Перейти к контенту →

Рассеянность. Витать в облаках. Мария Брадимонте. Краткое содержание

Почему мы витаем в облаках и как взять под контроль свою рассеянность

Представьте, что вы смотрите кино. Пожилой седовласый мужчина в очках сидит за письменным столом. Затем он встаёт и выходит из комнаты, чтобы сделать звонок. В следующей сцене вы видите пожилого седовласого мужчину в очках, который разговаривает по телефону. Но его играет уже не тот актёр, что был в первой сцене. Насколько вероятно, по-вашему, что вы заметите подмену? Вы будете правы, если ответите «около 30%» – именно такой процент зрителей заметил подмену актёра в эксперименте, проведённом психологами в 1990-х годах.

«Невозможно держать в голове всё сразу» – вот исчерпывающее и, к тому же, научно доказанное оправдание рассеянности. Действительно, мозг способен сознательно обрабатывать лишь небольшое количество информации и отметает избыточные детали. К сожалению, в некоторых случаях такая избирательность оборачивается халатностью и приводит к трагическим последствиям, зато во многих других тот же механизм помогает нам не перегружать мозг, отвлекаться от негативных переживаний, «не приносить» рабочие проблемы домой.

Родители часто говорят своим несобранным детям, чтобы те были более внимательными. Однако, как показывает детальный анализ, рассеянность – это далеко не всегда недостаток внимания. Мы имеем дело с гораздо более сложным механизмом. Именно поэтому, как бы ни старались дети сосредоточиться, они продолжают «витать в облаках». Чтобы стать внимательным, нужно, как минимум, понять, что именно следует поместить в свой фокус.

Итальянский когнитивный психолог Мария Брадимонте разбирается в том, что такое на самом деле рассеянность, как она работает и как научиться брать её под контроль и извлекать из неё пользу. Например, голландские учёные несколько лет назад предложили способ, позволяющий отвлечься от негативных переживаний (гораздо более эффективный, чем бег и фитнес, к которым многие прибегают). Тест, размещённый в конце обзора по книге, поможет вам измерить степень своей рассеянности.

Биографическая справка

Мария Брадимонте окончила философский факультет университета Катании (Италия), защитила диссертацию по экспериментальной психологии в университете Триеста (Италия), стажировалась в университетах Манчестера (Великобритания) и Питтсбурга (США). Член Итальянской ассоциации психологов AIP (Associazione Italiana degli Psicologi), Европейского объединения когнитивных психологов ESCoP (European Society for Cognitive Psychology), Сообщества Psychonomic Society, объединяющего специалистов в области прикладной психологии памяти и когнитивных процессов. Преподаёт когнитивную психологию в университете Suor Orsola Benincasa (Неаполь).

Введение

Маленькие ошибки и ляпсусы стали предметом научного интереса медицинских психологов и психиатров в начале XXвека. И с первых работ учёные утверждали, что рассеянность – это не всегда недостаток внимательности. Например, Зигмунд Фрейд научил нас искать в ляпсусах скрытый смысл. Он был уверен, что если вы забыли имя человека, или свернули не в тот переулок, или оговорились – то это ваши скрытые желания прорвались из подсознания наружу. Андреа Малагамба предлагает другое объяснение, более принятое сегодня в научных кругах. Он уверен, что рассеянность – это не дефект внимания и не дефект памяти, а неизменный результат интереса к нескольким предметам одновременно.

Рассеянность спасает мозг от перегрузок, а человека от сумасшествия. Она помогает отвлечься от проблем. Но, как назло, именно когда нам хотелось бы переключиться на что-то позитивное, мы оказываемся как никогда сосредоточены на текущих неприятных мыслях. Попробуем разобраться, почему мы отвлекаемся, когда не нужно, и как научиться быть немного рассеянными (то есть не зацикленными) по собственному желанию.

6 причин рассеянности

ПРИЧИНА 1. Действия на автомате

Феномен автоматического поведения описали в 1980-х годах Дональд Норман и Тим Шэлис. Когда мы учимся что-то делать, например, водить машину, мы прилагаем максимум умственных усилий и внимания. Действие, повторённое сотни раз, со временем начинает выполняться «само собой», требуя минимум нашего сознательного участия.

Автоматизмы имеют над нами большую силу, особенно когда мы заняты решением глобальных задач. Когда алгоритм запущен, мы начинаем действовать определённым образом вне зависимости от нашего желания.

ПРИМЕР. Однажды известный математик Дэвид Хилберт давал приём в своём доме. В какой-то момент жена сказала ему пойти наверх и сменить галстук. Он не возвращался целый час. Обеспокоенная жена поднялась наверх и обнаружила мужа спящим в кровати. Хилберт объяснил случившееся тем, что как только снял галстук, он начал автоматически снимать всю другую одежду, а затем надел пижаму и лёг спать. Математики так сосредоточены на своём предмете, что в голове не остаётся место ни для чего другого.

Автоматизмы облегчают нам жизнь: руки делают, а голова свободна для более важных размышлений. Проблемы же начинаются потому, что нам не хватает обратной связи. Мы почти никогда не запоминаем того, что сделали на автомате. Наверное, всем приходилось, выйдя из дома, мучиться в сомнениях, была ли закрыта входная дверь и выключены электроприборы.

Когда нас ничто не отвлекает, всё проходит гладко. Но если в процесс вмешивается какой-нибудь посторонний стимул, в «программе» происходит сбой, который мы не замечаем. В результате мы ошибаемся, пропускаем какой-либо этап отработанного алгоритма или, наоборот, выполняет одну и ту же операцию дважды.

ПРИМЕРЫ. Случалось ли вам, засмотревшись на что-то, или отвечая на вопрос супруга, или просто задумавшись, включить пустой электрочайник? Или поставить на огонь кофеварку, не добавив в неё воды? Или посолить суп два раза? Или например, подойдя к входной двери, сказать «Алло» вместо «Кто там?»? У каждого на памяти есть подобные ляпсусы.

Будьте внимательны! Мы становимся более рассеянными, когда нам становится слишком легко выполнять задачу. Иногда это ощущение обманчиво и опасно.

ПРИМЕР. Примерно после двух лет за рулём водители начинают чувствовать себя уверенно и расслабленно. Статистика показывает, что это самый опасный период. Водители, чувствуя себя достаточно опытными, начинают отвлекаться от вождения, однако в сложных дорожных ситуациях их автоматизмы оказываются недостаточно отточенными, что приводит к авариям.

Выполнять на автомате можно не только ручные действия, но и умственные задачи. Например, читать. Когда нам становится неинтересно, мозг начинает «блуждать». Глаза бегают по строчкам, а в голове не остается и следа от прочитанного. Для описания этого явления в психологии существует понятие mind wandering. Подчеркнём, что и в этом случае внимание никуда не пропадает, оно лишь смещается с чтения на собственные мысли.

ПРИЧИНА 2. Многозадачность

Когнитивные психологи давно пришли к согласию по поводу того, что объём человеческого внимания ограничен. Когда мы пытаемся распределить внимание между несколькими задачами, требующими сознательного участия, ошибки неизбежны.

Наиболее точно выполняются задачи, которые находятся в фокусе внимания. То, что остаётся на периферии внимания, может выполняться точно только в том случае, если эти действия достаточно хорошо автоматизированы (см. Причину 1).

ЭКСПЕРИМЕНТ. Людей просили выполнять несколько задач одновременно, чтобы определить предел, до которого человек способен распределять внимание между разными задачами. Например, нужно было заучивать серию слов, которые участники эксперимента видели на экране компьютера, и одновременно слушать звуковые сигналы в наушниках и сообщать, когда прозвучит серия из трёх последовательных цифр.

Испытуемые могли выполнять эти задания в одно и то же время, однако результат был значительно хуже по сравнению с ситуацией, когда нужно было выполнять лишь что-то одно. Часть информации выпадала из фокуса и терялась. Эти данные привели исследователей к выводу о том, что внимание не распределяется, а переключается(целиком) с одного задания на другое. Другими словами, в каждый момент времени в фокусе может находиться лишь одна задача.

ПРИЧИНА 3. Калибровка восприятия

Внимание не только имеет ограниченный объём, но также должно быть правильно настроено. Скажем, если вы ищете в лесу землянику, то вряд ли заметите шишки, которые по размеру гораздо больше ягод.

ЭКСПЕРИМЕНТ. Испытуемых просили внимательно наблюдать за спортивной игрой: несколько игроков образовали круг и перебрасывали друг другу мяч. Наблюдатели должны были сосчитать, сколько передач сделал конкретный игрок. В какой-то момент человек, переодетый в гориллу проходил через круг и при этом бил себя кулаками по груди. Не заметить такое, казалось бы, невозможно. Однако 50% (половина!) наблюдателей не увиделигориллу. Они были слишком сосредоточены на деталях и не кодировали должным образом более широкий контекст происходящего.

ПАРАДОКС. Если слишком заметные стимулы игнорируются, то стимулы слишком малой интенсивности, наоборот, могут создавать серьёзные проблемы для внимания, потому что их тяжелее отбросить. Например, если вы пишете важный отчёт, то капающая из крана на кухне вода способна досаждать больше, чем громкая музыка в той же комнате.

ЭКСПЕРИМЕНТ. В 2006 году Йошиаки Цушима опубликовал результаты исследования, посвящённого слабым стимулам. Его испытуемые должны были находить среди букв последовательность из двух цифр. Цифры были окружены кольцом чёрных точек. В одних случаях точки двигались в разных направлениях, в других – в одном направлении.

Заметить однонаправленное движение точек глазу гораздо проще, поэтому авторы эксперимента предполагали, что точки, вращающееся параллельно, будут активно перетягивать на себя внимание и отвлекать человека от выполнения задания (поиска цифр). Однако результаты оказались противоположными. Более слабые для глаза стимулы отвлекали испытуемых больше, чем более сильные стимулы (в первом случае количество ошибок оказалось значительно больше, чем во втором). На снимках мозга в первом случае также была замечена бòльшая активность.

Заметим, что речь идёт о стимулах, которые не имеют прямого отношения к выполняемому заданию. Отвлекающее воздействие слабых стимулов проявлялось тогда, когда испытуемые должны были обращать внимание на другую информацию (не на точки, а на цифры). Удивительно, что нашему мозгу проще отбросить хорошо заметный стимул (вспомним гориллу), чем еле заметный стимул! Известно также, что с возрастом угасает способность мозга игнорировать избыточную информацию. Пожилые люди одинаково внимательны как к значимой информации, так и к неважным мелочам. Иногда это может быть полезно (так, в эксперименте с гориллой пожилые люди, скорее всего, не пропустили бы этот стимул), но в целом не помогает мозгу справляться с чрезмерными нагрузками. Можно сказать, что они хуже управляют своей рассеянностью.

ПРИЧИНА 4. Сбои на этапе первичной обработки информации

«Собранность» и «хорошая память» на самом деле – это не более чем тщательная сознательная обработка поступающей сенсорной информации. Иначе говоря, причина забывчивости и ошибок может возникать гораздо раньше, чем мы думаем. Например, если вы не можете вспомнить имя нового знакомого, то проблема не в забывчивости. Дело в том, что ещё на входе ваш мозг не связал новую информацию с уже известной, не вплёл её в более широкий контекст.

У каждого из нас есть свой любимый способ кодировки. Код – это правила, по которым наш мозг преобразует поступающую информацию, «переупаковывает» её, чтобы затем поместить в свой в архив. Назовём лишь три из возможных вариантов кодировки.

  • Зрительный код. Люди, которые выбрали этот способ обработки входящей информации, мысленно рисуют зрительный образ слова, присваивают ему форму, размер, цвет, характерные яркие детали. Зрительный код широко используется в различных мнемотехниках.
  • Семантический код. В этом случае человек сосредотачивается на значении понятий. Например, чтобы не забыть слово «собака», его можно связать с известным определением «друг человека».
  • Эмоциональный код. Обработать информацию помогают ощущения, которые появляются в нашем теле. Например, чтобы запомнить новое имя, нужно его почувствовать: нравится или не нравится, воспринимается как холодное и колющее или как греющее и уютное и пр.

ПРИЧИНА 5. Избыточная информация

Мы выяснили, что мозг может игнорировать информацию, не попавшую в сознательный фокус: стимулы от органов чувств поступают в мозг, но остаются необработанными. Словом, мы видим, но не осознаём значения увиденного. По крайней мере, до тех пор, пока в сознании не освободится место для новой информации. Скорее всего, вам приходилось осознать нечто спустя время после того, как вы это увидели или услышали.

ПРИМЕРЫ. Можно различить в толпе знакомое лицо и только через несколько минут понять, кого вы увидели. Можно смотреть в окно, думая о своём, и не осознавать, что пошёл дождь. Смысл слов собеседника тоже иногда доходит до нас не сразу.

Описанный феномен имеет важное биологическое значение: задачи как бы выстраиваются в очередь, не перегружая мозг. Лучше всего удаётся абстрагироваться от избыточной информации, когда мы находимся в знакомой обстановке, например, работаем в своём офисе. Мы почти не замечаем шум печатающего принтера, хлопающей двери или болтающих коллег и пр. Если вы живёте у железной дороги, то перестаёте слышать поезда. Отмести стимулы такой же интенсивности в новой обстановке гораздо сложнее. Представьте, что вам пришлось ночевать вблизи станции: вероятно, вы не сможете сомкнуть глаз.

ПРИЧИНА 6. Проблемы с памятью

Проблемы с памятью – далеко не самая главная причина рассеянности (она не случайно стоит на последнем месте в нашем перечне). По-настоящему память влияет на способность сосредоточиться лишь в самых тяжёлых случаях, например, когда пациент страдает синдромом Альцгеймера. В отсутствии тяжёлых мозговых расстройств плохая память не является причиной рассеянности. С другой стороны, забывчивость может объясняться рассеянностью (а именно отвлечением внимания на другой стимул).

ПРИМЕР. Вы только что нашли в справочнике нужный номер телефона, повторили его про себя, чтобы лучше запомнить, и готовы набрать его на аппарате. Если в этот момент друг спросит вас о чём-то, и вы ему ответите, то высока вероятность того, что номер сотрётся из памяти и вам придётся ещё раз искать его в справочнике.

Итак, мы сделали ключевой вывод: вы можете сказать, что забыли нечто, потому что отнеслись к информации недостаточно внимательно, но вы не можете сказать, что вечно что-то забываете и путаете, потому что у вас плохая память. По крайней мере, имеющиеся сегодня научные данные приводят учёных к таким выводам.

ЭКСПЕРИМЕНТ. В 2003 году Новинский с коллегами проанализировал причины авиакатастроф и пришёл к заключению, что 74 ошибки из 75 связаны с забыванием намерений (памятью на будущее).

Данные этого исследования говорят о том, что мозгу тяжело поддерживать внимание на протяжении длительного времени, поэтому намерения на будущее так часто забываются. Скажем, если вы обещали коллеге принести из дома книгу, не стоит полагаться на память: когда вы попадёте домой, вы вряд ли вспомните о том, что нужно взять эту книгу с полки и положить её в сумку, с которой завтра пойдёте на работу. Гораздо эффективнее попросить коллегу написать вам вечером сообщение, напомнив про обещание, или, по старинке, поставить точку на руке (что хуже, потому что точку нужно будет ещё заметить в подходящий момент).

Как научиться контролировать рассеянность

НАВЫК 1. Знать отвлекающие факторы. Чтобы управлять свей рассеянностью, важно знать, в каких ситуациях и почему ваш мозг начинает «блуждать». Например, если вы отправляетесь в магазин без списка покупок, то рискуете попасться на удочку «ловцов потребительского внимания», то есть рекламодателей.

Ещё один отвлекающий фактор – музыка во время работы или учёбы. Однако здесь всё не так очевидно. Хорошо знакомая музыка не оказывает негативного внимания на результаты умственной деятельности, особенно если это инструментальная музыка (без текста). Другое дело – новая или атональная музыка, или песни со смыслом, которые надо слушать. Такое фоновое сопровождение может сильно отвлекать.

НАВЫК 2. Подогревать интерес. Личностно значимые стимулы привлекают непроизвольное внимание, и нам не нужно прилагать усилий к тому, чтобы оставаться сосредоточенными. Старайтесь окрашивать важную информацию в эмоциональные тона и искать личную мотивацию в каждом выполняемом задании. Чтобы оставаться сосредоточенным, подойдёт любой личный мотив, даже самый примитивный: «Посмотрим-ка, сколько я смогу сделать до конца дня?» или «Интересно, кто из нас двоих закончит работу раньше?».

НАВЫК 3. Использовать мнемические приёмы. Мы помним, что иногда причиной рассеянности является неэффективная обработка информации. Скажем, вы знакомитесь с новым человеком, он называет своё имя, но уже через пару минут вы с ужасом осознаёте, что забили его имя. Чтобы не терять важную информацию, её нужно правильно обрабатывать на входе, чтобы она закрепилась в памяти. Самый простой приём – повторить вслух имя нового знакомого. Также можно мысленно припомнить, кого из ваших знакомых зовут также (то есть создать ассоциацию). Когда нужно запомнить более сложные данные, включите их в более широкий контекст: подумайте, как новые данные соотносятся с тем, что вам уже известно. Повторите своими словами то, что услышали или прочитали. Так данные лучше закрепятся в памяти.

НАВЫК 4. Не откладывать важные дела на потом. То, что вы не можете сделать немедленно, вы забудете. Дело не в том, что у вас проблемы с памятью или вы слишком рассеянны. Причина в том, что процесс припоминания не автоматический, он требует сознательных усилий. Чтобы в нужный момент вспомнить про свои намерения сделать что-то (например, около 17:00 вспомнить, что в это время надо сделать звонок), мозгу нужно периодически вспоминать про это намерение, сверяя реальное время с тем, на какое время запланировано дело. Это слишком энергозатратно. Вывод прост – чтобы не забыть о своих намерениях, реализуйте их немедленно или ставьте автоматические напоминалки в смартфоне и компьютере.

НАВЫК 5. Выбрасывать из головы всё ненужное. Пока голова занята, мозгу сложно сосредоточиться на новой информации. Особую силу имеет эмоциональная информация: пока вы испытываете сильные эмоции, вы вряд ли сможете внимательно читать, слушать и т.д. Иногда полезно побыть наедине с собой, вдали от дел и суеты, чтобы «почистить» мысли и забыть все, что не имеет значения. Пусть в фокусе внимания будут только текущие ощущения: температура воздуха, окружающие запахи и звуки, собственное дыхание. Представьте, что вам не нужно ничего решать и ни о чём помнить, позвольте себе просто созерцать мир.

 

Когда рассеянность бывает полезной

Эмоционально значимая информация автоматически попадает в фокус нашего внимания. Рекламодатели пытаются сыграть на этой особенности восприятия, используя, например, сексуально окрашенные слова или образы, которые привлекают наше непроизвольное внимание.

Негативные переживания, как и другие сильные эмоции, захватывают нас целиком. Чтобы отвлечься, нужен другой, достаточно сильный стимул. Так, когда ребёнок падает и получает ссадину, мама привлекает его внимание уговорами, объятиями, играми, чтобы отвлечь от боли.

Как отвлечь самого себя, когда захватывают тоска или тревога? Многие прибегают к фитнесу, бегу и другим физическим нагрузкам. Этот метод хорош, но лишь до определённого предела. В 2007 году голландские психологи предложили новый способ «включения» рассеянности в нужные моменты.

ПРИЁМ. Место негативной эмоции должна занять другая осознаваемая эмоция. Лучше всего, если она будет связана с когнитивной, а не с моторной активностью. Для переключения внимания голландские учёные рекомендуют вместо фитнеса заняться решением, например, математических задач. В этом случае мозг будет вынужден работать, и в фокусе сознания не останется места для терзаний, которые нас мучили до этого. Чем больше вас увлечёт умственное упражнение, тем дальше окажутся негативные переживания.

Заключение

Быть рассеянным вовсе не означает быть несосредоточенным или невнимательным. Кстати, изначально значение латинского термина distrahere (рассеивать, отвлекать) состояло из слова trahere (тянуть) и приставки dis (туда и сюда). Другими словами, рассеянность – это не потеря внимания, а его переключение (перетягивание) на другой объект. Если бы все родители и учителя понимали рассеянность таким образом, они бы не стали призывать детей быть более внимательными, а постарались бы вместо этого сделать стимулы более интересными и помогли бы детям научиться расставлять приоритеты и создавать правильный фокус в каждый момент времени.

ТЕСТ. Насколько вы рассеянны?

Автор оригинальной методики Cognitive Failures Questionnaire – английский психолог Дональд Эрик Бродбент.

ИНСТРУКЦИЯ

Прочитайте утверждение и оцените, как часто с вами случается подобное:

«5» – очень часто

«4» – часто

«3» – периодически

«2» – очень редко

«1» – никогда

ТЕСТ

1. Вам случает иногда не думать о том, что вы читаете и затем перечитывать ещё раз?

2. Вам случается забывать, зачем вы пошли из одной комнаты в другую?

3. Вы не замечаете дорожные знаки?

4. Вам случается путать лево и право, когда вы объясняете дорогу?

5. Вы наталкиваетесь иногда на людей?

6. Вам случаете забывать, погасили ли вы свет, выключили ли плиту, закрыли ли дверь?

7. Вы забываете имя нового знакомого сразу после того, как он представился?

8. Случается, что вы уже начали что-то говорить говорить и вдруг понимаете, что ваши слова могут обидеть собеседника?

9. Вы не слышите, что вам говорят, если заняты чем-то другим?

10. Вы perde le staffe и потом жалеете об этом?

11. Вы по несколько дней оставляете важные письма без ответа?

12. Вам случается забывать, где нужно поворачивать на улице, которую вы хорошо знаете, но редко используете?

13. В магазине вы не видите товары, которые ищите (хотя они там есть)?

14. Вам случается внезапно задаваться вопросом, правильно ли вы подобрали слово?

15. Вам не нравится принимать решения?

16. Вам случается забывать о назначенных встречах?

17. Вы забываете, куда положили газету или книгу?

18. Вам случается выбрасывать нужную вещь и брать вместо неё то, что хотели выбросить? Например, вы выбрасывается новый коробок спичек и кладёте в карман пустую зажигалку?

19. Вы спите с открытыми глазами, когда должны были бы слушать кого-то?

20. Вам случается забывать имена людей?

21. Вы начинает делать что-то по дому, а кончаете тем, что делаете уже что-то другое (не желая того)?

22. Случается, что вы не можете вспомнить что-то, что крутится на кончике языка?

23. Вам случается забывать, что вы должны были купить в магазине?

24. Вещи валятся у вас из рук?

25. Случается, что вы не можете думать о nulla da dire?

ПОДСЧЁТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Сравните свои оценки по каждому утверждению с нормативными показателями в таблице. Как показывают разные исследования, каждый из нас склонен лишь к определенным ляпсусам, а в других ситуациях может демонстрировать завидную собранность. Полезно изучить свои слабые места.

Подчитайте также общую сумму баллов: если она окажется больше цифры, указанной в таблице, вы можете считать себя рассеянным человеком. В этом случае перечитайте ещё раз, какие навыки вам помогут взять рассеянность под контроль.

Средний показатель
МУЖЧИНЫЖЕНЩИНЫ
13,473,73
22,692,95
32,592,63
41,862,49
52,182,45
62,742,82
73,793,87
82,612,69
92,532,44
102,803,06
112,241,93
122,232,33
132,683,00
142,792,95
153,163,61
162,071,82
173,002,89
181,811,95
193,073,46
203,213,06
212,662,92
223,163,33
231,992,18
242,583,00
252,682,84
СУММА66,2970,22

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *