Перейти к контенту →

Кроссфит мозга. Как подготовить себя к решению нестандартных задач. Игорь Намаконов. Краткое изложение.

 

Нестандартные задачи для мозга

Упражнения, помогающие выжать из своих творческих способностей максимум

Кроссфит — популярный сейчас формат физической активности, включающий разнообразные тренировки на силу, интенсивность и выносливость (например, бег, тяжелую атлетику, гимнастику и т.д.) Автор книги использует эту метафору, чтобы объяснить принцип своей системы упражнений для мозга: это задания, тренирующие разные мыслительные способности и в сумме развивающие креативность.

Термин «креативность» появился в психологии еще в начале XX века. Это способность порождать необычные идеи и выходить за пределы традиционных схем решения. Креативность оказалась востребована в изобретательстве, в рекламной сфере, а затем в стартап-индустрии и инновационном бизнесе. Сейчас прогнозируется, что креативное мышление будет одним из ключевых «мягких» навыков будущего (вне зависимости от специальности), потому что такой стиль мышления невозможно алгоритмизировать и, соответственно, такого сотрудника не заменишь программой.

При этом в отличие от чистого творчества, креативность все-таки подразумевает какую-то прикладную цель. Художник руководствуется внутренним порывом и своим уникальным видением. Если ему повезет, он сможет продать свое видение как личный бренд и люди будут готовы покупать его работы, написанные «по велению души». Перед дизайнером или копирайтером всегда стоит задача, сформулированная заказчиком, есть техническое задание и довольно четкое представление о том, как должна выглядеть выполненная работа. Но это не означает, что в работе профессионального креативщика нет места свободе и творческому порыву. В строгих рамках иногда можно найти более дерзкое и необычное решение, чем фантазируя «в свободном полете».

Об авторе: Игорь М. Намаконов — профессиональный креативщик почти с двадцатилетним стажем, обладатель первого в России золотого Каннского льва, владелец креативного агентства MOST Creative Club. C 2010-го года преподает в Академии коммуникаций Wordshop, ВШЭ и РГГУ, а с 2015 года — в рамках собственных образовательных проектов.

Но вернемся к метафоре с кроссфитом. Обычно в нем есть три базовых тренировочных комплекса упражнений, чтобы спортсмен развивался сбалансировано:

  • Кардио.
  • Интенсивность.
  • Сила.

В «ментальном» кроссфите, пишет Намаконов, тоже есть три важных параметра, по которым стоит развиваться одновременно. Если мы определим креативность как «способность соединять уже известные элементы уникальным образом», этот процесс можно разбить на три составные части:

  • «Умение соединить» — скорость, ловкость и остроумие, с которым вы соединяете разрозненные элементы, зависит от того, как хорошо вы владеете методами генерации идей.
  • «Уже известные элементы» — здесь речь идет о широком кругозоре, или, как это еще называют креативщики, «уровне насмотренности». Чем больше развита ваша эрудиция и эстетическое чувство, тем легче вам будут приходить на ум новые интересные сочетания.
  • «Уникальным образом» — а вот тут, чтобы не изобретать колесо, надо суметь оценить качество и уникальность свежей идеи.

Автор составляет креативные сессии точно так же, как и тренировки в спортзале — нужно запланировать достижение определенных результатов с помощью разных техник. Намаконов много лет подряд экспериментировал с различными методиками, форматами и инструментами. Его система состоит из двух взаимосвязанных блоков:

  1. Дисциплина и образ жизни («2×2»).
  2. Выполнение комплекса упражнений на развитие насмотренности, методов сочетания идей и оценки.

«2×2»

Намаконов считает, что для творческой активности нужно много энергии (что довольно логично, учитывая, что креативная работа утомляет мозг быстрее. Считается, что 6-часовой рабочий день — предел продуктивности для креативщика, при более долгой работе качество идей идет на спад). Поэтому он рекомендует контролировать четыре источника энергии — «дыхания», «питания», «физики» и «химии» (тут надо отметить, что некоторые понятия автор трактует очень вольно).

Традиционное дыхание современного человека — поверхностное: кислородом заполняется только верхняя область груди, кислород редко доходит до нижних отделов легких и не насыщает полноценно организм. Намаконов рекомендует перейти к трехуровневому дыханию: живот, солнечное сплетение, грудь (при этом вдох стоит делать носом, а выдох — ртом). Полезно начать день с 5-7 циклов такого дыхания.

Систематизация процесса питания тоже важна для мышления, но тут Намаконов дает очень расплывчатые рекомендации: следить за сочетаниями продуктов, исключить жирную пищу (которая, согласно последним исследованиям, реабилитирована и даже не обязательно приводит к росту уровня холестерина) и — самый загадочный аспект — «Начал питаться по Солнцу» (звучит как аюрведическая практика, привязывающая приемы пищи к биоритмам. Лично я не видела исследований, подтверждающих пользу такого образа жизни, но заинтересованному читателю имеет смысл поискать).

Физическая активность, как пишет Намаконов, автоматически увеличивает количество спонтанно придуманных идей на 20–30%. Тут есть здравое зерно: доказано, что физическая активность стимулирует выработку BDNF — это белок, который стимулирует нейрогенез, повышает долговременную память и делает мозг нейропластичным. Кроме того, считается, что регулярные физические упражнения повышают концентрацию и силу воли. Не факт, что это поможет именно креативности, но на том, что физкультура повышает интеллектуальную продуктивность, сходятся все видные нейробиологи. Поэтому перед каждым подходом к креативу стоит в течение 10-15 минут дать телу умеренную нагрузку.

«Химия», с точки зрения Намаконова, — это отношения между людьми. Он советует выстроить их так, чтобы минимизировать конфликтные ситуации, иначе они будут отнимать ваши силы.

Собственно, техника «2×2» выглядит так: надо составить недельный план действий по двум аспектам:

  • тело (две фитнес-тренировки в неделю + следить за дыханием и питанием в эти дни)
  • близкие (два события в неделю, развивающие отношения)

Упражнения

Итак, у нас есть три компетенции: насмотренность, методы сочетания идей и оценка. На каждый — свой набор упражнений. Их довольно много, так что я отобрала то, что мне казалось наиболее полезным и интересным. Примеры я старалась приводить собственные, чтобы не повторяться за автором. Намаконов утверждает, что если по максимуму освоить хотя бы одно упражнение, это поможет понять любое другое.

Упражнения для насмотренности

В детстве мы учимся, наблюдая за миром и копируя все, что видим. С возрастом способ развития не меняется, даже если он становится уже не так очевиден. Мы продолжаем смотреть по сторонам и с разной степенью осознанности привносим увиденное в свою жизнь. Это и есть насмотренность. При этом важно не захлебнуться в бессистемном потоке чужих идей. Насмотренность должна приводить к открытиям, а для этого надо управлять собственным вниманием.

Носки в холодильнике

Возьмите лист бумаги/планшет/ноут и задайте себе 6-7 вопросов про вашу повседневную рутину. Типа «Какой рукой я чищу зубы?» или «Каким маршрутом я хожу на работу?» или «По какому принципу я раскладываю одежду в шкафу». А теперь подберите к каждому пункту как минимум три альтернативных решения. Например, чистить зубы можно правой рукой, левой, по очереди, как-нибудь хитро держа щетку двумя пальцами, можно, наконец, попросить родственника почистить вам зубы. Далее каждую неделю в течение месяца выбирайте один шаблон для переделки и запускайте альтернативный сценарий его исполнения. Это может выглядеть глупым и неприятным, но зато запускает процесс нестандартного мышления — с научной точки зрения такие упражнения активизируют новые связи между разными отделами мозга.

Лампа Алладина

Автор пишет, что телефон современного человека — это что-то вроде лампы Аладдина, во всяком случае, по части поиска информации. И предлагает хорошую игру для тех, кто украдкой лезет в смартфон даже на свидании или встрече с друзьями.

Встретившись с близким человеком, договоритесь, что у вас есть 10 минут, чтобы найти 5 фактов, которые наверняка не знает ваш собеседник. Мой пример: кого изображал первый чат-бот в истории? (ответ: психотерапевта). Закончив онлайн-серфинг, надо провести минивикторину по этим вопросам. Так вы оба расширите кругозор.

Будильник идей

За полчаса вспомните и выпишите все места и обстоятельства, при которых у вас происходил спонтанный всплеск творческой активности. Иногда эти обстоятельства бывают очень странными, например, поэтсимволист Андрей Белый утверждал, что лежа ему пишется совершенно не так, как сидя. Кому-то удобнее писать дома в тишине, кому-то в шумном кафе, а кому-то в метро или полночном троллейбусе.

Упражнение на приручение 5 чувств и поиск творческих триггеров

Зрение — прогуляйтесь по своему району с записной книжкой, найдите и опишите все, что похоже на неумышленно созданные арт-объекты (пятно на стене, похожее на космонавта, и т.п.)

 

Обоняние — составьте список запахов своей улицы (не менее десяти), пытаясь разложить их на отдельные нотки (тут мне приходят в голову лучшие традиции парфюмеров и сомелье — что-нибудь вроде «насыщенный запах октябрьского дождя с тонкими нотками тления и легким шлейфом мокрой кошки»)

Осязание — создайте тактильную карту ближайшей местности. Тут предполагается, что надо вклеивать в дневник материалы с разной текстурой (из того, что найдете в окрестностях). Надо описать их источник и предложить альтернативное использование. Лично на мой вкус звучит немного как школьное задание для урока природоведения.

Слух — опишите район через истории местных аборигенов (для этого надо расспрашивать их с диктофоном). Можно представиться блогером или корреспондентом выдуманного СМИ. Развивает артистизм и умение искать неочевидное в обыденном.

Вкус — сходите на рынок или в супермаркет и купите не меньше трех продуктов, которые вы никогда не пробовали (лайфхак от автора обзора: вьетнамский рынок — беспроигрышный вариант). Опыт дегустации надо описать подробно, фиксируя все спонтанно возникающие мысли.

Каждая из пяти практик требует от одного до трех часов проработки, надо выполнять по практике в неделю, пока не переберете все.

Метод Жюля Верна

Жюль Верн предсказал огромное количество изобретений и событий — от электрического стула и телевидения до строительства Транссибирской магистрали. Дело тут, конечно, не в пророческих способностях писателя, а в том, что он регулярно ходил на научные кружки и в клубы, где проводили время лучшие ученые его времени за обсуждением своих разработок. Так что имеет смысл взять пример с Верна и найти себе сообщества. Эффективнее всего будет посещать те места, где можно пообщаться с сильно далекими от вас людьми. Если вы технарь, идите на встречу с модельером, если вы поклонник Ахматовой, можно послушать последние выступления Стива Джобса и Илона Маска и обсудить со знающими людьми. Намаконов советует выполнять такие погружения раз в неделю в течение трех месяцев.

Упражнения для сочетания идей

В мире нет ничего нового, каждая свежая идея опирается на старые, и с этим надо смириться. Удивительным образом это никак не мешает генерировать что-то неожиданное. Чем лучше вы это осознаете, тем быстрее прокачаете креативность.

Картина весны

Дайте не менее десяти вариантов исчерпывающей картины весны (в одной-двух фразах), не используя (тут не могу не процитировать автора) «капель, ручейки, кричащих котов, проснувшегося медведя, теплое солнце, лужи и грязь, девушек в мини-юбках, подснежники и иные стандартные, клишированные элементы для описания этого времени года».

Один из вариантов Намаконова: «Мама моет окна».

Мои варианты: «Девушка выходит из подъезда в шапке и снимает ее», «Надпись в магазине “На зимние модели скидка 70%”».

Выдуманное существо

10–15 минут. Надо выдумать существо по наводящим вопросам.

  1. Выберите любое живое существо, кроме человека, из известных вам на планете Земля. Название запишите в дневник (коала).
  2. Увеличивайте или уменьшайте размер этого существа до допустимого для вас предела. Увеличение хоть до размера планет и больше, уменьшение хоть до атомного уровня и меньше (коала размером со шмеля).
  3. Плавание, ползание, летание, левитирование, ходьба, прыжки, бег — выберите одно или несколько умений для своего существа. Замедлите или ускорьте до приемлемого для вас режима выбранные умения (очень быстро порхающая крылатая коала размером со шмеля).
  4. Почва, поверхность суши, вода, воздух — определите одну или несколько сред обитания своего существа (живет на лугах, вьет гнезда в цветах).
  5. Прием и переваривание пищи. Отделите процесс от вашего существа (ворует мед у пчел).
  6. В стае или колонии, парами, в одиночку — выберите из предложенных или дайте свой вариант социальной интеграции существа. Сформулируйте, в чем может быть зависимость среды от вашего существа. Пример из реальности: кроты и черви обеспечивают разрыхление почвы (летучие коалы живут стаями, они опыляют цветы, но при этом воруют мед у пчел).
  7. Новые существа, самовоспроизведение: оплодотворение, способ и форма созревания, рождение — каким образом происходят? (откладывают яйца).
  8. Способ контакта с людьми — определите условия и причины, а затем сделайте прямо противоположным принцип причинно-следственной связи (коалы считают людей очень мимимишными и постоянно слетаются на них посмотреть, отчего приходится делать всякие противокоальные зонтики и сетки).
  9. Исходя из всех сформулированных характеристик, сделайте подробное описание своего существа в таблице ниже (этот этап я, пожалуй, пропущу).
  10. Придумайте название своего существа, которое можно было бы занести в энциклопедию редких животных («Коалибри»).

Бодрая скрепка

Потребуется 40 минут. Включите таймер на своем телефоне. Ваша задача — за 10 минут придумать максимальное количество вариантов нецелевого использования простой канцелярской скрепки. Важнейшим условием выполнения является спонтанность придумывания. Ни в коем случае не анализируйте свои варианты. Фиксируйте любую глупость или умность, которая придет вам в голову.

Мои примеры: скрепкой можно разделять накрашенные ресницы, взломать замок, сделать из нее серьгу, скрепить манжету вместо пуговицы, подвесить что-то на бельевой веревке.

«Семь шляп» (кластеризация мышления)

Это инструмент для разбора какой-то конкретной истории или ситуации. Проблема в том, что мы обычно смотрим на ситуацию с нескольких сторон, и поэтому нам не удается максимально четко увидеть ее с конкретного ракурса. Представьте, что вы поочередно надеваете на голову одну из шляп с определенной функцией.

  • Троллинг, насмешка — тут надо стебаться над ситуацией от души.
  • Чувства и эмоции — «что я испытываю по этому поводу».
  • Преимущества — «давайте поищем хорошие и полезные стороны у этой ситуации».
  • Недостатки.
  • Первые идеи по результату четырех предыдущих шляп.
  • Какой информации не хватает для понимания всех нюансов ситуации.
  • Дальнейшие шаги.

В результате ситуация оказывается хорошо проанализирована и вы наверняка начнете видеть аспекты, которых не замечали ранее. Намаконов рекомендует тренироваться на протяжении месяца, раз в неделю, по 25 минут.

«Шер идей»

Очень многие не спешат делиться своими идеями даже с близкими — из страха насмешки или критики или потому что им кажется, что идея уж точно гениальна, и какая разница, поймет ли ее остальной мир (что, как правило, маскирует тот же самый страх критики).

«Пока вы не выпустите свою идею наружу — не обсудите ее с кем-то или не воплотите, — вся ее красота и ценность скрыты, а потенциал не реализован», — пишет Намаконов. Поэтому стоит решиться, взять одну из своих самых интересных идей, подойти к другу или незнакомцу и попросить его сказать, что он об этом думает.

Важно внимательно слушать собеседника и записывать все комментарии (даже если хочется перебить и встать на защиту идеи). Автор советует провести хотя бы три такие встречи с разными людьми и посмотреть, во что трансформировалась первоначальная идея. Кстати, по опыту автора обзора, часто бывает так, что люди интуитивно чувствуют в задумке какой-то недостаток, но взамен предлагают еще более неудачный совет. Поэтому важнее обратить внимание на то, в чем собеседник видит нестыковку, чем на то, что он предлагает взамен.

Упражнение оценки

Предполагается, что проделав вышеописанные упражнения, вы научились генерировать идеи, и теперь пора выбрать из тонн словесной руды те золотые крупицы, ради которых все и затевалось.

7+

Тут Намаконов заимствует систему «7+», разработанную главой Берлинской школы креативного лидерства Майклом Конрадом. Несмотря на то, что у десятибалльной шкалы оценки идеи есть критерии, мне показалось, что они все-таки достаточно размыты и субъективны и не имеют страховки от людей с завышенной самооценкой. И, тем не менее, в такой шкале есть здравое зерно, так что, почему бы ее не использовать.

  1. Вызывает брезгливость и чувство неловкости за создателя. Эталонный пример — новость 2014 года про купание сотрудников омской сыроварной фабрики в ванне с молоком.
  2. Креатив, который делает ситуацию хуже, чем было бы без него. Намаконов приводит новость про школьный танец «пчелок» в стиле тверк.
  3. Убогие клише. Большая часть комедийных программ на отечественном телевидении или неудачные попытки скопировать какойнибудь голливудский фильм или формат (например, супергеройское кино «Защитники», провалившееся в прокате)
  4. Стандартные и предсказуемые решения. По таким схемам обычно строятся классические романтические комедии. Креатив «на четверочку» ничем не удивляет и не заставляет задумываться, но сделан достаточно хорошо, чтобы зритель не уснул.
  5. Сделано как для самого себя. То есть, не «на отвяжись», а чтобы другим было приятно и интересно.
  6. Разрыв шаблона. Креатив такого уровня может побудить человека изменить свое восприятие или поведение. Обычно на таком уровне работает талантливая социальная реклама. Пример, который приводит Намаконов: то, как банки установили точки с брендированными велосипедами для передвижения по Москве, и это постепенно приучило горожан ездить на велосипедах.
  7. Вдохновляем действовать. Люди, организующие свои лектории, запускающие стартапы по социальному предпринимательству, вводящие новые городские форматы вроде фестиваля Stay Hungry или своп-вечеринок по обмену ненужными вещами. То, что начинается с «восьми», Намаконов называет «Красной книгой креатива»: это уже высокий класс и большая редкость.
  8. Креатив, который задает новые стандарты в отдельно взятой категории. Примеры: фильм «Матрица» в кинематографе, компания Tesla в автомобилестроении.
  9. Креатив, меняющий образ жизни. Фестиваль творческого самовыражения Burning Man, соцсеть Facebook.
  10. Креатив, формирующий новые эстетические нормы. В начале XX века это было творчество модернистов, сейчас Намаконов приводит в пример компанию Apple.

Заключение

Это легко и увлекательно написанная книга, упрямо проводящая очень важную для судьбы каждого креативщика мысль: с каким бы уровнем таланта вы ни родились, творческие способности можно развивать, укреплять и поддерживать в хорошей форме. Разумеется, тут есть ограничения, но лучше выжать из своих способностей максимум и в совершенстве овладеть инструментарием. Тогда и вдохновение придет.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *