Перейти к контенту →

Путь истинного лидера. Далай-лама XIV. Краткое содержание

Истинный лидер

Его Святейшество Далай-лама — один из самых известных в мире лидеров. Его имя стоит в одном ряду с такими именами, как Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг и Нельсон Мандела — все они достигали своих целей, не прибегая к насилию. Далай-лама XIV долгие годы возглавлял непризнанное правительство в изгнании. Он — дипломат, лауреат Нобелевской премии мира. Он — пример того, как нужно соблюдать спокойствие в критической ситуации. И именно поэтому люди во всем мире прислушиваются к словам этого буддийского монаха.

«Я потерял свободу, когда мне было 16 лет, и стал изгнанником в 24 года. За всю жизнь мне довелось испытать множество трудностей. Тем не менее я сохранил присутствие духа», — говорит Далай-лама XIV.

Он родился в маленькой деревне на северо-востоке Тибета. Отец и мать будущего правителя Тибета были простыми крестьянами, выращивавшими овес, пшеницу и картофель. При рождении мальчику было дано имя Лхамо Дхондруп. Он был пятым из девяти детей в семье. В своей автобиографии Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать все, чтобы облегчить их долю».

Буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Бодхисаттвы — человека, который становится Буддой на земле для блага всех существ. Далай-ламы рождаются здесь, чтобы служить людям. Каждый последующий Далай-лама является воплощением предыдущего. После кончины Далай-ламы XIII специальная группа лам, искавшая новое его перерождение, пришла в деревню Такцэр. Их выбор остановился на маленьком Лхамо Дхондрупе. Он вспоминает: «Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому. Все, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он наконец нашел перерождение, которое искал».

После соответствующих испытаний Лхамо был признан Перерождением Далай-ламы XIII. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией Лхамо покинул дом своих родителей и направился в Лхасу, столицу Тибета, где состоялась церемония возведения его на престол. Он стал монахом, получил имя Тензин Гьяцо и титул Его Святейшество Далай-лама XIV.

≈≈

Тензин Гьяцо обучался по традиционной тибетской системе двумя официальными наставниками. В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и словесность). В возрасте 24 лет Тензин Гьяцо сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах Тибета. Завершающие экзамены он сдавал в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году. В экзаменационный день Тензин сдавал экзамены по логике 30 ученым и участвовал в философском диспуте с ними. Далай-лама блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 ученых-монахов и получил звание доктора богословия.

≈≈

После вторжения китайской армии в Тибет, будучи еще совсем юным лидером своей страны, Далай-лама пытался сотрудничать с властями КНР в навязанных его народу условиях оккупации. Он принял на себя полномочия правителя Тибета и пытался в переговорах с Мао Цзэдуном отстоять важнейшие права тибетского народа. В своей книге Далай-лама пишет: «Я убежденный последователь учения ненасилия, которое впервые было проповедано Буддой, чья мудрость абсолютна и неоспорима. Я категорически возражал против любой попытки вернуть нашу свободу с помощью оружия».

В результате начавшегося со стороны КНР разрушения традиционного образа жизни тибетцев (создания колхозов, устранения кочевничества) и религии (6000 монастырей Тибета были разрушены) в Лхасе вспыхнуло народное восстание, приведшее к жесточайшим репрессиям. Далай-лама покинул Тибет в надежде остановить дальнейшее кровопролитие. Правительство и народ Индии гостеприимно приняли его, а также около 100 000 тибетцев, последовавших за своим лидером. С 1960 года Его Святейшество живет в Индии, в городе Дхарамсала, который теперь называют «маленькой Лхасой».

В первые годы изгнания Далай-лама неоднократно обращался в ООН с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате были приняты три резолюции, призывающие Китай уважать права человека в Тибете. Создав новое тибетское правительство в изгнании, Далай-лама видел первоочередную задачу в выживании своего народа и спасении его культуры. Для этого были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство.

Экономическое развитие и создание системы образования способствовали воспитанию нового поколения тибетцев, хорошо знающих свой язык, историю, религию и культуру. Был основан Тибетский институт драматических искусств, а также Центральный институт тибетологии. Для сохранения основы тибетского образа жизни в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

≈≈

До Тензина Гьяцо ни один Далай-лама не выезжал за территорию Азии, но чтобы привлечь внимание к бедам своего народа, Далай-лама XIV включился в международную общественную жизнь. Он посетил 41 страну, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами. Постепенно за ним закрепилась слава выдающегося ученого и борца за мир. На протяжении десятилетий, посещая страны Запада и Востока, он неуклонно проповедовал и развивал идею ненасилия как основы жизни человеческого сообщества: «Потребность в простых взаимоотношениях между людьми становится все более и более необходимой… Сегодня мир стал теснее и еще больше зависит от каждого. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех — это умение чувствовать страдания других людей так же, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья».

Далай-лама XIV встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II, беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви. Он встречался с лидерами исламской, римско-католической и иудейской церкви и выступал на конгрессе мировых религий: «Я верю, что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо, так как у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».

Многие университеты мира присвоили Далай-ламе звание почетного доктора в знак признания его блестящих трудов по пропаганде мирного решения международных конфликтов. Он также принял Нобелевскую премию мира от имени всех, кто подвергается гонениям, от имени всех, кто борется за свободу.

В 2002 году между китайскими властями и представителями Далай-ламы возобновились конфиденциальные переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но до сих пор никаких конкретных результатов достичь не удалось. Как заявляет правительство Тибета в изгнании, конечной целью переговорного процесса является достижение возможности для тибетцев сохранить свою культурную идентичность.

≈≈

Далай-лама часто говорит: «Я всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он и ведет такую жизнь: просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график встреч, аудиенций и церемоний. Каждый свой день он завершает молитвой.

В течение многих веков Далай-ламы Тибета являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии, но для остального мира этот титул представлял собой нечто весьма далекое и экзотическое. Такое представление о духовном лидере Тибета коренным образом изменил нынешний Далай-лама. Его доступность, частые путешествия и личная заинтересованность в многочисленных проблемах современного мира сделали его одной из известнейших фигур в мире.

За время своей жизни на Западе Далай-лама XIV был инициатором многих международных конференций и круглых столов по вопросам науки, политики, бизнеса. Далай-лама считает, что «лидеры религиозных течений, с их способностью смотреть в будущее, обязательно должны принимать участие в обсуждении глобального бизнеса и экономики». В книге «Путь истинного лидера» он пишет: «На первый взгляд, существует большая разница между бизнесом и буддизмом, однако их общий знаменатель — это то значение, которое может для них иметь счастье человека. Компания, у которой нет счастливых работников, клиентов и акционеров, в конечном счете обречена на гибель».

Далай-лама научил современников многому, но больше всего мы узнали от него о любви и доброте, которые являются той изначальной основой, на которой строится общество: «В религию можно верить или не верить, в перерождение можно верить или не верить, но нет такого человека, который бы не ценил доброту и сострадание… Моя религия очень проста. Мне не нужны храмы. Мне не нужна какая-то особенная, сложная философия. Мое сердце, моя голова — вот мой храм. Моя философия — доброта».

Биографическая справка

1935 — 6 июля в деревне Такцэр в семье простых крестьян рождается Лхамо Дхондруп — будущий Далай-лама ХIV.

1937 — Специальная группа лам, ищущая новое перерождение Далай-ламы, приходит в деревню Такцэр, и их выбор останавливается на маленьком Лхамо Дхондрупе.

1939 — В октябре Лхамо покидает дом своих родителей и направляется в Лхасу.

1940 — 22 февраля проходит церемония возведения на престол Лхамо, которому дается имя Тензин Гьяцо, Его Святейшество Далай-лама ХIV.

1949 — Резко обостряются тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивает на том, что Тибет является частью Китая.

1950 — Китайские войска входят в Восточный Тибет.

1954 — Его Святейшество посещает Китай по приглашению китайского правительства.

1956 — Чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обращается к Его Святейшеству с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. Далай-лама XIV становится главой тибетского народа.

1959 — 10 марта в Лхасе происходят вооруженные столкновения между подразделениями китайской армии и местным населением. Далай-лама XIV вынужден покинуть Лхасу и уехать в Индию.

1963 — Далай-лама провозглашает для свободного Тибета демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека.

1989 — За ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета Далай-лама получает Нобелевскую премию мира.

2002 — Далай-лама слагает с себя обязанности политического руководителя Тибета, и главой тибетского правительства в изгнании становится премьер-министр Самдонг Ринпоче. Представители Далай-ламы едут в Пекин и возобновляют переговоры, хотя и без значительного прогресса.

2006 — Далай-ламу награждают высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. Он получает почетное гражданство Канады. Прежде только двое иностранцев удостоились такой привилегии — шведский дипломат Рауль Валленберг и южноафриканец Нельсон Мандела.

2008 — В Тибете вспыхивают новые массовые антикитайские протесты, которые приводят к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, Далай-лама характеризует действия КНР как «геноцид» тибетского народа.

Как принимать правильные решения

Последствия решения, принятого руководителем компании, сказываются на всех ее работниках, покупателях и поставщиках. По этой причине человек, принимающий решение, должен быть не только компетентным, — у него должна быть правильная мотивация и правильное состояние сознания. Далай-лама излагает две концепции буддизма, приемлемые и полезные для генеральных директоров: «Если вы запомните эти концепции и будете постоянно мысленно к ним возвращаться, это улучшит вашу способность принимать решения и повысит вашу удовлетворенность жизнью».

≈≈

Концепция правильного воззрения: «Для главы государства лучший способ руководить своей страной — это в первую очередь управлять самим собой».

Правильное воззрение означает видение реальности в ее истинном свете. Существуют два явления, которые мешают человеку увидеть действительность такой, какая она есть, — принятие желаемого за действительное и размышление над проблемами прошлого так, как будто они существуют до сих пор.

Не всегда реальность приходится нам по душе. Когда мы испытываем сильные эмоции, их следует использовать конструктивно, ведь правильное мышление — это еще и собранный, сосредоточенный разум. Вы должны поддерживать свое сознание в спокойном состоянии даже в очень напряженных ситуациях и уметь контролировать такие негативные эмоции, как гнев или зависть.

Первая часть концепции правильного воззрения: правильное намерение.

Думать правильно означает размышлять над каждым действием еще до его совершения, с тем чтобы убедиться: в основе этого действия лежат правильное намерение и правильная мотивация. Ваше намерение должно быть позитивным, другими словами, его результаты как минимум не должны навредить людям, то есть человек должен совершать все свои поступки с учетом их влияния на других людей.

Вторая часть: нет ничего постоянного, все изменяется.

Компании зависят от таких аспектов своей деятельности, как инновации, обновление и ребрендинг продуктов, а также от способности удовлетворять изменяющиеся потребности клиентов. Именно поэтому из всех концепций буддизма теория изменчивости находит самое широкое понимание в деловом мире. Помните, что перемены — это естественное положение дел. Все в этом мире развивается и меняется.

Третья часть: нет ничего абсолютно изолированного; у всего есть свои причины.

Любое решение влечет за собой перемены, к которым люди отнесутся по-разному: одни — позитивно, другие — негативно. Каким бы компетентным ни был лидер, принимающий решение, каким бы тренированным ни был его разум, он не в состоянии предусмотреть все возможные последствия своих действий. Однако лидеры, которые руководствуются правильными намерениями и тщательно продумывают все последствия своих решений, допускают меньше ошибок.

Правильное воззрение не имеет никакой ценности, если оно не подкреплено правильным действием, а правильные действия, в свою очередь, — это основной фактор успеха в бизнесе.

≈≈

Концепция правильного действия: «В буддизме истинный лидер рассматривается как человек, принимающий правильные решения».

Забота о благосостоянии других — это суть концепции правильного действия: какой бы поступок мы ни совершили, мы обязательно должны учитывать интересы других людей. Когда вы собираетесь что-то сделать, подумайте, не причинят ли последствия этого решения ущерб кому-либо. Если нет — можно действовать. Если да — необходимо использовать творческий подход и попробовать найти другое решение, последствия которого никому не навредят. Если полностью избежать нанесения ущерба невозможно, убедитесь в том, что этот ущерб оправдан, то есть позволяет предотвратить еще более серьезный ущерб.

Хороший лидер должен развить в себе способность находить такой выход из подобных ситуаций, чтобы люди как в самой организации, так и за ее пределами считали принятые решения справедливыми. Однако недостаточно, чтобы решение было просто справедливым: лидер должен также довести до всех сторон логическое обоснование этого решения.

Далай-лама о шести совершенствах лидера

Далай-лама ХIV считает, что лидер, обладающий следующими шестью совершенствами, способен оказывать сильнейшее влияние на окружающих.

Совершенство 1. Хладнокровие

Хладнокровие — это очень важный ментальный фактор, который означает спокойствие сознания. Эту черту характера можно было бы также назвать эмоциональной уравновешенностью. Хладнокровный человек — отзывчивый, спокойный, способный непредвзято оценивать происходящее. Хладнокровие часто ассоциируют с отсутствием зависимости от страстных желаний и непреодолимых стремлений. Возможно, это качество и не совсем соответствует динамичной природе бизнеса, однако лидер, которому оно свойственно, вызывает доверие к себе, — а это и есть самый важный аспект лидерства.

Совершенство 2. Щедрость

Эффективная работа высшего руководства имеет большое значение для успеха компании, однако реальные результаты можно получить только благодаря совместным усилиям всех ее сотрудников. Лидер, который стремится отнести на свой счет все заслуги и успехи, разрушает мотивацию других людей. Хороший руководитель не скупится на похвалы в случае, если они уместны.

Совершенство 3. Этическая дисциплина

Лучший способ руководить своей компанией — это в первую очередь управлять самим собой. Научиться самодисциплине — не самая легкая задача. Я часто называю этическую дисциплину «укрощением разума». Недисциплинированный разум похож на слона: если выпустить его из-под контроля, он разрушит все вокруг. Главная задача — обуздать негативные мотивы и эмоции. Перед тем как предпринять что-то, необходимо освободиться от негативных мыслей, чтобы иметь возможность свободно реагировать на происходящее.

Совершенство 4. Терпение

Терпение, которое необходимо в себе воспитывать, — это единственный способ быть готовым к возникновению провоцирующих обстоятельств, таких как враждебность, критика или разочарование. В случае гнева терпение означает не способность подавить его, а способность оставаться спокойным в ситуации, когда вами может овладеть это чувство.

Совершенство 5. Увлеченность

Уровень нашей увлеченности зависит от важности целей, которых мы стремимся достичь, и от нашей мотивации сделать это. Всем нам знакома фраза «энтузиазм заразителен» — она означает, что у человека есть огромные запасы энергии, которая высвобождается под воздействием энтузиазма. Способность вызвать такой энтузиазм — одна из важнейших характеристик лидера.

Совершенство 6. Сосредоточенность

Под сосредоточенностью я имею в виду способность человека сфокусировать свою ментальную энергию на одной проблеме. Как правило, люди не могут сосредоточиться, и их внимание переключается с одного объекта на другой. Они тратят много времени, вспоминая прошлое, беспокоясь о будущем и размышляя о взаимоотношениях с коллегами или членами семьи. Лидеры также не застрахованы от этого. Однако люди, которые не в состоянии сфокусировать свое сознание на одном вопросе, что необходимо для повышения качества принимаемых решений, не могут быть лидерами.

Далай-лама о семи качествах идеального лидера и человека

Качество 1. Понимание принципов и причин

Лидеры должны уметь определять причины возникающих проблем и находить принципы, применение которых позволит решить эти проблемы. Например, проблема может быть связана с отсутствием самодисциплины. Если дело именно в этом, лидер должен знать, что ему необходимо сделать, чтобы исправить ситуацию.

Качество 2. Понимание целей и результатов

Лидеры понимают смысл и цели принципов, которых они придерживаются. Они знают, какие последствия будут иметь их поступки — положительные или отрицательные. Такая дальновидность особенно важна для лидера в случае, когда он рассматривает возможность совершения действий, результат которых будет получен только в долгосрочной перспективе, или когда он настаивает на совершении непопулярных действий.

Качество 3. Понимание самого себя

Лидерам известно, какими сильными качествами они обладают, каковы их познания, установки, способности и достоинства; они умеют вносить коррективы в свой характер и совершенствовать его. Кроме того, лидеры должны осознавать ограниченность своих знаний о том, чем занимается компания, и поэтому должны стремиться к получению таких знаний.

Качество 4. Понимание умеренности

Лидеры осознают необходимость умеренности в словах, в работе и в действии. Они выполняют свою работу, понимая ее цели и предвидя результаты. Они не работают только для удовлетворения собственных потребностей и достижения собственных целей; их деятельность ориентирована на получение преимуществ для всей организации, за которую они несут ответственность.

Качество 5. Понимание места и времени

Лидеры знают, как правильно выбирать место и время для совершения тех или иных действий или встреч с другими людьми, — иными словами, они понимают, что и как должно быть сделано, и выполняют это точно и в надлежащее время. Для этого необходимо уметь планировать свое время и эффективно его использовать. Кроме того, лидеры должны быть проницательными, или, проще говоря, уметь выделять из всей массы вопросов действительно важные и заниматься их решением. Для лидеров очень важно избегать напрасной траты времени на второстепенные дела.

Качество 6. Понимание организации

Лидеры должны понимать характер компании и нести ответственность за развитие этого характера. Кроме того, лидерам следует знать, какие аспекты деятельности компании нуждаются в корректировке.

Качество 7. Понимание людей

Лидерам известно о существовании различий между людьми, и они осознают эти различия. Они знают, как строить эффективные взаимоотношения с людьми, чему можно у них научиться, как их хвалить, критиковать, что им советовать и чему учить.

Далай-лама о восьми мирских заботах

В буддийских учениях содержится бесчисленное количество советов относительно того, как справляться с различными проблемами. Предлагаемый список таких советов особенно подходит для лидеров — так называемые «восемь мирских забот».

 

Первая пара забот

1. Человек испытывает огорчение, когда кто-то обижает или недооценивает его.

2. Человек испытывает воодушевление, когда его хвалят.

Ситуация, когда человек испытывает страдание, если кто-то обижает или недооценивает его, кажется такой же естественной, как и воодушевление, которое он испытывает, если его хвалят. Однако на самом деле, хотя такая реакция и кажется естественной, она неприемлема для человека с тренированным сознанием. Когда обычного человека недооценивают, он либо чувствует себя несчастным, либо злится. Человек с тренированным сознанием в этой ситуации реагирует совсем иначе. Он задает себе вопрос: «Каковы мотивы человека, который умаляет мои заслуги? Достаточно ли он компетентен, чтобы высказывать такое мнение?»

Если критика оппонента подкреплена убедительными доводами, то этому человеку есть чему у него поучиться, и он должен признать, что совершил ошибку. Если же оппонент не счел необходимым обосновать свою точку зрения, необходимо выяснить мотивы его поступка. Если он в своих поступках руководствовался злым умыслом, человек с тренированным сознанием отнесется к этому случаю как к возможности испытать свою способность сохранять спокойствие и не поддаваться негативным эмоциям.

Каковы мотивы человека, который вас хвалит? Высказывает ли эту похвалу человек, который понимает, чего именно вам удалось достичь? Имеет ли его похвала ценность, или он просто хотел доставить вам удовольствие, или, что еще хуже, польстить вам, потому что ему от вас что-то нужно? И похвале, и критике необходимо дать беспристрастную оценку, попытавшись определить, что на самом деле она собой представляет. Правильная цель или мотивация — не избегать критики или добиваться похвалы, а просто делать то, что нужно.

Вторая пара забот

3. Человек испытывает огорчение, когда терпит неудачу.

4. Человек счастлив, когда добивается успеха.

Огорчаться из-за неудачи так же естественно для человека, как испытывать счастье в случае успеха. Однако я считаю, что огорчение — это негативная эмоция, не имеющая ценности. Вместо того чтобы усиливать энергию, необходимую для решения проблемы, она ослабляет человека. Именно поэтому человек с тренированным сознанием спокойно и без эмоций проанализирует, была ли его неудача результатом ошибок или внешних обстоятельств. Если в основе неудачи лежат допущенные ошибки, он подумает, что можно сделать, чтобы избежать подобных неудач в будущем.

Радость от достигнутых успехов, безусловно, увеличивает позитивную энергию. Но и она не является однозначно положительной эмоцией, поскольку под ее воздействием ваше восприятие реальности может исказиться: вы уверуете, что ваш успех обусловлен исключительно вашими выдающимися способностями и что будущие успехи предопределены. Нельзя забывать о том, что каждый ваш успешный результат обусловлен множеством факторов. Важно осознавать вклад в ваш успех других людей и других обстоятельств, способствовавших его достижению.

Третья пара забот

5. Человек приходит в уныние, когда лишается своего состояния.

6. Человек радуется, когда ему удается разбогатеть.

Состояние уныния у обанкротившегося человека и восторг по поводу внезапно свалившегося богатства также вполне естественны. Никто не хочет быть бедным, ни одна компания не стремится работать себе в убыток. Однако реалии жизни таковы, что многие компании все-таки разоряются. Впадать по этому поводу в депрессию бесполезно. Правильнее было бы разобраться, как убытки можно превратить в прибыль.

С другой стороны, вполне закономерно испытывать чувство радости, когда компания добивается успеха, в том числе получает прибыль. Однако здесь существует риск того, что руководство компании воспримет этот успех как нечто постоянное и пустит дела на самотек. Следовательно, радость от получения прибыли — это прекрасно, если только при этом руководство не начинает думать, что компания может оставаться успешной без внесения изменений в ее работу.

Четвертая пара забот

7. Человек огорчается, когда не получает признания.

8. Человек испытывает удовлетворение, когда добивается славы.

Слава похожа на богатство: сколько бы ее ни было, хочется еще больше. Первая проблема заключается в том, что человек, испытывающий неутолимую жажду славы, никогда не сможет быть счастливым, поскольку слава имеет свои границы. Всегда найдутся еще более знаменитые люди. Более того, люди, подверженные этому чувству, стремятся достичь своих целей любой ценой, в том числе причиняя вред другим и преступая закон.

Вторая проблема — слава хороша только в том случае, если она достигнута благодаря правильным действиям. Плохо, если слава становится самоцелью безотносительно к средствам ее получения. Совершенно очевидно, что здесь прослеживается закономерность: нет ничего плохого в том, чтобы радоваться успехам, если при этом не переоценивать их значимости как в настоящем, так и в будущем.

Примеры вытеснения негативных ментальных факторов

Посредством медитации из мыслительного процесса можно устранить негативные факторы, заменив их позитивными.

1. Скромность вместо неоправданной гордыни, завышенной самооценки, самомнения и высокомерия

На первый взгляд может показаться, что скромность — это черта характера, противоположная по своей сути уверенности в себе. Однако у людей, которых на протяжении длительного времени сопровождает успех, уверенность в себе может переродиться в неоправданную или ложную гордыню. Когда лидер начинает думать, что все его успехи обусловлены только его собственными блестящими способностями и решительностью, это значит, что он уже утратил скромность и что его самооценка стала слишком завышенной. Такие лидеры забывают, что их успех зависит от многих других людей и, возможно, в некоторой степени от удачи. Здесь важно помнить о том, что ни одно достижение нельзя отнести только на свой собственный счет, и, учитывая этот факт, всегда сохранять скромность. Люди безошибочно распознают наличие у лидера такого качества, как скромность, и это вдохновляет их.

2. Хладнокровие вместо подавленного состояния или беспокойства из-за неспособности достичь поставленных целей

Вполне естественно, что руководителей беспокоит, когда из компании уходит один из ценных сотрудников или когда приходится отчитываться перед акционерами о понесенных компанией убытках вместо того, чтобы отчитываться о получении прибыли. Тем не менее беспокойство — это напрасная трата энергии, поскольку оно ничего не решает. Избавиться от этого чувства нелегко, но можно: помедитировав над бесполезностью беспокойства и отбросив это чувство при первых же признаках его появления, можно снова вернуться в спокойное состояние.

3. Стыд вместо бесстыдства

Стыд, как правило, относят к категории негативных эмоций. Иногда люди допускают ошибки — это неизбежно. Однако я считаю, что чувство стыда можно отнести к числу положительных качеств, если оно заставляет человека исправлять свои ошибки. Отсутствие стыда — опасное явление, свидетельствующее об отсутствии у человека хотя бы минимальных моральных норм.

В этом контексте чувство вины не так полезно, как чувство стыда. С моей точки зрения, чувство вины — это негативная эмоция, которую лучше заменить чувством стыда, которое, в свою очередь, заставляет исправлять свои ошибки. Буддисты убеждены в том, что плохие поступки неизбежно приводят к негативным последствиям для человека, который их совершает. Единственный способ уменьшить эти негативные последствия — противопоставить плохим поступкам хорошие.

4. Доброта вместо безразличия, враждебности, раздражительности, дурного нрава и неприязни

Буддисты убеждены, что в каждом человеке содержится позитивная, чистая сущность и что доброта и дружелюбие полностью искореняют враждебность. Столкнувшись с такими отрицательными эмоциями, как враждебность и равнодушие, лидер должен делать все возможное, чтобы решить возникшую проблему с позиций доброты. Лидер, и только лидер может успешно внедрить это понятие в своей организации.

5. Активность вместо вялости или лености разума

Пассивный руководитель никогда не добьется успеха. Однако для того, чтобы обеспечить успех компании, необходимо, чтобы такая активность поддерживалась на всех уровнях ее иерархической структуры. Задача лидера состоит в том, чтобы личным примером и посредством специально продуманных мер поддерживать высокий уровень активности в организации.

6. Восприимчивость и открытость сознания вместо фанатичности и слепой веры

Гибкость и открытость сознания — качества, важные сами по себе, однако в мире бизнеса гибкость просто необходима, — гибкость в плане удержания ценных сотрудников, а также в плане принятия решений. Лидер должен сам остерегаться фанатичных поступков, а также в равной степени оберегать от подобных действий и свою организацию. Лидер должен внушать своим подчиненным веру в цели компании и следить за тем, чтобы каждый сотрудник с уважением относился к ее ценностям.

Далай-лама о трех важнейших принципах деятельности компаний

Принцип 1. Ответственные действия

Ориентация своих сотрудников на честные, целостные и справедливые действия в бизнесе. Мы признаем свою ответственность перед обществом и будем вносить свой вклад в его благополучие способом, обеспечивающим эффективное использование наших ресурсов.

Принцип 2. Забота о благосостоянии других людей

Мы помогаем людям мира вести более наполненную жизнь — как посредством услуг, которые мы предоставляем, так и посредством влияния, которое мы оказываем на окружающий нас мир. Наши клиенты доверяют нам; мы, в свою очередь, берем на себя обязательство предвидеть и понимать их потребности и удовлетворять эти потребности.

Принцип 3. Забота об окружающей среде

Мы берем на себя обязательство использовать методы ведения бизнеса, не наносящие ущерба окружающей среде, и обеспечивать ее защиту.

Говорит Далай-лама

Задача лидера — создать компанию с сильной и доброй душой и видеть реальность в ее истинном свете.

≈≈

Спросите у людей, какова цель их жизни, и лишь немногие дадут вам четкий ответ, хотя большинство хотело бы иметь такую цель. Мой ответ на этот вопрос очень прост: цель жизни — быть счастливым.

≈≈

Счастье — это не просто удовлетворение наших материальных и других желаний. Истоки счастья не в том, чего мы хотим или что мы имеем, а в чем-то совершенно ином. Они — в удовлетворенности, которая существует независимо от того, что мы имеем или чего нам удается достичь. Желания человека полностью удовлетворить невозможно, поскольку эти желания образуют никогда не прекращающийся цикл.

≈≈

Люди не могут быть по-настоящему счастливы, если у них нет дружеских и просто хороших взаимоотношений с другими людьми. Кроме того, формирование хороших отношений — это двусторонний процесс.

≈≈

Человек не может построить позитивные взаимоотношения с окружающими, если его единственная задача — удовлетворение собственных желаний.

≈≈

Вместо того чтобы рассказывать сотрудникам своей организации, как они должны себя вести и что должны делать, лидер с тренированным сознанием становится примером для подражания.

≈≈

Самая большая ценность, которую человеку дано иметь, — это его уверенность в себе. Считается, что лидеры и руководители компаний обладают этим качеством, однако они могут только выглядеть уверенными; зачастую это всего лишь видимость. По моему мнению, лидер, неуверенный в собственных силах, только напрасно теряет время, поскольку он не способен принимать правильные решения.

≈≈

Уверенность в себе — это величайшее сокровище, данное человеку.

≈≈

Внимательность — это важное, даже вдохновляющее качество, особенно в контексте лидерства. Если вы как руководитель внимательно слушаете сотрудника, он ощущает свою значимость и важность.

≈≈

Лидеры большинства успешных организаций — это, по сути, скромные люди, которые относят хорошие результаты на счет своей команды.

≈≈

Только оставаясь нравственными в бизнесе или управлении вашей компанией, вы преуспеете. Этика и успех не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

≈≈

Цель бизнеса должна лежать за пределами самого бизнеса. По существу, она должна находиться в общественной сфере, поскольку коммерческое предприятие — это структурный элемент общества.

≈≈

В утверждении о том, что роль бизнеса — получение прибыли, столько же смысла, сколько и в утверждении, что назначение человека — есть и дышать. Если компания терпит убытки, она умирает, точно так же как человек, оставшийся без еды, однако это не означает, что цель жизни — поглощение пищи.

≈≈

Капитал — это не цель, а средство. Цель — это свобода и процветание для всех. И лучший способ достичь этой цели — организовать систему свободного рынка, все участники которой действуют ответственно.

≈≈

Богатство — это результат труда, а в буддизме труд считается очень важным. Первая обязанность человека — заботиться о себе, а затем — заботиться о других. Жизнь — это действие, в основе которого лежат добрые намерения.

≈≈

Хорошие, заслуживающие похвалы люди — это люди, которые стремятся к обретению богатства правильными способами и к его использованию на благо и счастье как самих себя, так и других людей.

≈≈

Мы должны считаться с действительностью и вносить в свою жизнь многочисленные коррективы. Одна из самых больших проблем современного общества заключается в неумении людей приспосабливаться ко все ускоряющимся темпам перемен.

≈≈

Буддийскому мировоззрению не присущ элемент фатализма; буддизм не предлагает нам слепо принимать изменения к худшему как непреложный факт нашей жизни. Напротив, осознавая постоянство перемен и пытаясь распознавать отрицательные перемены на ранней стадии, можно предотвратить негативные события или превратить их в благоприятные возможности.

≈≈

Будьте готовы к переменам, но не изменяйте своим ценностям.

≈≈

Иногда не получить желаемое — бóльшая удача, чем получить.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *