Перейти к контенту →

Логика тревоги. Эмпатия, тревожность и панические атаки. Никола Геццани. Краткое содержание

Автор книги “Логика тревоги” Никола Геццани считает, что тревожные расстройства стали эпидемией в современном мире. Психотерапевт Никола Геццани за годы практики пришел к выводу, что тревога — это не недостаток психики, не нарушение ее работы и не дефицит. Тревога — это интерфункция психики, выполняющая важную социобиологическую роль.

Почему возникает «беспричинная» тревога и как с ней справляться

Тревожные расстройства стали эпидемией в современном мире. По данным статистики, на Западе они отравляют жизнь почти трети населения. Итальянский психотерапевт Никола Геццани за годы практики пришел к выводу, что тревога — это не недостаток психики, ненарушение ее работы и не дефицит. Тревога — это интерфункция психики, выполняющая важную социобиологическую роль.

Люди, склонные к тревожности, одновременно отличаются достаточно стабильным набором других черт, что не может не наводить на размышления. Так, у тревожных людей обычно хорошо развиты эмпатия, саморефлексия и способность предвидеть. Словом, эти люди обладают повышенной чувствительностью. Они видят гораздо больше вариантов развития событий, и этот слишком богатый выбор вызывает в них постоянный внутренний конфликт. Чем больше информации разного толка — фактов, наблюдений, эмоций — тем сложнее принять решение. У чувствительных людей всегда избыток информации, что и повышает градус их базовой тревожности.

С биологической точки зрения тревога — не что иное, как мощный инструмент для размышлений о несовершенстве мира и поиска решений. Если посмотреть под этим углом на людей, страдающий тревожными расстройствами, то станет ясно, что они — не только пациенты психиатра, нуждающиеся в медикаментозной помощи, но и особые представители человечества, обладающие сверхчувствительностью. Для общества, заботящегося о своем будущем благополучии, это чрезвычайно важная способность.

Биографическая справка

Никола Геццани — психотерапевт и писатель. Член Итальянского союза по противодействию тревожным расстройствам, агорафобии и паническим атакам LIDAP. Его метод, диалектическая психотерапия, рассматривает психику не только как самостоятельный феномен, но и как продукт определенного исторического и социального контекста. В ходе терапии пациенты, страдающие пограничными расстройствами личности, пересматривают свое отношение к проблемам, которые считали безвыходными. Сравнивая различные точки зрения на ситуацию, они находят оптимальный способ реакции на стресс.

Введение

Тревожные люди — другие. Сточки зрения эволюции психических способностей они отличаются от большинства из нас, — тех, кто комфортно чувствует себя в группе.

Людей с тревожным расстройством отличает:

1. Замкнутость;

2. Чрезмерная застенчивость;

3. Постоянное стремление к социальной изоляции;

4. Чувство неполноценности,

5. Чувство собственной неадекватности;

6. Низкая самооценка;

7. Чрезвычайная чувствительность к критике;

8. Избегание близких отношений;

9. Минимизация бытовых взаимодействий с людьми.

На протяжении веков человечество шлифовало свои социальные способности, потому что сообща было проще выживать. Альтернативой социальным способностям являются мистические свойства личности — интуиция, чувствительность и пр., которые не слишком поощрялись естественным отбором. Их обладателям неуютно в традиционном обществе, чувствительные люди предпочитают жить в своем субъективном мире, где понятия не делятся на «черное» и «белое», «правильное» и «неправильное». Такие люди, живя в социуме по его «параллельно-перпендикулярным» законам, начинают страдать от тревожных расстройств.

Попытка защититься от мира

Любая психопатология — это попытка защититься от мира и людей через разрыв социальных связей. С детства мы усваиваем множество правил и запретов — юридических, культурных, религиозных, семейных. Эта система социальных ценностей становится нашим внутренним полицейским, который должен вовремя «арестовать» любые попытки выйти за рамки дозволенного.

В терминах психоанализа «эго» — это та часть личности, которая исходит всегда из личных интересов индивида. «Суперэго» — другая часть личности, сформированная под воздействием социума, где хранятся все усвоенные ценности и правила, которым индивид должен следовать. Когда возникает конфликт между личными интересами и интересами других, особенно близких и любимых либо просто авторитетных людей, «суперэго» блокирует «эго». Так оно защищает человека от изоляции, отвержения и изгнания из общества. Это проявляется в остром чувстве вины из-за своих желаний, которое мешает разорвать социальные связи.

Чувство вины рано или поздно перерастает в ненависть и отрицание. Психопатологические симптомы возникают как следствие того, что человек длительное время соглашался с другими, старался им угодить и не обмануть их ожиданий. В его субъективном восприятии личное удовольствие всегда противостояло потребностям других, и моральный долг заставлял делать выбор в пользу вторых (то есть против себя). В определенный момент человек «восстает», закрывается в себе, отказываясь вступать в близкие отношения с другими людьми, иногда вообще разрывает социальные связи.

Пример 1. Избегание близких отношений. Вступая в близкие отношения, тревожные люди нередко жертвуют собой, посвящая другому всего себя. Ими движет искреннее желание сделать хорошо любимому человеку, даже за счет игнорирования собственных интересов. Они также могут добровольно поставить себя в положение слуги: в этом случае искренности меньше, потому что «слуга» испытывает к своему «господину» одновременно любовь и ненависть. В любом случае, личность оказывается раздвоенной — человек живет в состоянии постоянного конфликта между своими интересами и интересами другого. В результате человек начинает избегать близких отношений, чтобы защитить свое хрупкое «эго».

Пример 2. Ненависть к социуму. Люди, выступающие против законов, традиций и привычного уклада жизни, существовали во все времена и во всех культурах. Восстающие есть даже в обществах, которые на первое место ставят человеческое достоинство, ценность каждой жизни, права человека и личное благополучие. Даже в таких «индивидуалистских» культурах человек может испытывать острый внутренний конфликт между личными интересами и социальным долгом. Например, к социальным ценностям, которые играют роль внутреннего полицейского, в Западном мире относят солидарность и верность. Эти качества культивировались на протяжении веков.

Острый внутренний конфликт между желанием следовать нормам группы и собственными «эгоистичными» стремлениями может приводить особо чувствительных людей к разрыву отношений с обществом, восстанию против его ценностей.

Итак, конфликт между «эго» и «суперэго» вызывает чувство вины и, в конечном итоге, может приводить к избеганию отношений с другими людьми. В определенном смысле, каждый из нас явно или тайно желает освободиться от гнета внешних ограничений и предписаний. Однако сверхчувствительные люди, у которых лучше развита эмпатия и интуиция, переживают внешнее давление гораздо острее остальных, и это нередко приводит к психологическим расстройствам. Появляются патологические симптомы, — например, панические атаки. Так затянувшийся внутренний конфликт пытается вырываться наружу.

Сверхчувствительность — симптом или полезная способность?

Тревога, как любая другая эмоция, выполняет определенную биологическую функцию, а значит, с точки зрения эволюции, является полезной. Тревога заставляет нас остановиться и обратить внимание на то, что может представлять опасность. Является ли повышенная тревожность психическим нарушением или это всего лишь сверхфункция, свойственная немногим, особо чувствительным, представителям человечества?

Для психиатров и пациентов это ключевой вопрос: если тревога — это заболевание, то симптомы следует подавлять лекарствами. А если тревога — важная биологическая функция, нужно выбирать совершенно иные методы помощи пациенту, который является ее носителем и на бытовом уровне страдает от ее проявлений.

Нормальная тревога. Человек испытывает тревогу каждый раз, когда сталкивается с некой угрозой для себя или своих близких. При этом опасность еще не обрела ясных очертаний, она требует более пристального изучения, а потому находится вне нашего контроля. В данном случае речь идет о «нормальной» тревоге, потому что она вызвана объективными внешними обстоятельствами, на которые непросто повлиять.

 

Патологическая тревога вызвана не внешними, а внутренними причинами. Даже если пациент не отдает себе в этом отчет, его тревога является продуктом его собственной внутренней жизни. Наши мысли способны выходить из-под сознательного контроля, и это случается каждый день.

В ходе исследований выяснилось, что мы реагируем на внешние раздражители прежде, чем осознаем, что произошло. Другими словами, далеко не вся наша внутренняя жизнь находится под нашим контролем, и порой мы даже не представляем, что нами руководит на самом деле. Сказанное касается не только инстинктов, но и разнообразных установок, которые запускают определенные паттерны поведения еще до того, как мы успели об этом подумать. Большинство людей не испытывают из-за этого никаких неудобств, но иначе обстоят дела у тех, кто обладает сверхчувствительностью и повышенной эмпатией. Они замечают малейшие спонтанные проявления своего необузданного «эго» и тоньше чувствует конфликт между «эго» и «суперэго», переживая постоянную тревогу. Можно сказать, что тревога возникает в тот момент, когда человек представляет себе негативные последствия от своих спонтанных неконтролируемых действий или просто намерений.

Что делать с патологической тревогой

Пациенты, страдающие патологической тревогой, всегда разрываются между двумя системами ценностей, каждая из которых стала частью их личности. Конфликт может разворачиваться не только между «эго» и «суперэго», но и между любыми противоречащими друг другу установками и желаниями.

Пример. Юноша, хорошо воспитанный и добрый, с детства искренне любит свою маму, старается во всем ей помогать и оберегать от неприятностей. В то же время он увлекается гонками и восхищается мощными болидами, развивающими скорость 300 км/час. Этот новый мир ценностей в субъективном восприятии предполагает дерзость, риск, но ставит под сомнение нежное чувство к матери: появляется смутное желание отдалиться и не слышать о ее страхах. Пока молодой человек не осознает конфликт между двумя системами ценностей, диссонанс будет выходить наружу в виде тревожности и панических атак.

Бороться с этим состоянием эффективнее не с помощью лекарств, а путем прояснения конфликта. Нужен ответственный выбор в каждой отдельной жизненной ситуации. Научившись принимать и сознательно координировать две разные части своего внутреннего мира, можно достичь покоя.

Осознанность можно без преувеличений назвать очередным этапом человеческой эволюции, потому что она открывает для нашего биологического вида возможности лучшей адаптации к окружающему миру.

Сверхчувствительные люди, как и все остальные, испытывают потребность быть частью социума. Вместе с тем, благодаря природной эмпатии и склонности к рефлексии, они способны создать внутри себя несколько разных картин мира, которые могут противоречить друг другу. Эта способность становится основой для творчества и совершенствования окружающей действительности, если не превращается в патологический симптом, отравляющий жизнь.

Диалектическая психотерапия

Человеческий род в ходе эволюции адаптировался к натуральной среде, отбирая индивидуумов с определенным набором важных для выживания характеристик: в первую очередь, способных кооперироваться. Сегодня продолжается процесс адаптации — но уже к культурной среде, созданной самим человечеством. И теперь становятся востребованными новые качества: в первую очередь, — способность самостоятельно выбирать ценности.

В диалектической психотерапии ключевыми понятиями являются потребность в принадлежности к группе с одной стороны и потребность в отделении себя от группы — с другой. Это требует сознательного выбора тех или иных ценностей.

В ходе культурной эволюции по-прежнему важна кооперация. Если раньше (в ходе биологической эволюции) для успешного выживания требовался конформизм, послушание и дружелюбие, то сегодня кооперация достигается, благодаря умению выбирать ценности, идеи и референтные сообщества. Выбор правильных ценностей и идей позволяет человеку удовлетворить обе ключевые потребности — в принадлежности к группе и в самоопределении.

Социобиологическая роль сверхчувствительности заключается в том, что человек способен разделять, имитировать, усваивать и сопоставлять внутри себя различные ценности, которые предлагает ему мир. Результатом этой внутренней работы становится выбор (не головой, а всей своей сущностью) тех ценностей, которые позволят достичь гармонии бытия.

Следуя описанной парадигме, диалектическая психотерапия рассматривает пациентов с тревожными расстройствами, прежде всего, как носителей противоречивых ценностей. Суть в том, чтобы помочь человеку сопоставить различные точки зрения и способы поведения и найти свой уникальный способ реагирования на сложные ситуации. Пациент наблюдает себя и изучает ценности, которые стали частью его личности, чтобы критически их оценить и сделать осознанный выбор в пользу тех или других, восстановив таким образом внутреннюю гармонию. Постепенно человек учится не ограничивать себя однозначными оценками, быть менее категоричным и прямолинейным, не искать везде однозначные причинно-следственные связи.

Принципы диалектической психотерапии

В ходе диалектической терапии человека учат, прежде всего, не выносить сужденийпо поводу событий и людей (хорошо — плохо, правильно — неправильно). Вместо этого следует быть беспристрастным наблюдателем и описывать происходящее, избегая оценок. Это помогает снизить градус внутреннего конфликта и частично справиться с чувством вины.

Еще один важный навык — погружаться с головой в текущую задачу. Действие тормозит излишнюю рефлексию.

Полезным умением также оказывается выбор телом: пациентов учат выбирать всегда то, что помогает чувствовать себя лучше. Этот объективный критерий помогает решить многие внутренние конфликты.

Наконец, пациентов с пограничными расстройствами учат бережно относиться к себе. Это важно, потому что для людей, которые переживают острые внутренние конфликты и не могут справиться с сильной эмоциональной болью, характерно деструктивное, самоуничтожающее поведение.

Что делать, если хочется навредить себе

Американский психолог Марша Линехан разработала метод диалектической поведенческой терапии. Он основывается на предпосылке, что человек — это парадоксальный набор противоположностей и его цель — восстановление внутренней гармонии.

В рамках этого метода используется набор практических приемов под названием PLEASE, которые помогают на поведенческом уровне поддерживать жизненный баланс даже тем пациентам, которые переживают невыносимые внутренние противоречия. Этот простой кодекс правил помогает не скатиться в болезнь.

PL. PhysicaL illness. При плохом самочувствии немедленно начать лечение.

E. Eating (balanced). Придерживаться здоровой диеты, соблюдать умеренность в еде.

A. Avoid mood-altering drugs. Не принимать наркотические средства или лекарства, которые не выписывал врач.

S. Sleep. Спать 8 часов в день. Не спать слишком много или слишком мало.

E. Exercise. Делать физические упражнения, способствующие выработке эндорфина.

Заключение

Сверхчувствительные люди, часто страдающие тревожными расстройствами, показывают нам вектор развития всего человеческого рода.

Изучая феномен тревожных расстройств, можно предположить, что в ходе культурной эволюции «отбираются» такие качества, как эмпатия, кооперация и осознанность в выборе ценностей (идей). Люди, которые обладают этими качествами, на самом деле, — следующий этап глобального развития.

Пока еще эти прогрессивные качества являются «мутацией», а не нормой, и потому в быту приносят своим обладателям больше проблем, чем преимуществ. Сверхчувствительные люди больше всего боятся разрушить гармонию — как во внешнем, так и во внутреннем мире.

Эмпатия, стремление разделять ценности всех групп, к которым принадлежит индивид, а также склонность к рефлексии неизменно вызывает внутренние конфликты, которые, не находя конструктивного разрешения, проявляются в виде панических атак и других патологических симптомов.

Страдающие психопатологическими симптомами — это не больные, а наоборот, одаренные сверхфункциями люди. Общество считает их нездоровыми, возможно, потому, что само больно и не в состоянии распознать в людях, которые отличаются от остальных, новый спасительный вектор своего развития.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *