяти» предлагают пользоваться фонетическим алфавитом. В нем каждой из десяти цифр соответствует какой-либо звук. Эти соответствия необходимо заучить наизусть. Не пугайтесь: выучить фонетический алфавит вам помогут ассоциации.

Итак, цифре 1 соответствует звук «т» (чтобы запомнить, обратите внимание на одну вертикальную черту в написании буквы).

Цифра 2 — «н» (две вертикальные черты).

3 — «ш» (три черты).

4 соответствует звук «ч» (буква похожа по написанию, к тому же слово «четыре» начинается с «ч»).

5 — «п» (первый звук слова «пять»).

Цифру 6 мы будем обозначать звуком «с» (начертание «шестерки немного напоминает «с», кроме того, с этого звука начинается английское слово six — «шесть»).

Цифра 7 будет представлена звуком «г» (чтобы запомнить, обратите внимание на то, что «г» представляет собой зеркальное отражение «семерки»).

8 — «в» (для запоминания используйте похожесть написания и первую букву слова «восемь»).

Цифра 9 обозначается звуком «д» (снова выбирается начальная буква слова).

Наконец, 0 в алфавите будет представлен звуком «к» («ноль» напоминает круг, именно с буквы «к» начинается это слово).

Обратите внимание на то, что этот алфавит — фонетический, то есть, основанный на звучании. Дело в том, что в русском языке звуки на конце слова оглушаются, и на месте «ж» может выступать звук «ш». Поэтому, например, в слове «еж» мы будем слышать «ш», обозначающий цифру 3.

Все остальные звуки не имеют цифрового значения и не будут играть роли при запоминании.

Представленный фонетический алфавит необходимо выучить назубок. Например, увидев или услышав «г», вы должны автоматически думать о цифре 7.

При помощи фонетического алфавита вы сможете зашифровывать числа путем создания соответствующих им слов. Например, вам нужно запомнить число 492. Для этого составьте слово или фразу, включающую звуки «ч», «д» и «н». Очень просто: представьте себе «чемодан»!

Чтобы запоминать числа, состоящие из большого количества цифр, разбивайте их на отрезки по 3-4 цифры, а затем придуманные слова соединяйте при помощи ассоциаций.

Приведем пример. Нам нужно запомнить число 59308592539001204951. Первым делом разбиваем его на отрезки по 4 цифры. Получаем следующее:

5930 8592 5390 0120 4951.

Для первого отрезка придумать слово очень просто. Читаем цифры с использованием фонетического алфавита: «п», «д», «ш», «к». Конечно, получается слово «подушка».

Далее смотрим на число 8592: «в», «п», «д», «н». Отлично подходит слово «впадина». Теперь нужно соединить два числа: представим на секунду, что мы роняем подушку в гигантскую впадину.

 

Число 5390: «п», «ш», «д», «к». Представим себе маленького «пешеходика», перебегающего проезжую часть (обратите внимание на то, что звук «х» не мешает нам, поскольку не имеет числового значения).

Отрезку 0120 соответствуют звуки «к», «т», «н», «к». Перед нами, конечно же, «котенок». Представим, что подушкаупала в гигантскую впадинупешеходик чуть не провалился следом за ней, но его спас, уцепившись в него когтями, котенок.

Последний отрезок — 4951: «ч», «д», «п», «т». Остается любым способом связать котенка, например, с чудо-птицей, и вот уже в вашей памяти сохранено двадцатизначное (!) число.

Иногда вместо отдельных слов проще использовать словосочетания или целые фразы. Так, для числа 4312 сгодится словосочетание «чаша тины», а для 9911 идеально подойдет предложение «Дым идет из трубы».

Теперь, когда вы овладели методом превращения цифр в звуки, у вас не будут вызывать страх длинные числа (например, телефонные номера). Обязательно выучите до автоматизма описанный выше «фонетический алфавит» и как можно усерднее потренируйтесь на длинных числах. Например, попросите знакомых выписать на листок бумаги 30-значное число и удивите их своими способностями.

Техника № 3. Метод колышков

В некоторых случаях вам может понадобиться запомнить список слов (вспомните упражнение со странами Америки) не только в определенной последовательности, но и вразбивку, под номерами. Сделать это вам поможет мнемоническая система колышков. Ее суть в создании специальных слов (так называемых «колышков»), которые будут автоматически напоминать вам об определенных понятиях.

Сначала создадим при помощи фонетического алфавита слова-колышки для первых десяти цифр. Например, для цифры «1» авторы книги предлагают слово «тумба» (оно легко запоминается и содержит только один значимый звук фонетического алфавита — «т»). Следующие слова-колышки приведем списком:

2 — Ной;

3 — шар;

4 — чума;

5 — полиция;

6 — сом;

7 — гора;

8 — вол;

9 — дама.

Число 10 содержит сразу две цифры, соответствующие буквам «т» и «к» (что важно, именно в таком порядке). В качестве колышка мы выберем слово «ток».

Прочитайте список слов-колышков несколько раз. Представьте картинку с каждым из слов и заучите их числовые значения. Услышав слово-колышек, вы мгновенно должны представлять себе число.

Если вы запомнили первые десять колышков, вы без труда запомните порядковые номера в любом списке из 10 слов. Предположим, вам нужно запомнить, что в некотором списке под номером 8 идет слово «крекер». Вспоминаем колышки: крекер нужно связать с волом. Представим себе вола с огромными рогами, на которые насажены аппетитные крекеры. Если под номером 3 в списке находится слово «ножницы», представьте, как вы лопаете воздушный шарик, проткнув его острыми ножницами.

У вас возникнет вопрос: что делать, если в списке больше десяти предметов? В таком случае вы можете при помощи фонетического алфавита создать колышки и для двузначных чисел. Приведем несколько примеров:

11 — татами (два звука «т», означающих две единицы);

12 — тюрбан;

13 — торшер;

…20 — норка и т. д.

Вы убедитесь в том, что запоминание даже 100 слов-колышков не составит большого труда. Используя их, вы сможете выучить самые разнообразные факты. Пример: 30-м президентом США был Кулидж. Предположим, придуманное вами слово-колышек для числа 30 — мошка. Представьте себе тучу мошек, поедающих кулич. 14-й президент США носил фамилию Пирс. Вообразите картинку: над морским пирсом нависла огромная черная туча.

Комбинируя три изученных мнемонических техники (ассоциативные связи, замещающие слова, слова-колышки), вы сможете решить любые проблемы с запоминанием. Ниже приводятся лишь некоторые области, в которых мнемонические правила помогут вам добиться серьезных успехов.

Примеры использования системы развития памяти

Как запомнить номера телефонов, цены, артикулы. Чтобы сохранить в памяти последовательности цифр, достаточно просто зашифровать их при помощи фонетического алфавита.

Например, вы работаете продавцом, и вам необходимо запомнить артикул принтера — 691. Для этого достаточно представить солдата, у которого из вещмешка за плечами торчит принтер.

Другой пример: телевизор стоит 142 доллара 05 центов. Представьте, что на его экране показывают кулинарную передачу, в которой готовят толченую картошку с карпом.

Телефон вашего врача — 940-82-12. Найдите ассоциацию, чтобы связать доктора с дочкой вольной царицы Тани (или дачей королевы Антонии).

Эти забавные примеры и ассоциации нужно держать в голове в течение некоторого времени. После того как вы несколько раз ими воспользуетесь, они навсегда сохранятся в вашей памяти.

Как запоминать игральные карты. Игральные карты абстрактны, поэтому запоминать их так же сложно, как числа. Авторы книги предлагают запоминать карты при помощи слов-колышков.

Пусть слово для каждой карты будет начинаться со звука, означающего масть: «б» — бубны, «ч» — червы», «т» — трефы, «п» — пики. Второй согласный звук в словах-колышках будет соответствовать значению карты. Например, слово «танец» — это двойка треф («т» — трефы, «н» — двойка в фонетическом алфавите). «Помпа» — это, конечно, пиковая пятерка.

Поскольку в колоде нет карты со значением «ноль», звук «к» из фонетического алфавита мы будем использовать для десятки. Например, «турок» — трефовая десятка. Аналогичным образом тузам будет соответствовать звук «т» — единица из фонетического алфавита (слова для четырех тузов — «борт», «черт», «торт», «пальто»).

Остается придумать обозначения для валетов, дам, королей и тузов. Валетов можно шифровать по названию масти (то есть, трефовый валет — просто «трефа», пиковый — «пика»). Для дам и королей используйте слова, оканчивающиеся на «-ма» и «-оль» соответственно («Бирма» и «бандероль», «чума» и «чужая моль», «тема» и «тролль», «пальма» и «пароль»).

Выпишите на лист бумаги полный список слов-колышков для всех 52 игральных карт. Если вы некоторое время сосредоточенно попрактикуетесь, при упоминании этих слов перед вами будет автоматически возникать нужная карта.

Использование слов-колышков поможет вам добиться успеха в тех карточных играх, где требуется считать карты (например, в блэк-джеке, который в России называют «двадцать одно», покере в открытую и даже при игре в «дурака»).

Кроме этого, авторы книги утверждают, что при должной тренировке вы сможете показывать сложные карточные фокусы. Например, вы сможете освоить фокус с недостающими картами: ваш друг откладывает из колоды в сторону пять карт рубашкой вверх, затем показывает вам по очереди остальные 47 карт. Вы же, исключив в голове при помощи ассоциативного ряда ненужные слова-колышки (то есть, «вычеркнув из списка» колышки, соответствующие 47 показанным вам картам), сможете вычислить недостающие карты.

Как запомнить время встречи и дни недели. Если вам часто нужно запоминать время встреч или других деловых событий, вы можете создать для них слова-колышки. Предположим, вам нужно запомнить, что встреча состоится в четверг в 7:00. Пусть первый звук будет отвечать за день недели (четверг — четвертый день, «ч»), а второй — за время (7 — «г»). Слово-колышек «чага» поможет вам не забыть о времени встречи. Для 10, 11 и 12 часов можете использовать два звука (например, «шатен» — среда, 12:00).

При помощи ассоциаций вы можете запоминать не только время события, но и его суть. Так, если в субботу в час дня вы наметили поход в библиотеку, проведите ассоциацию между библиотекой и гитарой. Чтобы не забыть про поход в банк в понедельник в 2 часа дня, представьте в голове картинку — все сотрудники банка встречают вас в тюрбанах.

Если вам необходимо запоминать более точное время событий (с точностью до 15 минут или получаса), создайте колышки по своему усмотрению. Например, четверть часа может ассоциироваться у вас с маленькой бутылкой алкоголя в 0,25 л, а 30 минут — с половинкой вашего любимого пирога.

Как запоминать дни рождения и исторические даты. Описанный выше принцип можно использовать для запоминания любых дат. 4 мая (4 число 5 месяца) вы можете преобразовать в «чип», 8 марта — в «вошь» и т. д.

Здесь, впрочем, возникает небольшая проблема. Например, слово «нейтрон» (расшифровывается как 212) может быть обозначением как 2 декабря, так и 21 февраля. Авторы книги предлагают следующий выход: можно добавлять 0 (то есть, «к») к любой дате (точнее, номеру дня в месяце), состоящей из одной цифры. То есть, 2 декабря лучше обозначать числом 0212 (слово-колышек — «кантон»), а 212 оставить для 21 февраля. Приняв это условное обозначение, вы сможете избежать путаницы.

Чтобы запомнить день рождения человека, проведите ассоциацию между ним и колышком. Если Кузнецов родился 3 апреля, представьте себе наковальню, на которой восседает кошка (или самого Кузнецова, гладящего кошку).

Наверняка вы уже догадались, как использовать фонетический алфавит для запоминания исторических дат. Зашифруем для примера всем известную дату — День победы 9 мая 1945 года: «Код пожара — черепица» (09.5.45). В данном случае мы отбросили первые две цифры года (1 и 9), потому что большинству из нас не нужно запоминать, в каком веке закончилась Великая Отечественная война. «Титаник» потерпел крушение в 1912 г. — просто представьте «тонущий» (12) корабль.

Как запоминать буквы. Для некоторых целей вам могут понадобиться колышки, связанные с буквами алфавита. Если вы запомните такие соответствия, каждая буква будет в вашем сознании ассоциироваться с картинкой. Начало списка колышков может быть, например, таким: а — «ад»; б — «бег»; в — «век»; г — «гель»; д — «день» и т. д. Продолжите список самостоятельно, а затем постарайтесь его выучить.

Существует множество способов применения алфавитных колышков. Например, если вы не можете запомнить, как писать правильно: «грабеж» или «гробеж» — представьте воришек, горящих в аду. В будущем при написании этого слова у вас в голове всегда будет возникать правильный вариант — буква «а». Другой пример: в академическом словаре указано, что слово «карате» пишется через букву «е», но вам все время хочется написать «э». Представьте себе японца, пытающегося ударом ноги срубить ель, и сомнений больше не возникнет.

Как запомнить цены акций на фондовой бирже. Проявив изобретательность, вы сможете использовать мнемонические правила для запоминания информации из любой сферы: музыки, спорта, политики и т. д. Мы ограничимся лишь несколькими примерами.

Фонетический алфавит в сочетании с заменой слов подойдет для запоминания цен акций на фондовой бирже. Например, фраза «Полярный идол в шляпе» напомнит вам о том, что акции компании Polaroid торгуются по цене в 35 долларов. Для работников биржи также полезным умением является запоминание так называемых «тикеров» — кратких названий компаний, похожих на аббревиатуры. Чтобы запомнить биржевое название компьютерной корпорации Apple — AAPL, представьте «адские аплодисменты» на презентации их новой продукции. Как вы помните, слово «ад» — колышек для буквы «а», а начало слова «аплодисменты» подскажет вам продолжение.

Как запомнить факты, связанные с искусством. Давайте попробуем запомнить при помощи ассоциаций несколько фактов, связанных с искусством. Моне и Ренуар — известные художники-импрессионисты. Чтобы усвоить эту информацию, можно представить картинку-ситуацию: «за монету и «Рено» отдали им пресс». Предположим, вы не можете запомнить, что Пушкин написал «Капитанскую дочку». В таком случае представьте себе старого капитана корабля, который восседает на пушке, а на коленях у него расположилась улыбающаяся девочка.

Как существенно повысить скорость и эффективность чтения. Медленная скорость чтения чаще всего связана с тем, что мы не запоминаем информацию и поэтому постоянно возвращаемся назад к уже прочитанному. Вы сможете существенно повысить скорость и эффективность чтения, если научитесь по-настоящему запоминать информацию, а не выбрасывать ее из головы спустя два абзаца.

Читая текст, вы часто сталкиваетесь с новыми именами, географическими названиями и числами. Встречая незнакомую информацию, попробуйте запоминать ее при помощи уже освоенных мнемонических приемов: ассоциативных связей, замены слов и слов-колышков. Сначала скорость чтения понизится, однако при этом существенно возрастет эффективность освоения информации.

Впоследствии, доведя примеры запоминания до автоматизма, вы не только вернете былую скорость, но и повысите ее за счет того, что не будете постоянно возвращаться к уже прочитанному.

Кстати, при помощи фонетического алфавита или слов-колышков вы сможете запоминать номера страниц, на которых располагаются нужные вам цитаты или полезная информация. Например, знаменитый монолог Гамлета расположен в сборнике Шекспира на 351-й странице: представьте, как этот персонаж «шепотом» произносит свое «Быть или не быть».

Как запоминать таблицы. Напоследок авторы книги предлагают освоить способ запоминания любой табличной информации. Идея в том, чтобы присвоить каждой ячейке таблицы свою координату (наподобие игры в «морской бой», «буква + цифра»): А5, Б3, Г7 и т.д. Далее каждая ячейка получает слово-колышек, в котором первый согласный будет совпадать с кодовой буквой ячейки, а второй — с цифрой из фонетического алфавита. Например, для ячейки А5 колышком станет слово «апперкот», Б3 — «башка», Г7 — «гагара». После этого вам остается только соединять колышки с информацией в соответствующих ячейках, используя ассоциативные связи.

Например, в ячейке Г7 расположено число 511. Представьте себе картинку: «гагара потеет». В ячейке А5 — название штата Вермонт. Вообразите, что с размаху даете апперкот висящему на страховочной веревке монтеру.

При помощи этого метода вы сможете в короткие сроки освоить информацию любых таблиц, даже состоящих из десяток и сотен ячеек. Например, замена слов отлично подойдет для запоминания таблицы химических элементов Менделеева.

Фокусы. Освоив мнемонические правила, вы сможете регулярно развлекать своих знакомых. На запоминании основано большинство карточных фокусов (речь о методике запоминания карт шла выше). Опишем еще один трюк, способный поразить любую аудиторию. Назовем его «Чтение мыслей на расстоянии».

Вы предлагаете аудитории загадать трехзначное число (попросите, чтобы в нем не было одинаковых цифр), записать его на листе бумаги и показать вам. После этого вы берете телефон, набираете номер и просите подозвать к трубке некоторого человека. К удивлению зрителей, этот «телепат» спокойно называет загаданное число.

Техника «передачи мыслей на расстоянии» очень проста. Для фокуса нужен знакомый вам человек, также прочитавший эту книгу и овладевший фонетическим алфавитом. Набирая номер, вы говорите: «Позовите к телефону…», после чего называете специально подобранное имя. В имени и будет зашифровано загаданное зрителями число. Так, например, если вы просите позвать к телефону «Дениса», ваш знакомый сразу поймет, что ваши зрители загадали число 926. Если вы скажете: «Позовите к телефону Сидорова!» — Сидоров уверенно ответит вам, что «по телепатическим каналам» ему удалось принять число 698.

Заключение

Прочитав краткий обзор книги «Развитие памяти», вы имели возможность убедиться в том, что способности человеческой памяти почти безграничны. Мы живем в эпоху, когда нас окружают огромные объемы информации. Умение обрабатывать факты и запоминать их дает большие преимущества в учебе, на работе и в других сферах жизни.

Чтобы получить эти преимущества, недостаточно просто прочитать книгу «Развитие памяти». Главное — усвоить суть основных трех мнемонических приемов: ассоциативных связейзамены слов и создания опорных слов-колышков. Если после прочтения книги что-то осталось для вас непонятным, обязательно вернитесь в начало и заново изучите все базовые техники.

После того как вы ухватили идеи авторов, ни в коем случае не останавливайтесь! Посмотрите на окружающую вас информацию по-новому. Теперь вы способны на большее: не просто пропускать факты, числа и имена через свое сознание, но и сохранять их в долговременной памяти.

Постоянно развивайте свою память, и вскоре вы почувствуете результат. Ваша память начнет работать на полную и поможет сохранить любую действительно нужную информацию в полном объеме.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *