Перейти к контенту →

Моя жизнь, мои достижения. Генри Форд. Краткое содержание

Человек, который придумал автомобильный бизнес

Большинство американцев считают, что Генри Форд изобрел автомобиль. Многие уверены, что он — создатель конвейера, хотя за шесть лет до Форда Рэнсом Олдс уже использовал в производстве движущиеся тележки. В действительности заслуга Форда в том, что он создал поточное производство и придумал автомобильный бизнес. Его идеи и методы организации производства, описанные в книге «Моя жизнь, мои достижения», внедрены в деятельность тысяч предприятий. За это журнал Fortune признал Генри Форда лучшим бизнесменом XX в.

Родители Генри Форда — ирландские эмигранты — были фермерами. Поскольку фермерство сопряжено с тяжелым ручным трудом, Генри уже с ранних лет думал о том, что многое можно делать иначе. Он увлекся техникой — у мальчика была своя мастерская, а игрушками являлись инструменты. Важнейшим событием детских лет была встреча Генри с локомобилем. Мальчику было 12 лет, он ехал вместе с отцом в Детройт. Локомобиль тогда представлял собой телегу без лошади, которая приводила в движение молотилки и лесопилки и состояла из примитивной машины с котлом; сзади были прилажены чан с водой и ящик с углем. Машину остановили, чтобы пропустить Генри и его отца с лошадьми, и мальчик вступил в разговор с машинистом, который рассказал, как устроен локомобиль. С той поры вся сила интереса Генри была направлена на создание автоматически движущейся машины. А вот фермерством он не интересовался. Его отец не одобрял увлечение сына механикой и желал, чтобы он продолжил семейное дело. Но будущий основатель автомобильной империи ушел из дома и поступил учеником в механическую мастерскую в Детройте. По ночам он ремонтировал часы и не знал отдыха в работе, набирая порой по 300 часов для ремонта. Вскоре часы перестали интересовать Форда. Он решил, что они не являются предметом первой необходимости и не все люди будут стремиться их купить — Генри неудержимо тянуло к самодвижущимся экипажам.

≈≈

В 1879 г. Генри стал работать в компании «Вестингауз» в качестве эксперта по сборке и починке локомобилей. Работа в этой компании укрепила его убеждение в том, что паровой двигатель непригоден для легкого экипажа. Поэтому Форд решил сменить работу. Несколькими годами ранее он прочел в одном журнале о «бесшумном газовом двигателе» Отто, который как раз в то время появился в Англии. Вскоре представился шанс познакомиться с ним поближе. В 1885 г. Генри уже чинил мотор Отто в ремонтных мастерских в Детройте. Во всем городе не было никого, кто знал бы в этом толк. И хотя Генри никогда не имел дела с моторами Отто, он взялся за работу и успешно выполнил ее. Так Форд получил возможность изучить новый механизм и в 1887 г. сконструировал себе подобную модель. Она стала исходным пунктом для дальнейших работ с двигателями внутреннего сгорания.

≈≈

В 1892 г. Форд изготовил первый автомобиль, но испытания пришлось отложить до следующей весны. Первый экипаж по своему внешнему виду несколько походил на крестьянскую тележку. Мощность двигателя была около 4 л.с. В тележке помещались двое. Весь экипаж весил около 500 фунтов. В 1896 г. Форд начал постройку второго автомобиля, который был похож на первый, только несколько легче его.

Тем временем в «Детройт электрик компани» Генри дослужился до первого инженера. Ему предложили пост управляющего — при условии, что он бросит свой газовый двигатель и займется действительно полезным делом. Нужно было выбирать между службой и автомобилем. И Генри выбрал автомобиль. Собственно говоря, о выборе не могло быть и речи, так как в то время Форд уже знал, что успех его машине обеспечен. Тем не менее это был ответственный шаг, ведь у него не было никаких сбережений. Да и на автомобили не было спроса — его не бывает ни на один новый товар. Экипажи без лошадей считались причудой дикой фантазии. Вначале мало кто верил, что автомобиль будет играть когда-нибудь большую роль в промышленности.

Честолюбие Форда, поставившее себе целью построить самый быстрый автомобиль на свете, привело его к созданию «Модели A». Она была оснащена двухцилиндровым двигателем в 8 л.с. и цепной передачей. В течение первого года было продано 1708 автомобилей, что свидетельствовало об общем признании.

≈≈

Дело стало развиваться быстрыми темпами, точно по волшебству. Автомобили Форда приобрели громкую славу, пользуясь репутацией надежных машин. Форд разработал план: каждая отдельная часть автомобиля должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить более усовершенствованной. Вместе с тем каждая отдельная часть машины Форда, каждая мелкая деталь были сделаны настолько прочно и добросовестно, что никому не приходило в голову их заменять. «Доброкачественная машина должна быть так же долговечна, как хорошие часы», — говорил Форд.

Постепенно автомобили Форда стали распространяться и в Европе, а его завод приобрел репутацию надежного предприятия. Денег было достаточно. Собственно говоря, если не считать самого первого года, Форд ни разу не испытывал денежных проблем. Все время он держался во вполне определенных границах, не брал денег в долг. В предприятии Форда не было чужих капиталов. Компания придерживалась твердых принципов: покупать только за наличные, всю прибыль вкладывать в предприятие, не давать денег в кредит. Компания отличалась от других автомобилестроителей еще и тем, что широко рекламировала свою продукцию. Форду было что рекламировать. Главное отличие автомобилей Форда помимо простоты заключалось в том, что он избегал роскошной отделки. Его лозунгом было «автомобиль для всех» — завод Форда выпускал наиболее дешевые машины в начале эпохи автомобилестроения.

≈≈

В выборе продавцов автомобилей Форд также добился успеха. «Форд мотор компани» поручила продажу машин целому ряду агентов, выбирая наилучших из них и выплачивая им жалованье, значительно превышавшее тот заработок, который они сами могли бы извлечь из продажи. По мере того как дело росло, компания приняла за принцип оплачивать каждую услугу как можно выше, но зато и пользоваться только услугами первоклассных специалистов.

Форд всегда ценил работящих и честных людей. Он говорил: «Честному человеку у нас чрезвычайно легко пробиться в люди… У нас нет готовых постоянных мест — наши лучшие работники сами создают себе место. Это нетрудно для них, так как работы всегда много и если нужно вместо того, чтобы изобретать титулы, дать работу кому-нибудь, кто желал бы подвинуться вперед, — к его повышению не встретится никаких препятствий… Таким путем сделал свою карьеру весь наш персонал. Руководитель фабрики начал с машиниста… Руководитель одного из наших самых важных отделов поступил к нам в качестве уборщика мусора. Во всем нашем производстве нет никого, кто не пришел бы к нам просто с улицы».

Так постепенно, шаг за шагом, привлекая лучших работников, Генри Форд построил самое большое индустриальное производство начала XX столетия и стал миллиардером. Он продал 15,5 млн автомобилей «Модели Т», а конвейер с его легкой руки стал делом привычным и необходимым. Искусство управления Форд презирал: в кабинете он проводил времени меньше, чем в цехе. И это дало свои плоды. Массовое производство Форд запустил, когда добился идеального, с его точки зрения, продукта. Ежегодное увеличение объема производства, постоянное уменьшение издержек, регулярное снижение цен на автомобиль создавали стабильный спрос и рост прибыли. Но самое главное, Генри Форд добился того, о чем мечтал: он создал автомобиль.

Основные даты жизни

30 июля 1863 — Генри Форд родился на ферме недалеко от Дирборна в Мичигане (США).

1880 — Генри оканчивает школу и поступает учеником в механическую мастерскую.

1888—1899 — Форд исполняет обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Детройт электрик компани».

1893 — Форд приступает к испытаниям своего первого автомобиля.

15 августа 1899 — Форд отказывается от службы в «Детройт электрик компании», чтобы посвятить себя автомобильному делу.

1903 — Форд основывает «Форд мотор компани», в которой он становится чертежником, главным инженером и директором. Доля Форда в компании составляет 25,5%.

1906 — Поскольку при возрастающем масштабе производства маленькая столярная мастерская не удовлетворяла потребности рынка, Форд строит трехэтажное фабричное здание. Так положено начало солидной организации производства.

1908 — К компании приходит успех после выпуска «Модели T».

1913 — Форд внедряет на предприятии конвейерный метод сборки автомобилей, поднявший производительность труда в полтора раза и позволивший значительно поднять зарплату персонала.

1914 — Генри Форд на собственные деньги открывает Детройтскую общественную больницу. Он начинает широко заниматься благотворительностью.

1916 — Открывается Промышленная школа Генри Форда. В нее поступают мальчики от 12 до 18 лет, каждый из которых получает стипендию и имеет возможность учиться.

1919 — Генри Форд выкупает все акции Ford Motor Company, а его единственный сын становится президентом компании.

31 мая 1921 — Компания Форда выпускает автомобиль № 5000000. Сейчас он находится в музее Форда, рядом с маленькой тележкой, с которой Генри начал свои опыты.

1930-е — Форд передает дела своему сыну Эдзелу и уходит на покой.

1943 — Умирает сын Генри Форда и ему приходится вернуться на пост главы фирмы.

1945 — Генри Форд передает управление компанией своему внуку Генри Форду II.

7 апреля 1947 — Генри Форд умирает в возрасте 83 лет.

Интересные факты

  • Фордовский подход критиковали за «обезличивание»; в пародийной форме он описан в романе О. Хаксли «О дивный новый мир», где общество организовано по конвейерному принципу Форда (люди делятся на пять категорий: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон). Вместо «ей-богу» принято выражение «ей-форду». Принято креститься буквой «Т» в честь автомобиля «Модели Т».
  • Весной 1934 г. Генри Форд получил письмо. Автор выражал свое восхищение последней моделью V-8. Подобная корреспонденция приходила мешками, но это послание было особенным, потому что автором его являлся знаменитый Клайд Барроу. За ним и его спутницей Бонни Паркер вот уже два года безуспешно гонялись все полицейские южных штатов. Гангстер благодарил мистера Форда за столь удачный автомобиль и обещал и впредь угонять машины только его марки. Форд поспешил предать письмо Клайда огласке. Он был очень честолюбив. Клайд и Бонни сделали Форду грандиозную рекламу. Клайд исправно угонял «форды». Особенно любил он модель «Песчаная пустыня» за отменное качество стальной обшивки. Открытые дверцы становились щитами, из-за которых удобно вести огонь. Даже романтическая гибель бандитской парочки сыграла на руку Форду — Бонни и Клайд были застрелены полицией в автомобиле его марки. Фото изрешеченного пулями коричневого «форда» появилось во всех газетах Америки.

История компании из уст Генри Форда

Первый автомобиль

«Моя “бензиновая тележка” была первым и долгое время единственным автомобилем в Детройте. К ней относились почти как к общественному бедствию, так как она производила много шума и пугала лошадей. Кроме того, она мешала уличному движению. Я не мог остановиться нигде в городе без того, чтобы тотчас вокруг моей тележки не собралась толпа народа. Если я оставлял ее одну, хотя бы на одну минуту, сейчас же находился любопытный, который пробовал на ней ездить. В конце концов я стал носить при себе цепь и должен был привязывать машину к фонарному столбу, если оставлял ее где-нибудь. Затем начали происходить неприятности с полицией. Почему — сказать затрудняюсь. Насколько мне известно, тогда еще не существовало никаких предписаний относительно темпа езды. Как бы то ни было, я должен был получить от администрации особое разрешение. Таким образом, я какое-то время был единственным человеком в Америке, имеющим водительские права. В 1895—1896 гг. я проделал несколько тысяч миль на этой маленькой машине, которую потом продал за 200 долларов Чарльзу Эйнсли из Детройта. Это была моя первая сделка».

Гоночный автомобиль

«В 1903 г. я вместе с Тимом Коппером построил две машины, рассчитанные исключительно на скорость. Одну мы назвали “999”, другую — “Стрела”… Я поставил четыре гигантских цилиндра мощностью в 80 л.с., что в те времена было неслыханным. Производимого ими шума уже было достаточно, чтобы наполовину убить человека. Сиденье было одно. Я испробовал обе машины, Коппер тоже. Трудно описать испытанное нами ощущение. Спуск с Ниагарского водопада в сравнении с этим должен показаться приятной прогулкой. Я не захотел взять на себя ответственность — управлять на бегах машиной “999”, которая была выпущена первой; не захотел этого и Коппер. Он телеграфировал в Солт-Лейк-Сити, и немедленно явился человек по имени Олдфильд, велосипедный гонщик по призванию…

Понадобилась всего неделя, чтобы научить его ездить. Этот человек не знал, что такое страх. Он желал только одного — научиться управлять этим монстром. Управление наиболее быстрым современным гоночным автомобилем ничто в сравнении с нашей машиной “999”. Рулевое колесо не было еще изобретено. На автомобиле же “999” была сделана двойная рукоятка, так как для удержания машины в нужном направлении требовалось приложить максимум усилий. Гонка проходила на протяжении трех миль. В то время гоночные шоссе еще не строились по строго научным принципам, так как никому не приходило в голову, до какой скорости можно довести автомобиль. Олдфильд прекрасно понимал, с каким двигателем ему приходится иметь дело. Садясь в автомобиль, он весело сказал, пока я вертел рукоятку: “Я знаю, что в этой тележке меня, может быть, ждет смерть, но, по крайней мере, люди потом будут вспоминать, что я мчался как дьявол”. И он действительно мчался как дьявол и в результате пришел к финишу на полмили раньше других».

Ноу-хау Генри Форда

Ноу-хау 1

Постоянное изменение методов производства, а не самого продукта

В то время как большинство промышленников охотнее решались на изменение в продуктах, чем в методах их производства, Форд пользовался как раз обратным приемом. «Мы постоянно меняем методы нашего производства, — писал он, — вот причина его дешевизны. Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда вы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым. Если такой уверенности нет, то следует спокойно продолжать изыскания. Начало производства без предварительной уверенности в самом продукте было скрытой причиной многих и многих катастроф».

Ноу-хау 2

Соотношение «минимальная цена — высокое качество»

В своей автобиографии Генри Форд отмечает равнодушие предпринимателей начала XX в. к потребностям покупателей: «Продукт изготавливался не ради тех услуг, которые он оказывал людям, а лишь для того, чтобы заработать побольше денег. Удовлетворял ли он покупателя, это было уже второстепенным делом». На этом фоне Генри Форд выгодно отличался. С самого первого дня он ставил качество своей продукции превыше всего: «Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество. Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж». В результате соотношение «цена — качество» обеспечило компании широкий сбыт. На своих заводах Форд взял за правило выплачивать максимально возможную заработную плату, повышая таким образом покупательную способность.

Ноу-хау 3

Послепродажное обслуживание

Автомобильные промышленники начала ХХ в. мало интересовались дальнейшей судьбой автомобиля после продажи: сколько бензина он расходовал на одну милю, какова была его настоящая мощность. Если автомобиль ломался и нужно было заменить отдельные части, тем хуже было для владельца. Промышленники считали себя вправе продавать ему отдельные части как можно дороже. И Генри Форд решился еще на одно нововведение, которое говорило бы в пользу его автомобилей: «Кто приобрел наш автомобиль, имел в моих глазах право на пользование им как можно дольше. Поэтому, если случалась поломка, нашей обязанностью было позаботиться о том, чтобы экипаж как можно скорее был опять исправен». Эта услуга была решающей для успеха Форда.

Ноу-хау 4

Конвейер

В поисках снижения издержек производства Форд обратил внимание на то, что рабочий тратил больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на работу. Прогулки рабочих по цеху оплачивать не хотелось. «Если 12 000 служащих сберегут каждый ежедневно по 10 шагов, то получится экономия пространства и силы в 50 миль», — подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. Он сформулировал два принципа: никогда не делать заставлять рабочего больше одного шага и никогда не допускать, чтобы ему приходилось при работе наклоняться вперед или в стороны. Так Форд запустил конвейер.

Ноу-хау 5

Выходной день

После внедрения конвейерного производства Генри Форд счел возможным установить на предприятии шестидневную рабочую неделю, т.е. он стал человеком, который «придумал» выходной. Вообще, рабочим Форда повезло с начальником, ведь он установил еще и размер минимальной оплаты труда в 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя по отрасли!) и сократил рабочий день до восьми часов.

Ноу-хау 6

Участие рабочих в прибыли

Форд настаивал, что компаньонами промышленника являются не держатели акций, а создатели продукта. Поэтому с января 1914 г. он оповестил рабочих о плане их участия в прибылях. По мнению Форда, ответственность руководителя заключается в заботе о том, чтобы подчиненный ему персонал достойно зарабатывал на жизнь. Другими словами, имел возможность покупать автомобили Форда. Это был первый шаг к формированию класса «синих воротничков». Вообще, Форд считал, что прибыль принадлежит трем группам: предприятию, рабочим и обществу.

 

Философия бизнеса Генри Форда

Принцип 1: не бойся будущего и не идеализируй прошлое

Г.Ф.: «Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна — позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию».

Принцип 2: не обращай внимания на конкуренцию

Г.Ф.: «Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела — преступление, ибо она означает желание навредить в погоне за наживой другому человеку и установить взамен разума господство силы».

Принцип 3: работу на общую пользу ставь выше выгоды

Г.Ф.: «Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо организованное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна быть результатом полезной работы, а не самоцелью».

Принцип 4: производить не значит дешево покупать и дорого продавать

Г.Ф.: «Этот процесс включает в себя обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение их в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно — это значит затруднять указанный процесс».

Говорил Генри Форд

Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения подгоняются под него. Благодаря этому вы приобретете преимущество и сэкономите время.

≈≈

Если конструкция изделия разработана и изучена основательно, то менять ее потребуется очень редко. Между тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень часто и выявляться сами собой.

≈≈

Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.

≈≈

Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.

≈≈

Лучше направить все силы на усовершенствование уже имеющейся хорошей идеи, вместо того чтобы гнаться за другими, новыми. Не стоит разбрасываться — одной идеи вполне достаточно для работы.

≈≈

Всякая монополия и всякая погоня за наживой — зло. Для любого человека неизменно вредно, если отпадает необходимость прилагать усилия. Предприятие станет лишь здоровее, если, подобно курице, будет разыскивать пропитание.

≈≈

Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег.

≈≈

Деньги, вполне естественно, получаются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег — не праздность, а умножение средств для полезного служения. Для меня лично нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права.

≈≈

Расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность.

≈≈

Моя финансовая политика только следствие моей торговой политики: я утверждаю, что лучше продать большое количество предметов производства с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.

≈≈

Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела, неизбежно возникают из ненормальных отношений. Здоровый пациент имеет нормальную температуру, здоровый рынок — нормальные цены.

≈≈

Любой труд, который нам интересен, не в тягость. Успех непременно придет, если работать как следует.

≈≈

Если наша цель — рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и говорить «нет» сну и лени. Бизнесмены гибнут вместе со своим делом потому, что привязываются к старым методам торговли и не могут решиться на нововведения.

≈≈

Опасность таится и подкрадывается к нам вместе с убеждением, что мы «всего достигли в этой жизни». Это означает, что на ближайшем повороте мы будем сброшены.

≈≈

Работа, исключительно одна работа, является нашей учительницей и руководительницей. Это тоже одно из оснований нашей нелюбви к титулам. Большинство людей могут осилить работу, но легко дают титулу свалить себя. Титулы оказывают удивительное действие. Слишком часто они служат вывеской для освобождения от работы.

≈≈

Если вы требуете от кого-то, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений.

≈≈

На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днем он должен думать о ней, а ночью она должна ему сниться.

≈≈

Если вместо работы на первый план ставятся финансы, это наносит непоправимый вред и умаляет значение настойчивого труда.

≈≈

Преобладающая забота о деньгах, а не о работе влечет за собой боязнь неудачи. Эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, бежать от каждого шага, меняющего существующую ситуацию.

≈≈

Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *