Перейти к контенту →

Правила развития мозга вашего ребенка. Джон Медина. Краткое содержание

Как развивать и воспитывать ребенка, чтобы он вырос умным и счастливым: правила Джона Медины

Джон Медина — известный американский нейрофизиолог — в своей книге «Правила развития мозга вашего ребенка» отвечает, пожалуй, на самый главный родительский вопрос: как развивать и воспитывать ребенка, чтобы он вырос умным и счастливым. Для этого, убежден автор, необходимо знать закономерности развития мозга начиная с внутриутробного периода до возраста пяти лет – периода, когда все, что воздействует на мозг ребенка, оказывает фундаментальное влияние на его последующую жизнь.

Нейрофизиология не дает четких указаний, как поступать родителям в конкретной ситуации, она определяет лишь общие правила оптимального родительского поведения. В книге приведены не советы, а подтвержденные неоднократными исследованиями научные факты. Как питание беременной женщины влияет на способности ее ребенка? Что нужно знать о супружеской жизни после рождения малыша? Зачем нужно учить язык жестов? Существует ли генетическая предрасположенность быть счастливым? Ответы науки о мозге на эти и другие вопросы — в нашем обзоре.

Правила развития мозга ребенка в утробе  правила для мам

1. В первую половину беременности обеспечьте эмбриону отсутствие внешних воздействий, он хочет тишины, покоя и защищенности. Ведь в это время идет колоссальная работа по созданию мозга, нейроны образуются со скоростью 500 000 клеток в минуту! Утренняя тошнота, утомляемость — природные сигналы, призванные удерживать женщину от употребления экзотической пищи и возможного попадания в организм токсинов, а так же от физических нагрузок, тем самым сократив риски для развития плода. Более того, некоторые ученые считают, что ранний токсикоз положительным образом влияет на показатели IQ ребенка. По данным исследования, 21% детей, матери которых страдали сильным токсикозом, имели IQ 130 и выше (показатель одаренности), в контрольной группе (где матери не страдали токсикозом) детей с такими показателями было только 7%.

Как утверждает автор, все способы «закачивания в живот» информации (музыки, слов иностранного языка и т.п.) в первую половину беременности не только не влияют на развитие мозга ребенка, но даже для него вредны. Во вторую половину беременности, действительно, ребенок становиться восприимчив к информации извне: он может запоминать музыку, мамин голос, слова и целые тексты, если слышит их регулярно (и все эти звуки после рождения будут оказывать на ребенка успокаивающее воздействие), а также вкус пищи, которой привыкли питаться в семье. Таким образом, пока ребенок находится в утробе, можно создать у него определенные предпочтения.

2. Чтобы ребенок вырос умным, маме необходимо сбалансировано питаться и контролировать свой вес.Начиная с 4 месяца беременности, автор советует женщинам следить за количеством и качеством потребляемой пищи: для ребенка важна прибавка в весе во 2 и 3 триместре. Дело в том, что уровень интеллекта зависит от объема мозга, который растет вместе с массой плода. Однако, предупреждает автор, помните: оптимальная масса тела ребенка при рождении — 3,6 кг. Если масса тела более 4 кг, коэффициент интеллекта немного снижается, так как крупные младенцы чаще страдают от недостатка кислорода, получают родовые травмы.

Какое количество пищи необходимо?

Количество потребляемой женщиной пищи зависит от ее массы тела до беременности. Для этого определяют индекс массы тела (ИМТ). При избыточной массе тела (ИМТ от 25 до 29,9) необходимо набрать не более 6,8 — 11,34 кг за беременность, по 230 граммов в неделю в последние два триместра; при недостаточной (ИМТ — 18,5) или нормальной — от 12,7 до 18,14 кг, по 450 граммов в неделю во 2 и 3 триместре.

Как питание матери влияет на мозг ребенка?

Автор советует сбалансировано питаться (овощи, фрукты, мясо), ни в коем случае не забывая о двух веществах, способных положительно влиять на формирование мозга наших детей: это фолиевая кислота и жирные кислоты омега-3. Если о пользе фолиевой кислоты большинству женщин известно, то употребление жирных кислот омега-3 требует отдельных разъяснений. При недостатке содержания в пище матери омега-3 жирных кислот нейроны мозга ребенка функционируют неправильно: это может привести к развитию синдрома дефицита внимания, дислексии, депрессии и других расстройств. Джон Медина рекомендует женщинам, ожидающим малыша, есть 340 граммов рыбы в неделю (лосось, треска, пикша и др.).

3. Избегайте сильного стресса

Существует несколько видов стресса. Бывает стресс положительный, помогающий нам собраться, активизироваться, а бывает разрушающий, токсический. При нем человек чувствует потерю контроля над ситуацией. Это может быть длительно действующий, частый стресс: нервная работа, хронические заболевания, бедность и т.п.; или очень сильный стресс: развод, смерть любимого человека, потеря работы и т.п. Все это токсический стресс, он действует на клеточном уровне.

Помните: Стресс матери вместе с гормонами стресса всегда передается ребенку!

Как сильный стресс влияет на мозг?

У детей, матери которых пережили токсический стресс (особенно на последних месяцах беременности) может пострадать:

— лимбическая система мозга, которая управляет эмоциями и памятью;

— темперамент (ребенок становится возбудимым);

— двигательные способности;

— собственная система управления стрессом.

Как бороться со стрессом?

Одним из наиболее значительных источников стресса для женщины является разлад в отношениях со значимыми для нее людьми, особенно с супругом, поэтому познакомить супруга с книгой Джона Медины лучше заранее. Между прочим, он советует относиться к беременной жене как к королеве.

4. Умеренная физическая активность каждый день

К беременности лучше всего готовиться заранее, особенно это касается физической подготовки. Если беременная женщина находится в хорошей физической форме, то рожать ей будет легче. Фаза потуг у таких рожениц длится около 27 минут, у физически слабых женщин она может длиться час и более, что может вызвать недостаток кислорода у ребенка и другие нежелательные последствия. Автор советует во время беременности делать аэробные упражнения, если нет противопоказаний, минимум 30 минут каждый день. Кроме физической подготовки к родам, выполнение аэробных упражнений повышает в мозге уровень вещества, называемого «нейротрофический фактор мозга» (BDNF), которое положительно влияет на нейроны мозга и нейтрализует стресс.

Однако не стоит усердствовать. Напряженные тренировки увеличивают сердцебиение ребенка, снижают поступление кислорода в матку, могут вызвать ее перегрев. Начиная с 3 триместра необходимо постепенно снижать интенсивность тренировок. Наилучшим видом физической активности для беременной женщины автор считает плавание.

Правила развития мозга ребенка после рождения. Папам подготовиться…

Наши обожаемые дети приходят в этот мир неподготовленными, их надо учить всему, их мозг сформирован не до конца. И он очень уязвим в это время. Мозг младенца сосредоточен на выживании, поэтому для полноценного существования ребенку необходимо ощущение защищенности и стабильности, которое он получает от тех, кто о нем заботиться. В это время идет формирование у ребенка очень важного для его развития чувства привязанности к взрослому.

Вот тут-то и начинается другая история. Джон Медина, отец двоих сыновей, описал эту ситуацию необыкновенно точно: «Ребенок плачет, ребенок спит, ребенка вырвало, его нужно взять на руки, сменить пеленки, покормить, и все это до четырех утра. Затем вам нужно идти на работу. Или вашей жене. И это повторяется день за днем, и так до посинения. Родители хотят всего один квадратный дюйм тишины, одну маленькую секундочку для себя, и они, само собой, не получают ни того, ни другого. Вы даже не вольны пойти в туалет, когда вам нужно. Вы недосыпаете, вы теряете друзей, ваши домашние обязанности утраиваются, ваша сексуальная жизнь прекращается, и у вас едва хватает энергии, чтобы спросить друг у друга о том, как прошел день». После рождения ребенка качество супружеской жизни ухудшается критически (по последним исследованиям почти на 90%), назревают конфликты.

Как родительские конфликты влияют на развитие ребенка?

Дети чувствуют психологическую обстановку в доме с рождения. Если обстановка напряженная, это проявляется физиологически: у младенцев повышается давление, учащается сердцебиение, повышается уровень гормонов стресса. Как пишет Медина, «некоторые исследователи заявляют, что могут оценить частоту конфликтов между супругами, просто взяв 24-часовой анализ мочи у ребенка». Неблагополучная эмоциональная обстановка, в которой находится малыш, может глубоко повлиять на:

— состояние его нервной системы (способности регулировать эмоции и справляться со стрессом, позитивно реагировать на новые воздействия, чувствовать себя комфортно среди других людей);

— физическое развитие (гормоны стресса могут мешать минерализации костей, особенно ног);

— внимание и интеллект (у детей из эмоционально нестабильных семей коэффициент интеллекта ниже, чем у детей из эмоционально благополучных семей);

— иммунитет (дети из конфликтных семей чаще болеют).

Автор книги определяет 4 причины супружеских конфликтов:

— недостаток сна,

— социальная изоляция,

— неравное распределение нагрузки между родителями,

— депрессия.

Следствия этих причин следующие:

Недосып выливается в раздражительность, неумение контролировать сильные эмоции, ухудшается способность мыслить и решать проблемы.

Социальная изоляция — дом, готовка, уборка, дети… Времени на себя не остается, ровно как и на друзей: 34% молодых родителей проводят целый день в изоляции. До 80% молодых родителей ощущают болезненное одиночество. Особенно тяжело это переживают женщины, у которых от природы больше, чем у мужчин, потребность в общении. От того времени, которое проводили супруги вместе, остается примерно 1/3.

Супруги выполняют свои обязанности не в равных долях. Женская доля обязанностей, как правило, превышает мужскую. На работу по уходу за детьми женщина тратит около 39 часов в неделю, мужчина — около 21,7. Обычный мужской аргумент «я зарабатываю деньги» весьма сомнителен. Женщина тоже работает. «Неработающая» мама выполняет обязанности няни, психолога, домработницы, водителя, менеджера… Ее занятость составляет около 94,4 часа в неделю. Не удивительно, что недовольство начинает расти со стороны женщины. Неравенство в распределении домашней нагрузки — одна из частых причин разводов.

Депрессия. Около половины мам испытывают послеродовую депрессию, 10-20% из них нуждаются в медицинской помощи (такие женщины чувствуют неконтролируемую тревогу, отчаяние, тоску, постоянно плачут, много или ничего не едят). Вместо связи между ребенком и матерью (привязанности) формируется чувство взаимного отчуждения. Такие дети вырастают робкими, замкнутыми, пассивными, ощущающими свою незащищенность перед миром.

Не только матери, но и отцы впадают в депрессию после рождения ребенка, их, как показывают исследования, от 10 до 25%, если при этом в депрессии находится и женщина — до 50%.

Куда бежать? Где выход?

1. Знать, что время появления на свет первого ребенка часто становиться временем испытания, кризиса в супружеских отношениях. Осведомленные о возможных предстоящих трудностях пары гораздо легче преодолевают этот период.

2. Сделать запас готовых замороженных продуктов, чтобы их хватило на 50 дней после появления на свет малыша.

3. Укреплять семейные отношения:

а) Учитесь смотреть на ситуацию глазами другого человека, проявлять сопереживание (эмпатию). Для этого необязательно испытывать те же самые чувства, просто старайтесь замечать и определять эти чувства у других. Говорите друг другу, например, такие фразы: «Я вижу/чувствую по голосу, что ты устал/обижен/рассержен/унижен… у тебя, наверное, были сегодня неприятности/ссора/сложная работа…». Этот метод можно применять и в отношениях с другими членами семьи.

б) Созванивайтесь в течение дня, узнавайте, как дела друг у друга.

4. Если ссора все-таки произошла, миритесь при детях. Им так легче восстановить душевный баланс.

5. Попытайтесь равномерно распределить работу по дому. Лучше это сделать до рождения ребенка. Составьте список обязанностей каждого супруга, попытайтесь их уравновесить, внедряйте нововведения сразу.

6. Найдите хорошего психолога.

Помните:

Счастливые, спокойные супруги — счастливые, умные дети.

Умный ребенок. Как определить?

Нравится нам это или нет, интеллектуальный потенциал человека определяют два фактора: генетика и воспитание (среда). Их соотношение в процентах примерно 50 на 50. Мозг каждого человека в определенной степени уникален: у него своя неповторимая структура, объем, количество серого и белого вещества и т.д. Никаких отличительных черт в строении мозга интеллектуально выдающихся людей ученые пока не нашли. Не помогли в этом ни магнитно-резонансная томография, ни другие новейшие методы исследования. Более того, каждый человек использует ресурсы мозга по-своему. Как показали исследования, при решении задач интеллектуально развитые люди по-разному использовали комбинации областей головного мозга.

Гена интеллекта также пока не обнаружено.

Как все-таки измерить уровень интеллекта?

Первое, что приходит на ум — тесты IQ. Однако Джон Медина считает, что не следует придавать им большое значение (тем не менее, он постоянно ссылается на эти тесты как на показательный результат исследования). Вероятнее всего, они оценивают лишь некоторые стороны интеллекта. Другие ученые уверены, что они не измеряют ничего, точнее, они измеряют только способность решать эти тесты. Кроме того, как показали исследования, IQ — не постоянная величина, этот показатель зависит от внешних факторов: семьи, воспитания, образования, профессии, социального статуса человека. Бедные люди имеют IQ ниже, чем богатые. Этот коэффициент может меняться, с возрастом он растет.

Медина выделяет 7 показателей, по которым можно оценить интеллект:

1. Способность запоминать. Ученые иногда называют память «кристаллизованным интеллектом».

2. Способность применять полученную информацию в нужный момент, в том числе комбинировать ее, импровизировать. Ученые называют эту способность «подвижный интеллект».

3. Любознательность, то есть активное изучение окружающего мира, готовность к экспериментам.

4. Самоконтроль — рациональное поведение сообразно целям, в том числе отдаленным. В нейронауке самоконтроль связывают с организационными (исполнительными) функциями головного мозга, позволяющими человеку планировать, прогнозировать, ставить цели, решать задачи. За эти функции отвечает лобная кора мозга, которая в том числе контролирует и поддержание внимания.

Значение самоконтроля показали тесты со сладостями: детям предлагалось отложить поедание сладкого на время, когда взрослый выходил из комнаты. Оказалось, 72% детей до 7 лет не справились с заданием. Среди шестиклассников не справились только 38%. Ученые выявили закономерность: те дети, которые успешно выполнили задание, имели успеваемость значительно выше, чем не устоявшие перед соблазном. Способность к самоконтролю гораздо точнее предсказывает показатели успеваемости, чем IQ.

5. Творчество — способность создавать что-то новое. На нейронном уровне — это работа ассоциативной коры головного мозга, здесь, как следует из названия, устанавливается ассоциативная связь между предметами, явлениями, причем чем креативнее человек, тем неожиданнее для других людей эти связи. Чтобы установить эти связи, мозг обращается к эпизодической (произошедшие события) и автобиографической (личный опыт) памяти. Творческих людей отличает способность рисковать и справляться с неопределенностью.

6. Речевые навыки.

7. Невербальное общение — способность понимать язык тела, мимику, жесты.

Ребенок учится распознавать невербальные сигналы с младенчества: эмоции мамы он определяет по выражению ее лица. Эта способность настолько важна для человека, что в мозге существуют целые центры по обработке информации о выражении лица, очевидно, эта информация когда-то была необходима нам для выживания. Значимость для человека невербального общения сохраняется и по сей день: чем лучше человек понимает язык невербального общения, тем лучше развиты у него творческие и когнитивные способности. Однако в современной культуре, где дети общаются с помощью текстовых сообщений и фото, способность различать невербальные сигналы снижается, детям становится сложно заводить и поддерживать дружеские связи. Автор советует родителям водить детей на занятия музыкой, она способствует развитию узнавания эмоций, а так же изучать вместе с ребенком язык жестов (исследования показали, что это может улучшить когнитивную функцию на 50%).

Умный ребенок. Где таких берут?

Джон Медина определяет 4 фактора, помогающих вырастить умных детей:

 

— грудное вскармливание минимум до года,

— общение с ребенком (напевное произношение слов в общении с младенцем, подражание его гулению, комментирование происходящего, чтение книг с детьми и т.д.),

— игра,

— поощрение за старание.

Остановимся подробнее на двух последних.

Игра. Это не просто детское развлечение или времяпрепровождение. В игре ребенок погружается в собственную воображаемую действительность, учится находить компромиссы с другими участниками игры, определяет правила поведения в игре, конструирует различные ситуации — все это требует напряженных интеллектуальных усилий. В обстановке игры ребенок учится социальному взаимодействию, примеряет на себя различные роли, причем в игровых ситуациях дети контролируют свое поведение гораздо лучше, чем в жизни. Именно сюжетно-ролевая игра развивает самоконтроль, столь значимый для когнитивной функции мозга, а так же для регуляции социального поведения. Впервые об этом заговорил выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, чьи идеи легли в основу образовательной программы для дошкольников «Инструменты разума» («Tools of the Mind»), успешно реализуемой в США.

Дети, которые играют в «свои» игры (игры, в которых дети сами определяют условия):

— нестандартно, творчески мыслят;

— обладают развитыми языковыми навыками;

— хорошо решают поставленные задачи;

— стрессоустойчивы;

— обладают хорошей памятью;

— реже нарушают закон во взрослом возрасте.

Все дети любят играть, однако не все любят учиться. Как пишет Медина, наш мозг в обучении вовсе не заинтересован (он заинтересован в выживании). Как сделать, чтобы ребенок дал своим нейронам немного поработать? Очень просто: дети весьма чутко относятся к ожиданиям и оценкам взрослого, поэтому хвалите, поощряйте, подбадривайте детей (мозг ребенка при этом чувствует себя в безопасности). Однако автор книги предупреждает: хвалить нужно не за результат, а за приложенные усилия, то есть за старание. Хваля ребенка, мы учим его стараться. При этом говорить нужно фразы типа: «Ты сегодня хорошо потрудился», «Я тобой горжусь: тебе пришлось много позаниматься» и др. Такие фразы мотивируют ребенка на рост. Мы должны дать понять ребенку, что успех — это результат наших стараний, ошибки — это повод стараться дальше, двигаться вперед. Избегайте фраз: «Ты умный/ талантливый/ можешь все» и т.п., так мы даем ребенку фиксированную установку. В результате он начинает бояться ошибок, стремится не обучаться, а лишь поддерживать свой статус, такие дети пасуют перед сложными задачами.

Дети и телевизор

Медина рекомендует не включать в доме телевизор, пока ребенку не исполнится двух лет. Даже работающий фоном телевизор вреден для развития мозга. «То, чему вы позволяете проникнуть в мозг вашего ребенка, влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь, воздействует на его восприятие и поведение», — фраза из книги Джона Медины, которую неплохо бы запомнить. Современные дети смотрят телевизор на 20% больше, чем смотрели дети 10 лет назад. По мнению автора, просмотр телевизора детьми может привести к агрессии, враждебности, концентрации на проблемах (причем, это может проявиться отсрочено), плохой концентрации внимания. С рождения до двух лет только общение со взрослым способствует здоровому развитию мозга ребенка.

Улучшать умственные способности телевизионные передачи способны, если вашему ребенку больше 5 лет. Внимательно выбирайте программы и смотрите вместе с ребенком.

«Быстрее, выше, сильнее!» Зачем?

Вторая опасность, о которой предупреждает Медина, — гипервоспитание. Автор подразумевает под этим чрезмерное давление на ребенка для достижения им наилучших результатов в какой-либо области. Чем вредно гипервоспитание для ребенка? Если мозг ребенка пока не готов решать поставленные перед ним задачи, происходит следующее:

— мозг начинает искать более легкие пути — ребенок перестает сложно мыслить, начинает подтасовывать результаты, обманывать;

— под давлением исчезает всякое любопытство, а это основа исследовательской деятельности;

— чрезмерные ожидания могут вызвать токсический стресс у ребенка;

— велика вероятность, что ребенок вырастет «диванным овощем».

Не требуйте от ребенка того, к чему он еще не готов, не сравнивайте его с другими детьми, помните: у каждого мозга своя скорость развития.

Счастье ребенка. Из чего складывается?

«Что такое счастье? Я не знаю сам…», — так начинается детское стихотворение Светланы Зернес, известное многим родителям. Действительно, дать определение счастью — сложная задача. Этот непростой вопрос решается в науке со времен Аристотеля, и однозначного определения, похоже, ему пока не дано. Джон Медина приводит толкование этого понятия гарвардским ученым Дэниелем Гилбертом из его книги «Спотыкаясь о счастье».

Дэниель Гилберт подразделяет счастье на три категории:

1. Эмоциональное счастье (радостные, восторженные эмоции);

2. Моральное счастье (процветание, «наилучшее возможное состояние души», добродетельная жизнь);

3. Детерминированное счастье (обусловленное чем-либо, например, каким-то желаемым событием).

Определений много, но ученым все-таки хотелось бы ответить на вопрос: что делает нас устойчиво счастливыми? Одно из таких исследований длилось 75 лет (и продолжается до сих пор): группа американских ученых пришла к выводу, что счастье человека определяется его отношениями с другими людьми, а именно дружбой и семейными связями. Причем дружба, по данным исследования, предопределяет уровень счастья точнее всего.

Что касается доходов, то деньги повышают уровень счастья только на этапе преодоления бедности и выхода на средний уровень доходов. В связи с этим, советует автор книги, ориентируйте своих детей на получение профессии со средними гонорарами, это поможет им быть счастливее.

Далее рассмотрим некоторые условия, при которых, по мнению Медины, родители смогут вырастить счастливого ребенка.

Нейрофизиологические предпосылки счастья. Что должны сделать родители?

1. Обеспечить присутствие матери (или другого значимого взрослого) рядом с ребенком в первые годы его жизни

Об установлении эмоциональных взаимоотношений матери и младенца заговорили еще в конце 60-х годов прошлого века, тогда же и появился термин «привязанность». Самое благодатное время для формирования привязанности — первые годы жизни ребенка. Привязанность — это эмоциональный взаимообмен, настроенность друг на друга. Дети, которые не были разлучены с матерью, спокойны, немее конфликтны, лучше учатся, у них развиты навыки сопереживания.

2. Научиться понимать эмоции ребенка

Это значит, уметь:

а) определять эмоции своего ребенка.

Автор советует внимательно и ненавязчиво наблюдать за эмоциями ребенка, чтобы знать, на что он эмоционально реагирует, и правильно истолковывать и, по возможности, предсказывать его поведение.

б) адекватно реагировать на эмоции ребенка:

— доброжелательно, без осуждения. Плохих и хороших эмоций не бывает, их надо принять, это часть естества любого человека;

— не заглушать и не игнорировать эмоции ребенка, ему важно быть услышанным и понятым, только так он сможет с ними справиться;

— воспринимать кризисные ситуации в поведении ребенка как способ его обучения.

в) научить ребенка управлять эмоциями (но сначала вам нужно научиться управлять своими), учите его словесно выражать свои эмоции, это его успокаивает.

Важно: То, как вы будете реагировать на эмоциональную жизнь ребенка, научит (или не научит) его справляться со своими эмоциями.

3. Использовать авторитетный (а не авторитарный) стиль воспитания

Он характеризуется двумя характеристиками: чуткий и требовательный. Чуткие родители реагируют на своих детей тепло и благосклонно, они принимают своих детей. Требовательность выражается в установлении, объяснении правил и следовании им.

4. Практиковать сопереживание и научить ребенка дружить

Дружеские отношения легче всего завязывать с людьми, умеющими контролировать свои эмоции и сопереживать. Об этих качествах мы говорили выше.

Может ли ощущение счастья передаваться от родителей к детям генетически? Нейробиологи отвечают: да. Ребенок может наследовать определенные гены, помогающие нам быть счастливыми. Учеными открыто пока три таких гена:

1. Моноаминоксидаза А (МАОА), его «медленная» вариация, защищает ребенка от психологических травм детства. Если наследуется «быстрая» вариация этого гена, ребенок становится уязвим перед испытаниями.

2. Рецептор дофамина D4, вариация DRD4-7, поможет детям, родители которых не старались установить чувство привязанности, они не будут чувствовать себя незащищенными.

3. Ген транспортера серотонина (5-НТТ) в «длинной» вариации способен повысить стрессоустойчивость, короткая вариация обладает противоположным эффектом.

Как вырастить ребенка таким, чтобы счастлив был и родитель?

Джон Медина считает, что «задача родительского воспитания — научить ребенка обращать внимание на свое врожденное чувство правильного и неправильного и приводить себя в соответствие с ним». Причем, что самое сложное, ребенок должен научиться делать правильный выбор даже, если отсутствуют значимая угроза или вознаграждение.

Нравственное сознание ребенка растет вместе с его когнитивными способностями и эмоциональной зрелостью. Выглядит это примерно так:

1. Доморальная стадия — «делаю так, потому что иначе накажут».

2. Стадия договора — «делаю так, потому что так принято».

3. Стадия принципа — «делаю так, потому что это правильно».

Не забывайте: дети лучше всего учатся на родительских примерах.

Каким должно быть наказание

На этот животрепещущий родительский вопрос автор отвечает так. Наказание должно быть:

— отрицательным, но не жестоким и эмоционально безопасным;

— последовательным (одно и то же нежелательное действие встречает одну и ту же реакцию);

— своевременным (сразу после проступка).

Джон Медина предупреждает родителей, что шлепанье детей выливается впоследствии в поведенческие проблемы: дети становятся агрессивными, тревожными, снижается уровень их интеллекта. По данным исследования, у детей, которых шлепали более двух раз в месяц в возрасте 3-х лет, к 5 годам частота проявления агрессии вырастает на 50%.

Заключение

Мозг человека — одна из самых больших загадок. Ученые только приближаются к исследованию его тайн. На данный момент многократно подтвержденных данных о развитии мозга не так уж и много. Перечислим еще раз те из них, которые приводит в своей книге Джон Медина:

  • Во время беременности следите за питанием, двигайтесь и избегайте стресса.
  • Стройте крепкие отношения в семье.
  • Усвойте доброжелательный, чуткий и требовательный стиль воспитания.
  • Дайте ребенку наиграться.
  • Управляйте своими эмоциями.
  • Развивайте сопереживание, учитесь различать невербальные сигналы.

Помните, что за этими действиями скрывается большая работа мозга, это делает нас и наших детей умными и счастливыми.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *