Перейти к контенту →

Писать профессионально. Как побороть прокрастинацию, перфекционизм и творческие кризисы. Хиллари Реттиг. Краткое содержание

Как писать без творческих кризисов: советы Хиллари Реттиг

В творчестве сложно обойтись без кризисов. Не важно, что вы пишете: роман, статью или диссертацию, во время работы вас не раз и не два будут поджидать прокрастинация, неуверенность, писательские блоки.

В книге «Писать профессионально» автор и бизнес-тренер Хиллари Реттиг объясняет, откуда берутся сложности с творческой работой и как их можно избежать. Она учит выстраивать коммуникацию с внутренним критиком, профессиональным сообществом и читателями. Рассказывает о том, как обеспечить себе поддержку, и как, в конце концов, стать профессиональным писателем. В нашем обзоре — самые важные советы.

Откуда берется прокрастинация

Прокрастинация — это постоянное откладывание на потом самых, казалось бы, важных дел. Обычно мы считаем, что причина в том, что нам не хватает определенных черт характера: силы воли, дисциплинированности, ответственности, мотивации и т. д. Такое отношение заставляет нас ругать себя, пытаться исправиться. В действительности же мы прокрастинируем не из-за внутренних недостатков, а из-за внешних условий.

Причинами прокрастинации могут быть:

1. Неприятные чувства по поводу проекта. Проект оказался слишком сложным, вы от него устали, запутались и не понимаете, в каком направлении дальше продвигаться, и т.п.

2. Страх провала или успеха. Вы переживаете из-за потенциальных последствий удачи или неудачи с проектом. Это может быть, например, «роман не издадут, и я буду ощущать себя неудачником» или «роман издадут, но никто не будет его покупать».

3. Отсутствие необходимых ресурсов. Ресурсы могут быть материальными (зависающий компьютер) или нематериальными (недостаточно информации, определенных знаний).

4. Неуютная рабочая обстановка. Шумное место, неудобное расположение, неудобный стол или стул и т.п.

5. Сложности на работе. Плохо организована работа, вокруг беспорядок, у вас некомпетентный, грубый руководитель.

6. Необходимость заниматься сразу несколькими проектами. Вам нужно делать одновременно много дел, внимание рассеивается.

7. Личные проблемы или удачи. Работе мешают сложности в личной жизни или, наоборот, радостные события, которые отвлекают.

8. Физические факторы. Болезнь, недосып, чувство голода усложняют работу.

9. Глобальные проблемы. Расстраивать и отвлекать могут происходящие в обществе кризисы и трагедии, обстановка в стране.

10. Психологические факторы. Синдром дефицита внимания, депрессия, тревожность.

Хорошая новость заключается в том, что все это — внешние факторы, с которыми можно работать, а не какая-то изначальная «поломка» именно у вас.

Борясь с причинами прокрастинации, важно не обесценивать их. Каждый из барьеров обоснован и достоин вашего внимания. Нормально, если вам сложно творить, когда вы болеете, переживаете из-за проблем в семье, устали от проекта или окружающая обстановка мешает сосредоточиться.

Помеха или сопротивление?

Каждый из факторов, разобранных выше, может быть либо помехой, либо сопротивлением, и их нужно уметь различать.

Помеха — дело или обстоятельство, на которое вы тратите время и другие ресурсы, предназначенные для писательства. Например, болезнь или внезапная помощь друзьям.

Сопротивление — чувство, не дающее вам писать. Одно из самых распространенных сопротивлений — страх. Поскольку писательство часто связано с риском, страх преследует постоянно, деморализует и парализует авторов.

Как правило, сопротивление вызвано помехами, которые есть сейчас или были в прошлом. А иногда люди сами создают себе помехи, чтобы не писать. Например, берут дополнительную работу или навешивают на себя лишние обязательства.

Продуктивный метод борьбы с прокрастинацией

Непродуктивные писатели, столкнувшись с прокрастинацией, навешивают на себя нравственные ярлыки: «ленивый», «никчемный», «бездарный» и т.п. Такой подход не позволяет справиться с писательским блоком, а лишь еще больше укореняет проблему. В этой ситуации изначальные помехи или сопротивления вызывают новые, более мощные сложности. Продуктивнее задуматься над причинами прокрастинации и постараться как можно быстрее от них избавиться.

Писательский блок — не монолит, а скорее похож на клубок спагетти. Чтобы разобраться в нем, нужно тянуть по «ниточке» за раз. Причем чем больше «нитей» вы вытащите, тем легче будет дальше.

Попробуйте расписать все свои помехи и сопротивления, пройдясь по каждому из десяти пунктов, описанный выше, и начните постепенно избавляться от них.

За чем прячется прокрастинация

Определить прокрастинацию сложно, поскольку она часто маскируется под полезную деятельность. Способы маскировки прокрастинации можно разбить на две условные категории: отрицание и обман.

1. Отрицание

Отрицание — способ прокрастинации, основанный на ложных представлениях о «правильной» жизни. Как правило, человек уходит либо в одну, либо в другую крайность:

— растрачивание, при котором он находит время на все, кроме писательства;

— чрезмерное погружение, когда писатель все свое время посвящает только творчеству, забыв о семье, хобби и даже собственном здоровье и физических потребностях.

2. Обман

Обман — самая сложная маскировка прокрастинации, поскольку человек формально занят нужной работой: собирает материал для будущей книги, редактирует уже написанную и т.п. Однако в такой ситуации он слишком много времени уделяет определенному этапу. Например, давно уже пора приступать к первому черновику, но автор медлит. Или сидит над редактурой, чтобы не выпускать книгу.

Прокрастинация — крик о помощи

Несмотря на то, что прокрастинация часто мешает добиться успеха, не стоит воспринимать ее как абсолютное зло. Механизм прокрастинации появляется для того, чтобы защитить вас от неудачи и связанных с ней негативных эмоций.

Прокрастинация похожа на бунтующего подростка, который бурно реагирует на слишком жесткие требования, которые вы себе предъявляете, а затем уходит в «отказ», когда вы продолжаете давить. Поэтому стоит прислушиваться к ее голосу и оперативно реагировать на него, выявить проблему, а не пытаться побороть ее давлением.

Опасности перфекционизма

Перфекционизм часто считается чем-то достойным, синонимом трудолюбия и тщательной работы. В действительности перфекционисты скорее вредят себе, чем достигают высот. А если достигают, то через невероятные усилия и растрату всех ресурсов.

Шесть свойств перфекционистов

Перфекционистов отличают определенные вредные модели поведения, с которыми стоит разобраться. Перечислим их.

1. Нереалистичные представления об успехе

Перфекционисты ставят перед собой изначально нереалистичные цели и затем, когда ожидаемо проваливаются, жестко ругают себя за неудачи. Таким образом, они непрерывно находятся в состоянии самобичевания, ненависти к себе и ощущения собственной никчемности.

2. Мания величия

Перфекционисты считают, что они — не такие, как все. А значит, к ним не применимы правила для обычных людей. Они не считают, что должны вкладывать столько же ресурсов, времени и сил, сколько остальные. Например, им кажется, что путь, который все проходят за 5 лет, они могут легко пройти за год. Помимо этого мания величия заставляет сомневаться в своих успехах, если они дались вам слишком легко. Перфекционистам начинает казаться, что они взяли слишком низкую планку.

3. Результат важнее процесса

Продуктивные писатели сосредотачиваются на работе, получают удовольствие от процесса. Перфекционисты же ставят на первое место результат. Например, оценивают продуктивность работы по количеству написанных слов.

4. Ориентация на внешние признаки успеха

Подверженные перфекционизму писатели уделяют слишком много внимания формальным признакам успеха. Часто они больше думают о продажах, реакции критиков, гонорарах, вместо того, чтобы сосредоточиться на написании книги. В действительности, книги редко становятся бестселлерами, не на каждую обращает внимание пресса. Часто такой успех — вопрос удачного стечения обстоятельств и напрямую не зависит от автора. Думать об успехе и радоваться ему — нормально. Однако основное удовольствие писатель должен получать от самого творческого процесса.

5. Идея о своём «особом пути»

Перфекционисты переживают, если задачи даются им слишком легко. Однако, сталкиваясь с неудачами или темпами «как у всех», они испытывают не меньший стресс. Это у других могут быть кризисы и трудности, писатели-перфекционисты уверены, что должны писать легко и быстро и так же быстро строить карьеру.

6. Отождествление себя с работой

Перфекционисты ставят знак равенства между своей личностью и работой. Поэтому каждая неудача, каждое критическое замечание по поводу их книг становится жестким ударом по их самолюбию, по ним самим. Перфекционисты подвержены прокрастинации больше других, поскольку для них цена неудачи в разы выше. Лучше вообще не начинать сложную работу, чем сделать и потерпеть поражение.

Инструменты перфекционистов

Чтобы якобы заставить себя работать продуктивнее, пефекционисты используют вредные и неприятные способы давления:

1. Сравнения с другими, более успешными писателями. Такое сравнение, конечно, оказывается не в пользу самого перфекциониста, поскольку цель — уязвить. Причем эти сравнения иногда могут доходить до абсурда, поскольку писатель сравнивает себя с людьми с заведомо другими условиями: с большим количеством опыта, денег, времени и других ресурсов.

2. Максимализм. Перфекционисты живут по принципу «все или ничего». Поэтому если книгу не берут издатели или она не становится бестселлером, это считается полным провалом. Остальной, меньший успех вообще никак не засчитывается.

3. Скептицизм. Перфекционисты смотрят на мир и на свою личность негативно. Они часто считают себя ничтожеством, а свое положение — безнадежным, и поэтому даже не пытаются ничего исправить или попросить о помощи. Опасность такого подхода в том, что постоянный негатив действительно отталкивает окружающих, в том числе потенциальных партнеров, коллег и наставников.

4. Упрямство. Вместо того, чтобы пробовать разные методы и подходы, перфекционисты упираются в один неэффективный и годами пытаются добиться успеха именно с его помощью. Часто это связано с неправильно определенной проблемой. Например, автор боится успеха и поэтому никак не может приступить к редактуре, однако считает, что всему виною его лень.

5. Навешивание ярлыков. Перфекционисты склонны использовать для себя и своих проектов уничижительные, обидные ярлыки: «неудачник», «отвратительный роман» и т.п. Это не мотивирует их работать лучше, только окончательно понижает самооценку и убивает веру в себя.

6. Фиксация на одном проекте. Каждый свой проект перфекционисты воспринимают, как самый важный в их жизни, определяющий их как писателей. Тогда как продуктивнее считать его одним из многих, лишь шагом к успеху.

7. Фетишизм. Многие перфекционисты концентрируются на одном единственном аспекте писательства и тратят все силы на его достижение. Это может быть что угодно: достоверность, глубина или корочка Союза писателей, публикация в каком-то издательстве и т.д.

Откуда берется перфекционизм

Окружающая среда. Один из главных источников перфекционизма — СМИ. Они насаждают нам фальшивый образ «успешных» людей, превозносят переработки, ставят во главу угла формальные показатели успеха: деньги, популярность, власть.

Родители и другие родственники — еще одна причина. Они взращивают перфекционизм каждый раз, когда требуют только отличных результатов, сравнивают с другими, обесценивают проблемы и сложности ребенка. Похожим образом работают и учителя, особенно когда требуют результатов, которые сами не смогли обеспечить.

Люди с определенным складом личности больше подвержены перфекционизму, он появляется у них как бы сам собой. Однако и тут важно правильное воспитание, которое способно сильно уменьшить его.

Ситуационный перфекционизм. Второй большой блок причин возникновения перфекционизма — травмирующие обстоятельства. Определенные сложные ситуации способны превратить человека в перфекциониста. Самые распространенные — это жесткая, несправедливая критика, и, как ни удивительно, успех. В обоих случаях человек может получить жесткий писательский блок. В первой ситуации — от отчаяния, неверия в себя. Во второй — из-за завышенных ожиданий и связанных с ними недостижимых целей.

Как бороться с перфекционизмом

Главный способ справиться с перфекционизмом — перейти от деспотичного отношения к себе к тому, что Реттиг называет «дружелюбной объективностью». Образ мышления, при котором вы относитесь к себе с пониманием и стараетесь оценивать ситуацию объективно.

Фактически нужно перевернуть все перфекционистские установки:

— ставить достижимые цели;

— реалистично оценивать ситуацию;

— сосредотачиваться на процессе;

— принимать во внимание реалии творческого процесса;

— осознавать, что вы — нечто большее, чем только ваша работа;

— не сравнивать себя с другими;

— избавиться от максимализма;

— ценить каждый свой успех.

Последнее — особенно важно при борьбе с перфекционизмом. Награда помогает заметить успех и переломить негативное отношение к самому себе. Вы осознаете, что все же добиваетесь определенных успехов, закрепляете в своем сознании правильное поведение и обретаете надежду.

Почему важно себя награждать?

 

Чаще всего перфекционисты не замечают своих успехов, принижают заслуги. Награда позволяет вам сосредоточиться на успехе, заметить его. Не бывает 100% успеха, поэтому нужно учиться ценить и маленькие достижения. Тем более, что именно из них строится большой успех.

Этапы борьбы с перфекционизмом

Невозможно справиться с перфекционизмом быстро, предстоит долгий путь, который можно разделить на четыре стадии.

Стадия 1. Сосредоточенность только на писательском процессе. На первом этапе вам нужно научиться писать без перфекционизма, преодолеть сопротивление и писательский блок. Этого можно достичь, постепенно (и медленно!) увеличивая время сосредоточенной работы над текстом. После сильного блока стоит начинать с 5 минут непрерывной работы (можно практиковать несколько подходов), увеличивая объем не более, чем на 25% в неделю.

Стадия 2. Сосредоточенность на процессе и внутренних целях. После того, как вы научились избегать перфекционизма на протяжении хотя бы получаса, можно задуматься не только о написании самого текста, но и о его качестве.

Стадия 3. Сосредоточенность на процессе, внутренних и внешних целях. Когда вы начинаете чувствовать себя комфортно при написании текста, стоит задуматься о дальнейшей реализации текста.

Стадия 4. Сосредоточенность на процессе, внутренних и внешних целях и писательской карьере. Стоит переходить на этот этап, если вы рассматриваете писательство как профессию и хотите на нем зарабатывать.

При дискомфорте на любом из этапов, стоит сразу снижать планку и переходить на предыдущий. Ни в коем случае не нужно себя ругать за это: периоды спада совершенно нормальны.

Важность писательских ресурсов

Никому не придет в голову, что можно пробежать марафон без подготовки. При этом многие писатели считают, что им не нужны никакие дополнительные ресурсы и все уже есть в голове. На самом деле для серьезной писательской деятельности существует множество требований. Их можно разделить на три категории: материальные, психологические и социальные (группа поддержки). Ваш писательский успех напрямую зависит от того, каким количеством необходимых ресурсов вы обладаете.

Среди материальных ресурсов можно выделить: рабочее место, компьютер, принтер, удобную мебель, компьютерные программы, деньги, комфортную одежду. Среди психологических обязательно должны быть: мотивация, способность концентрироваться, упорство, аналитические способности, снисходительность к себе, умение учиться, вера в себя и свою работу и т.п. Социальные ресурсы не менее необходимы для плодотворной работы. Среди них стоит отметить: поддержку семьи и друзей, а так же работодателя и коллег, наличие наставника, партнеров-критиков и аудитории, связь с писательским сообществом, знакомства с экспертами в необходимых вам областях.

Среди перечисленных выше ресурсов нет ненужных, менее важных. Повторим: чем больше у вас ресурсов, тем выше вероятность успеха, поэтому приобретение каждого из ресурсов — не трата, а инвестиция в писательство.

Разберем подробнее некоторые из ресурсов.

Рабочее место

Многие писатели гордились тем, что писали практически на коленке или в шумных кафе. При всей романтичности, такой подход понижает качество работы и, соответственно, конечный результат. Постарайтесь создать максимально комфортное пространство для работы. А если пишете вне дома, выбирайте уютные, тихие места со всем необходимым под рукой. Например, библиотеки или коворкинги.

Семья

Поддерживающая семья — это семья, которая поддерживает вас не только на словах, но и действиями, понимает и принимает ваши нужды. Например, не отвлекает вас в часы работы, снимает какие-то обязанности по дому. Важно уметь просить близких о помощи, явно показывать свои потребности, иногда даже объяснять, как именно семья может вам помочь, а чего делать не стоит. Например, навязчиво напоминать о том, что вы сегодня не выполнили норму.

Наставники и коллеги-писатели

Наставник оказывает сильное воздействие на писательскую работу. Его наличие или отсутствие могут во многом определить ваши шансы на успех. Наставник — это писатель, на которого вам бы хотелось быть похожим в творческом плане. Тот, кто уже прошел интересный вам путь, добился успеха в вашем понимании. Наставника можно найти в профессиональных организациях, на писательских встречах или конференциях. Только кажется, что это сложно. Как правило, люди любят помогать и давать советы.

Помимо наставников не пренебрегайте общением в профессиональных кругах. Весомую поддержку вам окажут и коллеги-писатели. Они могут стать вашими партнерами-критиками, которые будут оценивать ваше произведение еще до того, как вы покажете его широкому кругу.

Тайм-менеджмент для писателей

Многие перфекционисты любят тайм-менеджмент, поскольку считают, что это — способ максимально повысить свою продуктивность, научиться работать круглосуточно. Однако правильный тайм-менеджмент должен привести к другим результатам — к тому, чтобы у вас на все хватало времени, чтобы вы могли работать и отдыхать без стресса.

Важные принципы тайм-менеджмента:

Время — ценнейший ресурс

Автор считает, что в любом деле преуспевает не тот, кто вкладывает в дело больше денег, а тот, кто вкладывает в него больше времени. Например, кто будет лучшим бегуном? Член элитного клуба, не пользующийся картой, или человек, каждый день совершающий пробежку в парке?

Вкладывайте время, а не тратьте его

Когда вы вкладываете время, вы увеличиваете его ценность. Когда тратите — теряете. Чтобы избежать второго, старайтесь вкладывать время в важные для вас занятия. Правильное питание и физическая нагрузка, своевременные походы к врачу, чтение полезных книг, занятия творчеством — все это дает вам здоровое тело и развивает, а, значит, увеличивает запас ваших ресурсов.

Инвестиции — все те дела, которые вам нравится делать, или те, которые приносят пользу вашему развитию.

Траты — это те дела, которыми вы делаете, потому что должны, потому что боитесь осуждения или потому что «все так делают». Тратами может быть основная работа, рутина вроде уборки или готовки, даже общение с некоторыми родственниками или походы в общественные организации. Такие дела ничего вам не приносят, и от них стоит избавляться.

Отдельный пункт — отдых. Он тоже может быть тратой (интернет, компьютерные игры, телевизор) или инвестицией (хобби, общение с другими людьми).

Вы преуспеете в том, на что тратите время

Если вы каждый день пишете, рано или поздно вы станете профессиональным писателем. Если вы занимаетесь своим здоровьем и делаете физические упражнения, ваше тело будет в хорошем состоянии. Если же вы все время тратите на уборку или работу, которая нужна только для пропитания, то преуспеете только в этих делах.

Суть тайм-менеджмента в правильной расстановке приоритетов

Задача заключается не в том, чтобы успеть все, а в том, чтобы успеть все важное, при этом не перерабатывая. Нужно помнить, что трудоголизм приводит не к высоким результатам, а только к усталости и выгоранию.

Кто-то всегда управляет вашим временем

Если вы не отслеживаете, куда уходит время, не распределяете ресурсы, это сделает кто-то другой. На вас навешают обязанностей домашние, или родственники будут просить вашей помощи, а может, начальство будет давать дополнительные задания.

Откуда взять время

Это только кажется, что времени нет. Его всегда можно найти — для того, что вам действительно важно. Если работа приносит вам только доход, постарайтесь уменьшить ее количество. Поговорите с начальством, выбейте себе гибкий график или более удобные часы. Постарайтесь построить рабочий день так, чтобы самые продуктивные часы приходились на писательство и другую полезную деятельность. Переложите на других членов семьи или наемных сотрудников часть работы по дому. Освободитесь от максимального количества других дел, которые не важны для вас.

Планирование

Даже если вычеркнуть работу и сон, у вас остается достаточное количество времени, которое можно распланировать по приоритетам. Для начала нужно распланировать дела на неделю с учетом бюджета времени. Затем сравнить реальные результаты и, скорее всего, скорректировать ваш план. Если у вас не хватает на что-то времени, стоит урезать траты и увеличить количество вложений. Иногда же придется отказываться и от целых категорий вложений. Например, какого-то хобби.

При планировании важно выделять достаточно времени на отдых, заботу о себе и само планирование. Не забудьте заложить время на дорогу на работу и обратно, подготовку к делам — это поможет избежать стресса.

Оптимизация творческой работы

Продуктивность писательской работы можно повысить, если опираться на некоторые принципы.

Практикуйте фрирайтинг

Фрирайтинг — «свободный» способ написания текста, при котором вы погружаетесь в состояние потока. Вы не должны исправлять текст, критически оценивать написанное. Главная задача здесь — дойти от начала и до конца. При таком подходе первый черновик может быть любого качества. Затем вы беретесь за второй черновик и так далее, пока текст не станет достаточно хорошим. Несмотря на то, что черновиков будет больше, чем обычно, времени вы потратите меньше, чем при «ограничивающем» письме.

Концентрируйтесь на работе

Пишите по таймеру, и пока время не закончится, не отвлекайтесь ни на что. Почта, телефон, словари — ничто не должно прерывать вас. Если вы не знаете какого-то факта, пропустите его и пишите дальше, но не отвлекайтесь.

Не пишите по порядку

Не стремитесь написать текст строго от первой главы до последней. Беритесь за тот отрывок, который привлекает вас больше всего в данный момент.

Идите от концовки к началу

Из-за того, что мы начинаем с начала, часто именно оно оказывается в разы более вычищенным, тогда как остальным частям истории уделяется мало времени, и они остаются далеки от совершенства. Измените эту тенденцию. Уделяйте половину времени работе над последними главами.

Показывайте свою работу

Идея показывать черновики многим приводит в ужас. Однако чем чаще вы показываете свою работу, тем меньше вы испытываете стыда, который стопорит писательский процесс. К тому же так у вас есть шанс получить обратную связь, совет и расширить читательскую аудиторию еще до окончания романа.

Пишите всегда, когда есть возможность

Учитесь писать везде, где можете. Даже пятнадцать минут в очереди могут приблизить вас к завершению истории. Особенно, когда таких пятнадцатиминуток накапливается много.

Оттачивайте мастерство

Чем больше вы пишете, тем лучше и проще у вас будет это получаться. Та скорость, которая вначале казалась вам недостижимой, вскоре покажется средней или даже низкой.

Помимо этого на писательскую продуктивность положительно влияют хорошее состояние здоровья, достаточный сон, дедлайны — даже созданные вами самими.

Избавление от предрассудков

Писательство часто не воспринимается как настоящая профессия, и многие писатели сталкиваются с предубеждениями по поводу своей работы: пустая трата времени и денег, нельзя ничего добиться, слишком сложное и неблагодарное занятие, только для избранных и т.п.

Такое отношение особенно опасно, когда сам писатель подвержен подобным стереотипам.

Тогда, с одной стороны, он хочет быть успешным, создавать произведения и развиваться в выбранной области. С другой — считает свое занятие недостойным. Такая двойственность приводит к мощным писательским блокам, и от нее нужно избавляться.

Нужно учиться постепенно выходить из тени, без стыда заявлять о себе, как о писателе. Сначала стоит сделать это в кругу близких, которые вряд ли будут вас осуждать. Затем можно попробовать расширить количество людей, которые знают о вашем занятии.

Неприятие писателей

Ваш выход из тени, признание себя писателем неизбежно вызовет критику — со стороны друзей и знакомых, коллег-писателей, профессионального сообщества. Это может быть грубость читателей, унизительное замечание, невнимательность или даже просто отказ публиковать ваш текст. Все это может стать причиной писательских блоков.

Не стоит недооценивать негативное влияние неприятия и тем более ругать себя за «чувствительность». Столкнувшись с неприятием в любой его форме, дайте себе время пережить его, не отмахивайтесь от своих чувств.

Планирование писательской карьеры

Для начала вам нужно определиться с конкретными целями (не «стать писателем», а «продать столько-то экземпляров книги» или «получить такую-то премию») и установить дедлайны. Планируйте свой путь, ориентируясь на цель. Составьте подцели на ближайшие два года, на пять и десять лет. После чего распишите необходимые шаги.

Вам нужно сразу понимать, чего вы хотите от писательства. Планируете ли вы зарабатывать на книгах, или они нужны вам исключительно для самореализации? Или, возможно, вы хотите получать деньги, но не планируете жить только на писательство? При построении своего плана не стесняйтесь брать примеры более успешных коллег. Смотрите, как двигались они, как они добились своего положения.

Не стоит слишком углубляться в планирование. Вам не нужен многостраничный документ, достаточно будет понимать основной вектор движения, определить ближайшие шаги и отметить точки сверки.

Самостоятельное продвижение

Писателям только кажется, что они не способны стать отличными маркетологами. Хорошему специалисту потребуется умение общаться, аналитические способности и наблюдательность — все то, что и так есть у писателей. Тем более, кто лучше продвинет свою книгу, как ни автор, вложивший в нее душу.

Эффективное продвижение позволит вам расширить читательскую аудиторию, привлечь людей на выступления и писательские встречи и, естественно, увеличит продажи книг.

Задумайтесь над тем, что вам больше нравится, и сделайте упор именно в этом способе продвижения. Например, вы можете вести блог, писать статьи, записывать подкасты и делать полезные видео. Или устраивать мастер-классы, публичные чтения отрывков книги, выступать на тематических конференциях.

Для успешного пиара вам нужно четко понимать, кто ваша аудитория, и ориентироваться именно на нее. Выбирайте подходящую обложку, аннотацию, манеру повествования и т.п., общайтесь с аудиторией на их языке.

Заключение

Путь писателя — непростой. Нет прямой дороги к успеху: вы будете петлять, останавливаться и даже иногда идти в обратном направлении. Чтобы достичь признания, вам придется столкнуться с критикой и пренебрежением других, а также со своими внутренними сложностями: перфекционизмом, неуверенностью в себе, прокрастинацией. Однако постепенно вы будете становиться сильнее, с опытом придет и мастерство, и умение противостоять сложностям.

Двигайтесь постепенно, награждайте себя за каждый успех и опирайтесь на поддержку коллег и близких, и тогда, рано или поздно, вы заметите, что наконец стали настоящим, профессиональным писателем.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *