Перейти к контенту →

Приручи своих драконов. Хосе Стивенс. Краткое содержание

7 драконов: как бороться с главными недостатками человеческой натуры

Семь драконов — это самые известные из всех человеческих недостатков: высокомерие, жадность, нетерпеливость, упрямство, самоуничижение, склонность к мученичеству и саморазрушение. Они уродуют личность, отравляют нашу жизнь, мешают полноценному общению, отдыху, работе. Создают дисгармонию. Отрицательно влияют на наше здоровье, творческие способности, духовное развитие. Наш обзор по книге «Приручи своих драконов» поможет вам распознать дракона внутри себя. И подскажет практические пути для победы над ним.

Драконы живут с нами с детства и являются следствием наших детских комплексов. Они питаются нашими страхами. Значит, задача сводится к тому, чтобы побороть в себе тот или иной страх.

Хосе Стивенс обещает, что, одолев своего дракона, вы:

  • станете здоровой и гармоничной личностью;
  • будете развиваться семимильным шагами;
  • освободитесь от дурного влияния и направите всю свою энергию на то, чтобы сделать свою жизнь прекраснее;
  • обретете жизненную силу;
  • сможете помогать другим.

В конце концов — просто станете счастливыми.

 Дракон № 1: Высокомерие

В основе порока высокомерия лежит страх перед собственной незащищенностью, перед возможным получением от кого-либо негативной оценки, зависимость от чужих суждений и уязвимость.

Как развивается дракон 

Автор выделяет семь этапов развития этого дракона в детстве. Вот они.

Этап первый. Ребенок учится восставать против собственной природы. Чувствуя критическое отношение к себе в семье, ребенок осознает, что его сравнивают с некими высокими стандартами или старшими братьями и сестрами. Вывод и принятое решение «Я недостаточно хорош, поэтому меня не любят».

Этап второй. Ребенок пытается быть лучше, чем он есть на самом деле. На этом этапе маленький человек стремится стать «самым лучшим». «И тогда меня не смогут больше ни за что критиковать». Вывод и принятое решение: «Я самый лучший, значит, я — особенный».

Этап третий. Ребенок учится скрывать свои недостатки и притворяться неуязвимым. Растут отчужденность и замкнутость. Если не подпускать к себе людей слишком близко, они никогда не увидят твоих страхов и недостатков. Вывод и принятое решение: «Я могу отлично скрывать свои чувства от окружающих».

Этап четвертый. Ребенок учится исследовать окружающих в поисках ответа на вопрос: что именно в человеке им нравится. Человек становится излишне настороженным и внимательно исследует всех, кто его окружает. Он пытается узнать, что производит на них впечатление и какое именно. Вывод и принятое решение: «Я должен выяснить, чего именно окружающие от меня хотят. Я должен наблюдать за всеми, чтобы найти ответ на этот вопрос».

Этап пятый. Ребенок тщательно исследует и обтесывает самого себя. «Чтобы добиться одобрения, мне придется присмотреться к себе очень внимательно. Я должен быть на шаг впереди них и заметить свою ошибку первым. Я тщательно буду следить за своими словами и действиями. Я буду постоянно держать себя под контролем». Вывод и принятое решение: «Я должен постоянно следить за каждым своим шагом».

Этап шестой. Маленький человек сам становится арбитром своих действий и поступков. Ребенок постоянно подвергает себя жесткой критике. Вывод и принятое решение: «Я буду сам критиковать себя. Я буду смотреть на себя взглядом окружающих».

Этап седьмой. Не останавливаться ни перед чем, чтобы казаться лучше других. «В действительности я просто безупречен. Но все окружающие не настолько хороши, как я сам. Я лучше их. Они просто об этом еще не знают, но скоро они в этом убедятся». Вывод и принятое решение: «Я должен подвергать критике окружающих прежде, чем они возьмутся критиковать меня. Я имею на это право, потому что я лучше их».

Как проявляется дракон

Став высокомерным, человек возводит вокруг себя жесткие границы. Он отгораживается от окружающих неприступными стенами. Но в глубине души на самом деле не верит, что он лучше, чем все остальные. Он бы отчаянно хотел убедиться в этом, но в моменты просветления понимает, что это ложь. Глубоко внутри высокомерный человек ощущает неуверенность в себе и одиночество.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Лучше тысячу раз умереть, чем попасть на людях в неловкое положение.

— Я ненавижу быть подвергнутым чьим-либо оценкам или сравнениям.

— Мне трудно признать свою неправоту и принести извинения.

— Мне нравится чувствовать себя особенным, я стараюсь не подпускать людей к себе слишком близко.

Негативным проявлением дракона высокомерия является тщеславие.

Положительным проявлением дракона высокомерия является гордость.

Как одолеть дракона

Хосе Стивенс предлагает несколько практических советов.

1. Признайте, что вы оторваны от людей.

Нужно осознать свое одиночество. Признаться себе, что вы устали от этой отчужденности. И она вам не нужна.

2. Признайте свое право на ранимость и восприимчивость.

Нужно найти в себе силы сказать, к примеру: «Да, я пролил соус на скатерть. Но со мной все в порядке. Это может случиться с каждым. Но это вовсе не повод казнить себя».

3. Постарайтесь проявлять внимание к окружающим.

Избавьтесь от ощущения, что все вокруг только и думают о том, как бы заметить ваши недостатки и причинить вам неприятности. Ведь люди гораздо больше заняты самими собой и своей жизнью. Осознав это, вы начнете испытывать интерес к другим людям. Проявляйте доброжелательность и открытость. Поздоровайтесь с уборщицей в офисе, поблагодарите продавца в магазине, сделайте комплимент коллеге.

4. Перестаньте осуждать себя и окружающих.

Прекратите постоянно критиковать себя и других. Призовите на помощь свое чувство юмора. Откажитесь от стремления быть особенным. Проявляйте уважение к людям. В ответ они будут уважать вас.

5. Говорите на людях.

Высокомерные люди часто боятся публичных выступлений. Нужно победить этот страх — начните говорить при большом скоплении народа. Сначала можно это сделать среди друзей или просто доброжелательно настроенных к вам людей. Постепенно расширяйте аудиторию.

6. Позвольте себе немного подурачиться.

Позвольте себе побыть глупым или смешным. Насвистывайте песенку, прыгайте через лужи, просто улыбнитесь незнакомцу, чужому ребенку или хорошей погоде.

7. Переоцените то, что раньше приводило вас в смущение.

Вспомните те моменты вашей жизни, которые вызывали у вас чувство неловкости. Определите — что именно вызывает у вас стыд. Переживите эти события заново, попробуйте найти в них забавные и смешные моменты. Если вам удастся рассмеяться — вы на верном пути.

Дракон № 2: Самоуничижение

Заниженную самооценку вызывает страх перед собственной неполноценностью. Как правило, такие люди в детстве подвергались давлению со стороны родителей и унижениям.

Как развивается дракон

Вот этапы развития этого недостатка.

Этап первый. Ребенок понимает, что любовь родителей не является безусловной. Ему кажется, что любить его должны за что-то, а не просто так. Чтобы стать любимым, нужно выполнить какие-то условия. Вывод и принятое решение: «Меня не любят таким, какой я есть».

Этап второй. Боязнь не соответствовать предъявляемым требованиям. Ребенок пытается понять, как ему угодить своим родителям, чтобы заслужить их любовь и признание. Он опасается, что никогда не сможет достичь этого. Вывод и принятое решение: «Я не соответствую их требованиям».

Этап третий. У ребенка появляется привычка оправдываться за все, что он делаетНа этом этапе маленький человек развивает в себе привычку постоянно приносить извинения, отпускает в свой адрес самоуничижительные шутки. Ребенок сам старается привлечь внимание окружающих к своим недостаткам, прежде, чем они заметят их.

Вывод и принятое решение: «Всегда приноси извинения прежде, чем что-нибудь сказать или сделать».

Этап четвертый. Формируется привычка чувствовать себя маленьким и незначительным. Ребенок старается быть «невидимым»: съеживается, втягивает голову в плечи, голова опущена, взгляд устремлен вниз. Как правило, на общественных мероприятиях и при фотографировании такие люди прячутся за спины окружающих. Вывод и принятое решение: «Если я стану маленьким и незаметным, никто не будет ничего от меня ожидать».

Этап пятый. Ребенок программирует себя на неудачу. Будучи заранее уверенным, что ни в чем не может добиться успеха, ребенок предрекает себе провалы и промахи. Чтобы потом иметь возможность со вздохом сказать «Эх, я так и знал». И хотя бы в этом оказаться правым. Вывод и принятое решение: «Я не смогу этого сделать и заранее это предрекаю. По крайней мере, в этом я не ошибусь».

Этап шестой. Проявление нелюбви и неуважения к себе. Постоянное самобичевание: «Лучше бы мне вообще не появляться на этом свете! Я такой идиот!» Вывод и принятое решение: «Я присоединюсь к близким в их критическом ко мне отношении. Я, как и они, тоже себя презираю».

Этап седьмой. Ребенок привыкает любой ценой избегать успеха. Если ему удается преуспеть в чем-то, он все равно уверен, что будет не в состоянии этот успех удержать. Поэтому лучше уж и не начинать. Вывод и принятое решение: «Не нужно стремиться к успеху».

Как проявляется дракон

Люди самоуничижительные сомневаются в собственной значимости и даже в самом праве на существование. Поэтому у них напрочь отсутствуют внутренние границы — они позволяют другим делать все, что им заблагорассудится. Сами же они не посягают на чужие территории. У таких людей сформировано ложное представление о себе, как о неполноценных, несостоятельных. Они убеждены, что чем чаще они по поводу и без повода будут приносить окружающим извинения и стараться держаться в тени, тем лучше для них самих.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Эта новая машина (одежда) слишком хороша для меня.

— Я часто сомневаюсь в своих способностях и чувствую себя неловко.

— Мне часто говорят, чтобы я выпрямился и не сутулился.

— Окружающие могли бы сделать это лучше, чем я.

Крайним негативным проявлением дракона самоуничижения является полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Позитивный полюс — скромность.

Как одолеть дракона

Хосе Стивенс предлагает несколько практических советов.

1. Откажитесь от привычки приносить за все извинения.

Перестаньте постоянно извиняться и очистите свой лексический запас от слов, значение которых направлено на унижение вашего достоинства и потерю уважения.

2. Следите за своей осанкой.

Распрямитесь, поднимите голову, расправьте плечи. Работайте над своим дыханием. Здесь большую помощь могут оказать занятия йогой.

3.Начните диалог со своим внутренним критиком.

Научитесь возражать внутреннему голосу, отпускающему в ваш адрес критические замечания. Вступите с ним в диалог, а не просто выслушивайте то, что он говорит. Спорьте с ним. Здесь поможет методика психолога Мартина Селигмана.

4. Регулярно хвалите себя даже за маленькие, незначительные победы.

Ежедневно отмечайте свои успехи. Для этого можно завести специальный дневник или блокнот. Перед сном сделайте список дел (как минимум — трех), которые вам особенно удались сегодня.

5. Выслушивайте и записывайте признания ваших достоинств.

Фиксируйте любую похвалу, благодарность, которую вы получили от окружающих. Кроме того, можно составить список наиболее близких людей: друзей, родственников. Попросите их сделать запись на диктофон с позитивными отзывами о вас.

6. Ежедневно проявляйте активность в том, что вам интересно.

Старайтесь познавать новое. Учитесь рисовать, танцевать, кататься на лыжах, на коньках — чему угодно, главное, чтобы вам было интересно.

Дракон № 3: Нетерпеливость

Корень этого порока кроется в страхе упустить время. Нетерпеливые люди вечно торопятся, постоянно пребывают в состоянии стресса и живут мечтами о будущем, часто упуская текущий момент.

Как развивается дракон

Автор выделяет семь этапов.

Этап первый. Ребенок привыкает торопиться.

Вечно куда-то спешащие родители создают в семье атмосферу неизменной обеспокоенности. Ребенок перенимает эту манеру поведения. Вывод и принятое решение: «Спешка — способ существования в жизни».

Этап второй. Страх ассоциируется со спешкой.

Маленький человек начинает ассоциировать свои эмоции, и в первую очередь страх, с проявлением нетерпения. Вывод и принятое решение: «Спешка способна помочь мне выжить».

Этап третий. Осознание ограниченности времени.

Время может течь слишком быстро или слишком медленно. Вывод и принятое решение: «Время — это что-то такое, чего или слишком мало, или слишком много».

Этап четвертый. Любая задача всегда ассоциируется с нехваткой времени на ее выполнение.

Ребенок приходит к выводу, что для выполнения любой задачи нужно спешить. Вывод и принятое решение: «Нужно торопиться, чтобы выполнить стоящие передо мной задачи. Если я не буду спешить, я никогда не достигну цели».

Этап пятый. Понимание того, что время может быть потеряно.

Любое, даже оправданное, промедление в чем-либо, кажется пустой тратой времени. Ребенок становится неаккуратным и невнимательным, из-за спешки часто допускает ошибки. Вывод и принятое решение: «Я могу потерять время, а если оно потеряно — то навсегда. Если время потеряно — я проиграл».

Этап шестой. Ребенок осознает себя заложником времени.

Время воспринимается как ловушка, из которой нельзя выбраться. А его мнимая нехватка становится причиной всех неудач. Человек ощущает себя не хозяином времени, а наоборот — находящимся в его власти. Вывод и принятое решение: «Я — жертва времени; точнее — жертва его отсутствия. Я его пленник».

Этап седьмой. Настоящее перестает иметь значение.

Нетерпеливый ребенок не умеет наслаждаться текущим моментом жизни. Настоящее как бы перестает существовать — имеет значение только будущее. Вывод и принятое решение: «Текущий момент совершенно неважен, нужно концентрироваться только на предстоящих событиях».

Как проявляется дракон

Ожидание чего-либо становится для нетерпеливых людей сущей мукой. А для окружающих эти вечные «подгонялы» порой бывают совершенно невыносимы. С ними неуютно и некомфортно. Пища проглатывается ими непрожеванной, вино и десерт остаются не распробованными. У нетерпеливого присутствует убеждение, что если он будет действовать быстрее, то скорее достигнет поставленной цели, поскольку сумеет решить больше задач. Но парадокс состоит в том, что нетерпеливые лишь замедляют свое движение вперед. Ведь постоянно действуя впопыхах, они совершают массу ошибок. И на их исправление уходит время.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Для окончания работы мне часто катастрофически не хватает времени. — Иногда второпях я роняю или ломаю какие-то предметы.

— Мои родственники (друзья, сотрудники) делают все слишком медленно, поэтому мне часто приходится их поторапливать.

— Я ненавижу ждать.

Крайнее отрицательное проявление нетерпеливости — несдержанность, сопровождающаяся вспышками раздражения. Положительный полюс — отвага.

Как одолеть дракона

Автор книги советует предпринять следующие шаги.

1. Проведите какую-то часть времени незапланировано.

Нетерпеливые люди не выносят, когда, как им кажется, время расходуется понапрасну. Попробуйте провести какую-то часть времени так, как не было запланировано. Можете попросту «убить» его, просто просидев полчаса на лавочке.

2. Побудьте какое-то время в тишине.

Попробуйте какое-то время побыть в абсолютной тишине. Выключите телевизор, радио, закройте окна, чтобы не доносился грохот с улицы. «Отключите» постоянный поток мыслей у себя в голове. Слушайте тишину. Можно включить тихую спокойную музыку, или уединиться у ручья, слушая его журчание.

3. Минимизируйте воздействие на вашу жизнь внешнего мира.

Старайтесь как можно меньше времени проводить у телевизора, радио или в Интернете. Посвятите освободившееся время семье и близким.

4. Замедлитесь в движениях.

Как правило, нетерпеливые люди крайне резки в движениях. Попробуйте стать более медлительным, сделайте свои движения более плавными. При необходимости обратитесь за помощью к специалистам.

5. Побудьте наедине с самим собой.

В это время можно «повалять дурака». Поваляться на траве, посидеть на лавочке, наблюдая за окружающими, спеть что-нибудь, порисовать. В общем, это упражнение заключается в том, чтобы ощутить свое «бытие», а не «деятельность».

6. Выполните упражнения на развитие внимательности.

Существует несколько упражнений. Например, такое. Медленно вытаскивайте одну за другой все спички из коробка, считая их. Затем так же медленно кладите их обратно в коробку, снова ведя счет. Ваши мысли будут переключаться на другое, поэтому постарайтесь не сбиться со счета. Еще одно упражнение потребует двух участников. Участник А рассказывает участнику В что-либо о себе. После этого, спустя несколько минут, участник В старается повторить услышанное. Если первый игрок считает ответ неточным или неполным, он повторяет свой монолог. Так продолжается до тех пор, пока второй участник в точности не повторит все то, что услышал.

7. Проведите целый день, не глядя на часы.

Посмотрите, будет ли ваше чувство времени подсказывать вам время обеда или сна. Эйнштейн и другие ученые сумели доказать, что время — понятие относительное. Оно может растягиваться и сжиматься, его течение — ускоряться или замедляться. Осознайте это.

Дракон № 4: Мученичество

Этого дракона рождает страх перед возможностью оказаться загнанным в угол обстоятельствами или другими людьми.

Как развивается дракон

Личность мученика в детстве проходит следующие этапы.

Этап первый. Самоутверждение нежелательно.

Ребенок узнает, что его родителей почему-то не радует его естественное стремление к росту и развитию. У него рождается мысль, что с ним что-то не так. Вывод и принятое решение: «Со мной не все в порядке. Меня не любят».

Этап второй. Ребенок чувствует себя связанным по рукам и ногам.

Систематические несправедливые наказания, постоянные окрики приводят ребенка к выводу, что он всегда делает что-то не то. И что бы он ни совершал, это приведет к порицанию. Вывод и принятое решение: «Жизнь — это западня. И я в нее попался».

Этап третий. Ребенок учится сдерживать свой гнев.

Ребенок видит, что развитие его самостоятельности приводит к самым нежелательным последствиям. Естественный в такой ситуации гнев переходит на себя и превращается в постоянное чувство обиды. Ребенок опускает руки. Вывод и принятое решение: «Никогда больше не буду пытаться самоутвердиться или бороться за то, чего хочу».

Этап четвертый. Поиск виноватого.

 

Причину испытываемых страданий ребенок ищет в окружающих или сложившихся обстоятельствах. Со временем эта привычка укореняется. Вывод и принятое решение: «Во всем виноваты окружающие. Дай им это понять».

Этап пятый. Ребенок заставляет окружающих почувствовать себя виноватыми. Юный страдалец пытается заставить окружающих осознать, какой вред они ему причинили. Мученик не позволяет посторонним увидеть себя радостным и смеющимся. Его усилия направлены на создание у близких чувства вины и понимания того, что загладить ее им никогда не удастся. Вывод и принятое решение: «Нужно заставить других почувствовать вину за то, что я ощущаю боль».

Этап шестой. Победа через страдания.

Человек словно специально попадает в ситуации, ведущие его от одной катастрофы к другой. Мученик подсознательно делает выбор, приносящий наибольшие страдания. Страдание становится смыслом жизни — ведь только так мученик может постоянно поддерживать в окружающих чувство вины и вызывать сочувствие. Вывод и принятое решение: «Своим страданием я могу одержать победу».

Этап седьмой. Человек делится обидами не с тем, с кем нужно.

Формируется привычка изливать свои несчастья на родных и близких. Мученик жалуется всем, кроме тех, кто непосредственно приносит им страдания. Например, муж может годами изводить жену постоянными жалобами на шефа. Вместо того, чтобы непосредственно поговорить с ним. Вывод и принятое решение: «Близкие должны разделять мои несчастья».

Как проявляется дракон

Мученики склонны к постоянным жалобам и проявлению недовольства. Им будто бы нравится ощущать себя жертвой. Они обладают настоящим талантом внушать окружающим чувство вины. Страдальцы пытаются убедить себя и других, что во всем, что бы с ними ни случилось, виноват кто-то другой. Однако в глубине души они понимают, что это не так. Глубоко внутри мученик чувствует себя ни на что не годным ничтожеством, заслужившим удары судьбы.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Часто обстоятельства складываются против меня.

— Окружающие говорят, что я люблю поплакаться в жилетку, но они просто не понимают, как сложно все вокруг. — Моя жизнь могла бы сложиться гораздо лучше, но этому помешали некоторые люди и обстоятельства.

— Никто по-настоящему не может и не хочет помочь мне.

Негативным полюсом дракона мученичества является стремление к мучительству своих близких. Позитивный полюс — самоотверженность.

Как одолеть дракона

Автор книги предлагает следующие шаги.

1.Признайте свою склонность к мученичеству.

Признайтесь себе, что ваш образ страдальца, в числе прочего, является инструментом манипулирования людьми.

2. Научитесь говорить «нет».

Перестаньте соглашаться на вещи, которые вам не нравятся. Допустим, вас попросили дать на несколько дней вашу машину или одолжить немного денег. Если вы не хотите этого делать, говорите «нет», каким бы трудным вам это ни казалось.

3. Попросите о помощи.

Признайтесь, что вам нужна помощь, чтобы перестать быть мучеником. Принимайте предлагаемую помощь. Но без жалоб и без завуалированного обвинения всех вокруг. Обязательно поблагодарите человека, помогшего вам.

4. Перестаньте жаловаться.

Если вы мученик, вам нужно проявление не сочувствия, не симпатии, а эмпатии — сопереживания, умения поставить себя на место другого. Вам необходимо почувствовать понимание со стороны окружающих, а не их жалость.

5. Ежедневно доставляйте себе, как минимум, одно, пусть небольшое, удовольствие.

Это может быть что угодно. Чашка ароматного кофе, вкусное пирожное, красивая мелодия, интересный фильм. Можете составить перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Дайте близким возможность увидеть выражение счастья на вашем лице.

6. Перестаньте обвинять.

Примите ответственность за собственный выбор. Вы и только вы (а не окружающие и не обстоятельства) влияете на собственную жизнь. Избавившись от привычки выносить обвинения людям и обстоятельствам, вы испытаете облегчение. Перестаньте быть «невинной жертвой», невозможно быть во всем правым, обвиняя всех вокруг.

7. Составьте список того, что вам мешает, и сожгите его.

Возьмите лист бумаги и напишите в нем что-нибудь, чего бы вам хотелось. После этого здесь же перечислите все причины, которые вам препятствуют. Затем снова вслух повторите свое желание. А список препятствий — сожгите.

8. Тренируйте уверенность и напористость.

Перед зеркалом расправьте плечи, приподнимите подбородок. Произнесите какое-нибудь утверждение. Не пробиваются ли в вашем голосе плаксивые, жалобные нотки? Избавляйтесь от них, придайте вашей речи больше авторитетности, уверенности, твердости.

Дракон № 5: Жадность

Жадность вызвана страхом недополучить чего-то.

Как развивается дракон.

Как правило, жадные люди в детстве испытывали чувство обделенности и покинутости. Этот порок имеет такие этапы развития.

Этап первый. Мучительный голод.

Это может быть как простой физический голод, так и жажда общения. Боль и страх, порождаемые чувством обделенности, вынуждают ребенка принимать заменители. К примеру, детей, обделенных родительским вниманием, часто задаривают игрушками. В сознании ребенка происходит раскол. С одной стороны, он понимает, что предлагаемые заменители (игрушки) не так хороши, как вещи настоящие (родительское внимание). С другой, его заставляют поверить, что заменители и есть настоящие вещи. Вывод и принятое решение: «Настоящих вещей, видимо, никогда не дождаться. Я буду брать все, что смогу, и делать вид, что мне это нравится».

Этап второй. Желание заполучить заменители берет над ребенком верх.

Просыпается желание получить все и как можно больше любой ценой. Человеку кажется, что он имеет полное право потребовать или отобрать объект своего желания. Такой ребенок может позволить себе съесть все пирожные или выпить все молоко, оставив остальных без обеда или ужина. Вывод и принятое решение: «Накоплением я навсегда избавлю себя от голода. У меня есть право на то, что я хочу получить, и мне безразлично, кто будет за это расплачиваться».

Этап третий. Вечная неудовлетворенность, желание иметь больше.

Получив предмет вожделения, ребенок вспоминает, что это всего лишь заменитель, а не настоящая вещь. Поэтому он бросается на поиски нового предмета желаний: игрушки, любви, внимания, пищи. Чувство насыщения наступает лишь на короткое время, а затем вновь приходит разочарование. Внимание фиксируется на том, чего не достает, а не на том, что имеешь. Наступает известный синдром «там трава зеленее, чем здесь». Став взрослым, такой человек никогда не может удовлетворить свои запросы ни в пище, ни в деньгах, ни в сексе, ни в обладании властью. Вывод и принятое решение: «Все, что я ни получаю, мне не нравится. Все, что я имею, это не то, чего я хочу. Предмет моих желаний находится у окружающих. Я должен забрать его себе».

Как проявляется дракон

Жадные никогда не бывают довольны тем, что имеют. Они часто подвержены пагубным привычкам: обжорству, страсти к накопительству, шопоголизму. Их жадность распространяется на пищу, власть, богатство, секс или что угодно иное. В отношениях с людьми они проявляют себя безграничными собственниками, требуя от окружающих предоставления им времени, энергии, места. Однако посягательств на свои границы они не терпят и возводят вокруг себя прочные стены.

Такие люди убеждают себя, что обретение следующего предмета желания принесет им удовлетворение. Еще один бокал вина превратит их одинокий вечер в праздник. Еще один кусок торта заглушит голод. Еще один автомобиль придаст им статус. Еще один сексуальный партнер поможет почувствовать себя нужным и любимым. Но внутренний голос говорит им: «На самом деле все твои усилия напрасны. Внешний мир не способен удовлетворить твои потребности».

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Я часто думаю, что где-то там все гораздо лучше, чем здесь.

— Шоппинг часто поднимает мне настроение.

— Когда что-то идет не так, мне хочется есть, и кажется, что я никогда не наемся.

— Я люблю вещи и деньги.

Крайнее отрицательное проявление жадности — ненасытность, граничащее с безумием стремление к удовольствиям и неспособность получить от них удовлетворение.

Положительное проявление — вкус к радостям жизни.

Как одолеть дракона

Вот какие шаги помогут бороться с жадностью.

1.Признайте жадность своей проблемой и обратитесь за помощью.

Первый шаг на пути к решению любой проблемы — это ее осознание. Признайтесь себе, что дракон жадности отравляет вашу жизнь.

2. Выясните, на каких заменителях вы фиксируетесь больше всего (пища, власть, деньги, секс и т.п.).

Чего вы желаете наиболее страстно? Это то, что можно положить в рот? Или это влияние на окружающих? Возможно, это деньги или вещи: золото, драгоценности, машины, брендовая одежда?

3. Откажитесь от объектов ваших желаний.

Этот шаг потребует колоссальных усилий. Все, чего вы так страстно желали, не дает решения мучающей вас проблемы. Поэтому откажитесь от дальнейших поисков в этом направлении.

4. Осознайте истинный источник вашего удовлетворения.

Определите, что кроется за вашим жадным стремлением к заменителям. Узнайте истинную цель и назначение собственной жизни. Составьте перечень всего, что, по вашему мнению, необходимо для счастья. Список должен быть абсолютно полным. Внимательно проанализируйте его. Чего вам не хватает? Это действительно то, что вам нужно?

5. Научитесь отдавать.

Жадному кажется, что предмет его желаний находится у других, и его надо отобрать. Нужно изменить этот подход на противоположный — начать отдавать, а не брать. Проявите щедрость (на деньги, время, душевное тепло).

6. Поблагодарите судьбу за то, что вы уже имеете.

У вас есть крыша над головой и горячий ужин на столе? Отлично! Насладитесь своим богатством, ведь многие не имеют и этого. Составьте список всего, что вы имеете.

Включите туда материальные ценности, накопления, ваши таланты и способности, отношения.

Дракон № 6: Саморазрушение

Склонность к саморазрушению вызвана страхом перед потерей контроля.

Как развивается дракон

Как правило, склонностью к саморазрушению страдают люди, которые в детстве подвергались физическому и/или психическому насилию. Чаще всего это происходит в неблагополучных семьях. Личность саморазрушителя формируется так.

Этап первый. Ребенок покинут, и это ощущение ломает его внутренний стрежень.

Недостаток или полное отсутствие родительской ласки и заботы формирует у ребенка недоверие к окружающее миру и неверие в свою способность справиться с жизнью. Вывод и принятое решение: «Я совсем один, а мир вокруг такой ужасный. Никто обо мне не заботится. Никто не контролирует ситуацию. Я всеми покинут».

Этап второй. Получение физического или психического оскорбления. «По закону жанра» покинутые дети часто подвергаются истязаниям (со стороны родителей или сверстников) и необоснованным наказаниям. Это подрывает их веру в добро и справедливость. Вывод и принятое решение: «Окружающий мир — это враждебное место».

Этап третий. Ребенок поворачивается против себя самого. Он идентифицирует себя со своими обидчиками: «Если они меня ненавидят, значит, я должен быть плохим, иначе из-за чего же они будут меня ненавидеть». Вывод и принятое решение: «Я плохой. Я должен быть наказан. За это я накажу весь мир».

Этап четвертый. Боязнь остаться без присмотра и необходимость контроля со стороны.

Стремление к внешнему контролю становится жизненно важной необходимостью. Став старше, такие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю как к средству защиты от пугающей их действительности. Возникает склонность к опасному риску в попытках доказать свой контроль над ситуацией. Вывод и принятое решение: «Мне необходим чей-то надзор. Моя жизнь в опасности. Я должен доказывать себе, что у меня есть контроль над собой».

Этап пятый. Утрата осознания ценности жизни — смерть кажется лучшим выходом. Такие люди часто прибегают к суициду. Либо это может быть медленное самоубийство — разрушение себя посредством алкоголя и наркотиков. Вывод и принятое решение: «Смерть лучше, чем жизнь. Я убью себя».

Как проявляется дракон

Саморазрушители, как правило, имеют прочную привязанность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания), обладают склонностью к насилию и суициду. Отличаются дикой, необузданной манерой поведения, направленной на саботирование своего существования. Редко живут достаточно долго, поскольку не способны найти смысл жизни.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Когда что-то не ладится, я пропускаю рюмочку-другую.

— Жизнь слишком трудна и мучительна, поэтому я частенько подумываю о том, чтобы наложить на себя руки.

— Я употребляю наркотики.

— Часто бывает, что я сажусь за руль в нетрезвом виде.

— У меня бывают серьезные срывы с гневом и истерикой.

Негативным проявлением дракона саморазрушения является склонность к самоубийству Позитивный полюс — самопожертвование.

Как одолеть дракона

Проделайте несколько шагов.

1. Попросите о помощи.

Признайтесь себе, что нуждаетесь в помощи. Чтобы понять, насколько далеко все зашло, пройдите небольшой тест. Положительный ответ более чем на три вопроса, означает, что необходимо обратиться за помощью к специалисту и отнестись к проблеме вашего исцеления со всей серьезностью и ответственностью.

Задайте себе такие вопросы:

  • Часто ли я испытываю панику или отчаяние?
  • Часто ли я теряю контроль над своими действиями?
  • Я веду беспорядочный образ жизни?
  • Часто ли я подвожу окружающих?
  • Жизнь не стоит того, чтобы ее продолжать?
  • Меня часто посещает мысль о самоубийстве?
  • Большую часть времени я чувствую себя одиноким?

2. Создайте себе группу поддержки.

Окружите себя людьми, которые способствуют росту вашего самоуважения и укреплению вашей привязанности к жизни. Это должны быть люди, искренне желающие вам помочь. Найдите себе наставника, терапевта, духовного учителя.

3. Помогайте другим.

Участвуйте в благотворительных акциях. Оказывайте поддержку тем, кто в ней нуждается.

Дракон № 7: Упрямство

Этот недостаток вызван страхом перед чьим-либо авторитетом и неожиданными переменами.

Как развивается дракон

Вот как формируется упрямство.

Этап первый. В жизни ребенка произошли неожиданные перемены без подготовки и предупреждения.

Это может быть развод родителей или переезд в другой город (страну). Ребенку сообщают об этом в последний момент или просто ставят перед фактом. Ребенок оказывается застигнутым врасплох. Вывод и принятое решение: «Перемены несут с собой опасность и угрозу. Я должен оказывать им сопротивление».

Этап второй. Ребенку не позволяют сделать самостоятельный выбор. Маленькому человеку постоянно диктуют, что ему есть, пить, как одеваться, во что играть. Вывод и принятое решение: «Мне не позволяют даже владеть самим собой. Командование, авторитеты и начальство — это плохо».

Этап третий. Ребенка исключают из процесса принятия семейных решенийЧувства и желания ребенка в расчет не принимаются. Его просто ставят перед фактом, лишив права голоса. Ожидается, что он будет послушно следовать решениям, принятыми другими. Вывод и принятое решение: «Я не могу оказывать влияние на собственную жизнь. Меня всегда заставляют и контролируют».

Этап четвертый. Растет негодование и страх. Ребенок оказывает сопротивление любым формам внешнего контроля.

В подростковом возрасте начинается открытое неповиновение, растет протест. Подросток становится похож на упрямого осла: неуправляем, несговорчив, неспособен на компромисс и тяжел в общении. Наказания лишь усугубляют ситуацию. Сопротивление ради сопротивления принимает порой абсурдные формы. Вывод и принятое решение: «Любой ценой сопротивляйся проявлению власти над собой».

Этап пятый. Утрата способности различать принуждение и предложение.

Ребенок учится принимать в штыки любое предложение, даже дружеский совет. «Любой обращенный ко мне вопрос я буду расценивать, как объявленье войны». Вывод и принятое решение: «Все, хотя бы отдаленно напоминающее указание о том, что мне делать — плохо. Я должен говорить «нет».

Этап шестой. Сопротивление самому себе. Человек не в состоянии изменить принятое решение, даже если оно ошибочно и ведет к негативным последствиям. Вывод и принятое решение: «Я принял это решение. Неважно — правильное оно или нет. В любом случае я должен стоять до конца».

Как проявляется дракон

Упрямцы отличаются редкой неуступчивостью, даже в ущерб самим себе, часто проявляют твердолобую непоколебимость и открытое неповиновение. Всегда оспаривают чужое мнение и полностью отказываются к нему прислушаться. Такие люди находятся во власти ложного убеждения, что, отвечая на все отказом, они обретают большую власть и могущество.

ТИПИЧНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

— Когда я сомневаюсь, я обычно отвечаю отказом.

— Я ненавижу, когда кто-то лезет со своими советами. Я сам разберусь, что мне делать и как мне жить.

— Если я принял решение, ничто меня не остановит.

— Мне трудно пойти на уступку, даже когда я знаю, что не прав.

Высшая отрицательная степень упрямства — упрямство глупое и бессмысленное. Положительное проявление — решительность и настойчивость.

Как одолеть дракона

Помогут следующие шаги.

1.Тренируйте гибкости мыслей, поведения и тела.

Гибкость сознания предполагает его открытость чужому мнению. Учитесь слушать и слышать собеседников. Гибкость в поведении означает некоторые уступки окружающим. Не забывайте о гибкости тела. Она оказывает постепенное воздействие на гибкость вашего сознания. Работает и обратная взаимосвязь.  

Для тренировки умения слушать Хосе Стивенс предлагает следующее упражнение.

Здесь понадобится партнер. Сядьте друг напротив друга. Пусть партнер рассказывает вам о том, что затрудняет ему общение с вами. Слушайте внимательно, не споря и не перебивая. Каждые две-три минуты повторяйте услышанное, прибавив «Правильно я ли понял, что…».

2. Учитесь прислушиваться к разумным советам окружающих.

Не отбрасывайте предложения других сразу же. Возьмите паузу, подумайте. Старайтесь находить в них разумное зерно.

3. Научитесь признавать собственные ошибки и неудачи.

Не пытайтесь во что бы то ни стало всем и каждому доказать свою правоту. Ведь, к примеру, упрямый руководитель фирмы может сделать ее банкротом, вовремя не признав ошибочность своей стратегии. А упрямый полководец обречет людей на гибель, если не даст приказ об отступлении в нужный момент. То есть, своевременное признание ошибки и ее исправление часто оказывается единственным спасительным путем.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *