Перейти к контенту →

Креативность и инновации. Как рождаются новые идеи. Паоло Легренци. Краткое изложение.

Креативность

Как встретиться с идеями, которые изменят вашу жизнь

До того момента, как ребёнок идёт в школу, он креативен. Он делает всё посвоему, потому что ещё не освоил шаблонов. Если дать ему в руки буквы, он не станет выкладывать их в ряд слева направо, как сделает большинство взрослых. Он ещё не знает этого правила. Шаблоны и алгоритмы делают нашу повседневную жизнь намного проще, но они же – главные враги креативности. Если вы хотите найти что-то необычное, следует забыть привычные для мозга схемы.

В обзоре мы не будем повторять то, что уже сказано много раз в других книгах. Например, не будем советовать посмотреть на проблему с другой стороны, или пересказывать истории про то, как некоторые гениальные идеи опередили время и должны были десятилетиями ждать подходящего часа. Вместо этого мы покажем вам, как избавиться от имеющихся когнитивных оков и шагнуть навстречу своей врождённой гениальности.

С Идеей можно встретиться двумя способами. Первый – продвигаться постепенно, нащупывая верный путь шаг за шагом. Второй – пережить мгновенный инсайт. И тот, и другой способы требуют от нас подготовки. Давайте разбираться, что нужно сделать, чтобы уже сегодня стать чуть ближе к своему самому оригинальному решению и чтобы завтра, наконец, вас по-настоящему «осенило».

Биографическая справка

Паоло Легренци окончил университет Падовы (Италия). Преподавал в университетах Триеста и Генуи (Италия), а также в Принстонском университете (США) и Лондонском University College (Великобритания). В настоящее время преподаёт когнитивную психологию в венецианском университете Iuav (Италия) и возглавляет исследовательский центр поведения и технологий X.ITE (Insight Technology Enhanced) при открытом университете LUISS.

Введение

Креативность – это черта отдельного человека, а инновативность, напротив, всегда социальная характеристика, потому что тут уже речь идёт об идее, разделённой многими людьми. Развивать креативность – это не то же самое, что придумывать инновационные коммерческие идеи, которые должны принести прибыль. Для достижения каждой цели нужна своя стратегия, но в любом случае начинать нужно с себя: сначала надо освободить мозг от оков, а затем приступать к инновационным разработкам.

Привычки, которые блокируют креативное мышление

Все маленькие дети креативны – до тех пор, пока не освоят шаблоны решения различных задач. Они не знают одного «правильного» ответа, поэтому могут изобрести десятки различных способов, как использовать разные объекты. Чтобы нам, взрослым, разбудить свою креативность, предстоит избавиться от некоторых «вредных» привычек (которые в повседневной жизни, наоборот, приносят много пользы).

  • Привычка 1. Искать правильный ответ. Эта вредная привычка привита нам в школе – на уроках, в задачках из учебника и в контрольных тестах всегда нужно было найти единственно верное решение. Но для креативного мышления не существует одного правильного ответа, их множество.
  • Привычка 2. Обходиться имеющимися исходными данными. При решении задачи мы привыкли исходить из имеющихся данных. Например, в задачах из учебника всегда было ровно столько информации, сколько нужно для решения – не больше и не меньше. В жизни так не бывает.
  • Привычка 3. Думать о пользе и о выгоде. Быть креативными нам часто мешает привычка оценивать идеи с точки зрения их полезности. Например, представьте себе велосипед-душ: вы крутите педали и за счёт этого сверху начинает литься вода. Эта находка, безусловно, креативная, однако это ещё не инновация, способная вас озолотить. Кто станет тратить время на придумывание подобных бесполезных глупостей? Если вы рассуждаете подобным образом, то найти по-настоящему революционные идеи вам будет непросто.
  • Привычка 4. Фокусироваться на одном вопросе. Ленивый ум всегда выбирает из вариантов, которые были предложены в условиях, и отвечает на вопрос, который был задан. Пытливый ум не любит границ: он всегда просит больше исходной информации и часто переформулирует задачу сам.

Когда вы фиксируете внимание на формулировке вопроса, включаются фильтры, заставляющие мозг отсеивать «лишнюю» информацию, и вы перестаёте замечать альтернативы.

Пример. Во время предвыборной кампании Сильвио Берлускони вопрос ставился именно так: вы за Берлускони или нет? Все дебаты сводились к тому, чтобы вытащить на поверхность достоинства и недостатки этого скандального кандидата. Про остальных как будто забыли. Так избиратели были лишены альтернатив: теперь они решали голосовать за Берлускони или против, а других кандидатов даже не рассматривали.

Берлускони обрёл убеждённых сторонников и ярых противников, остальные хотя бы знали о нём, тогда как соперники оставались полностью в тени. В итоге Берлускони одержал победу на выборах. В 2004 году та же схема помогла президенту Уго Чавесу остаться на своём посту в Венесуэле. Вопрос ставился просто: «Чавес или нет?».

Стоит оговориться, что в повседневном общении не всегда стоит быть креативным, иначе вы рискуете оказаться слишком сложным собеседником. Скажем, друзья позвали вас в кино, ожидая ответа «да» или «нет». Вы начинаете подходить к вопросу «креативно», уточняя тысячу деталей, переформулируя вопрос и сомневаясь, что кино – лучший выбор на сегодняшний вечер, т.п. В результате вам вообще не удастся о чем-либо договориться.

Как видно, креативность может не только разрешать проблемы, но и создавать их, поэтому будьте внимательны и задумывайтесь, когда стоит включать креативность, а когда лучше воздержаться.

  • Привычка 5. Проверять только одну гипотезу. Часто мы ограничиваемся тем, чтобы проверить один, наиболее правдоподобный ответ и, если находим ему хоть какое-нибудь подтверждение, отказываемся от дальнейших поисков. Чтобы убедиться в том, что подобным образом действует большинство людей, поиграйте в следующую игру.

Игра. Составьте ряд цифр, например «2, 4, 6», руководствуясь неким несложным правилом. Предложите вашему другу отгадать правило методом проб и ошибок. Пусть продолжит ваш ряд, а вы скажете, удовлетворяет ли его последовательность вашему правилу (правило запишите на бумаге, чтобы друг мог после окончания игры его проверить). Игра может развиваться так:

  • Вы: 2, 4, 6…
  • Друг: …8, 10, 12
  • Вы: Да, подходит
  • Друг: Я знаю правило! Нужно прибавлять 2 к предыдущей цифре.
  • Вы: Не совсем.
  • Друг: Нет? Ну тогда продолжу ряд так: …4, 2, 0
  • Вы: Не подходит.
  • Друг: Тогда так: …12, 14, 28
  • Вы: Подходит.
  • Друг: Я знаю правило! Нужно поочерёдно то умножать на 2, то прибавлять 2 к предыдущей цифре.
  • Вы: Не совсем.

Ваше правило проще, чем думает друг: последующая цифра должна быть больше предыдущей, и неважно на сколько. Однако у друга в голове рождаются другие идеи. И каждый раз, когда он получает подтверждение своей гипотезы, он уверен, что нашёл правильный ответ и оставляет дальнейшие поиски. По сути, сдаётся. Вы же стимулируете его добраться до правильного решения, давая обратную связь после каждого шага (сообщая, что найденное решение не совсем верное). К сожалению, жизнь не всегда предоставляет нам такую обратную связь, поэтому предположения нужно проверять более тщательно, не ограничиваясь одним-двумя случайными совпадениями.

Умственная разминка

Чтобы научиться отходить от ментальных схем и абстрагироваться от условностей, полезно всё время тренироваться, выполняя умственные задачки. Так вы привыкните в любых ситуациях расширять диапазон поиска возможных решений.

Упражнение 1

Один месяц в году имеет 28 дней. Сколько из оставшихся 11-и месяцев имеют 30 дней? Сначала ответьте, затем продолжайте читать дальше.

Вы посчитали все месяцы, в которых 30 дней. А вы посчитали месяцы, в которых 31 день? Ведь они тоже удовлетворяют заданному условию, в них тоже 30 дней. Это упражнение показывает, как многие люди фиксируются на словах и ленятся анализировать вопрос более глубоко.

Упражнение 2

Обо что бросить мяч, чтобы он вернулся к вам сам? Назовите как можно больше вариантов. Ответьте, прежде чем читать дальше.

Бросить мяч о стену, об асфальт и пр. Всё это – подходящие ответы. Но назвали ли вы также такой способ, как подбросить мяч в воздух (то есть бросить ни обо что)? Часто найти самые простые ответы оказывается сложнее всего.

Пример чистой креативности, основанной не на создании новых объектов, а на переосмыслении обыденных явлений, демонстрируют современные художники. Так, американский концептуалист Дуглас Хьюблер (Douglas Huebler) говорил, что мир и без него полон объектами, и у него нет желания добавлять новые. Всё, что он делал как художник, это помещал объекты в новые пространственные и временные измерения.

Пример. В основу концепта «42-я параллель», созданного Дугласом Хьюблером в 1968 году, легла географическая карта (существует также одноимённый роман «42-ая параллель», его автор – американский модернист Джон Дос Пассос). Художник выбрал 14 городов, расположенных на 42-ой параллели глобуса, и разослал в них почтовые карточки, которые затем вернулись к отправителю, не найдя адресатов. Карточки со штампами из городов 42-ой параллели стали экспонатами в этом проекте.

Даже если вы не являетесь ценителем современного искусства, скорее всего, вы согласитесь с тем, что мысль художника вышла за рамки общепринятого и привычного. Это и есть креативность.

Принцип обратной компоновки

Почти всегда мы имеем дело с ограниченным количеством элементов, и почти всегда число возможных комбинаций бесконечно. Тот, кто умеет собирать знакомые элементы в новые конструкции, – креативен. Если вы думаете, что это сложно, спешим вас обрадовать – вы делаете это постоянно! Скажем, принцип компоновки лежит в основе языка, которым мы пользуемся каждый день.

Пример. В языке есть ограниченный набор букв и морфем, однако из них можно составить сколько угодно новых слов и ещё больше – фраз. Каждый человек, который освоил родной язык, умеет применять на практике принцип компоновки. Лингвистическая креативность состоит в том, чтобы создавать новые фразы, которые никогда ранее вы не слышали.

Важно заметить, что родной язык мы изучаем в детстве, когда мозг не скован шаблонами и правилами. Со вторым и последующими языками, которые мы пытаемся освоить во взрослом возрасте, обычно возникает больше проблем: мы стараемся уложить новый язык в привычные грамматические схемы, и сделать это удаётся не всегда.

Для решения сложных проблем используйте принцип обратной компоновки, раскладывая сложное на простейшие элементы. Следуйте простому алгоритму.

  • Шаг 1. Разобрать явление (проблему) на элементы.
  • Шаг 2. Рассмотреть каждый элемент по отдельности, обратив внимание на его свойства, которые раньше никем не использовались.
  • Шаг 3. Сложить элементы в новую структуру.

Случайное открытие может совершить лишь подготовленный ум

В нашей памяти похоронено огромное количество деталей, которые могли бы подсказать отличные решения возникающих задач. Проблема в том, что мы не можем вспомнить их в нужный момент. Выудить из памяти то, что может быть полезным, помогает техника свободных ассоциаций. (Эта же техника используется в психоанализе, но с другой целью – достать из памяти ключик к решению психологических конфликтов, которые терзают человека.)

Техника. Всё, что нужно делать, это, взяв за точку отправления какойлибо объект, мысль или страх, называть (а лучше – записывать) все ассоциации, которые рождаются в связи с ним в голове. Чем длиннее список, тем лучше. Ассоциации четвёртого-пятого и т.д. порядка могут не иметь ничего общего с первоначальным объектом (мыслью) и способны вас удивить. Попробуйте!

 

Непрямое решение проблем. Роберт Кинг Мертон, американский социолог и лауреат Нобелевской премии по экономике (потомок евреев, эмигрировавших из царской России), предложил термин serendipity (серендипити), чтобы описать открытия, сделанные случайно, но неслучайными людьми. Идея состоит в том, что оригинальные решения открываются только подготовленному уму, но в качестве побочного результата его усилий.

Серендип – это старое название Шри-Ланки, которое мы встречаем в притче «Три принца Серендипа». Герои этой притчи – три принца, которых отец направил в путешествие, чтобы они набрались мудрости. Во время путешествия они всегда находили не то, что искали. Они сделали много прекрасных и невероятных открытий, хотя перед ними не стояло такой цели. Эта притча – яркая метафора непрямой стратегии поиска оригинальных решений.

Пример случайного открытия. Штрих (белая корректирующая жидкость для исправления написанного) был придуман американской машинисткой, которая устала перепечатывать листы текста из-за допущенных ошибок. Она не собиралась изобретать что-то новое и, тем более, инновационное, она лишь хотела делать свою работу без осложнений. Так, оригинальные идеи часто посещают людей, которые с энтузиазмом занимаются своим делом и не смиряются с возникающими препятствиями.

Как придумать идею, которая понравится многим

Креативные решения, о которых шла речь выше, часто появляются благодаря инсайту: вы думаете над проблемой, разбираете её на элементы и собираете обратно, переформулируете вопрос, ищите дополнительную информацию и в один прекрасный день вас, наконец, осеняет. Инновации же редко рождаются путём мгновенного инсайта, чаще всего они требуют долгого пути, состоящего из проб и ошибок, создания опытных образцов, тестирования и постепенных улучшений. Так рождаются новые марки автомобилей и многие товары широкого потребления.

Пример. Идея застёжки-молнии для одежды и сумок рождалась в муках. Первый прототип «молнии» создал американец Уиткомб Джадсон в 1893 году. Его устройство было сложным в изготовлении и ненадёжным в работе. Усовершенствовать застёжку взялся шведский инженер Гидеон Сундбек. Лишь в 1913 году он представил свою «молнию», которой мы пользуемся до сих пор. В целом, на создание инновации, которую в итоге оценили миллионы потребителей по всему миру, потребовалось 20 лет и участие нескольких умов.

Инновации – это разделённая креативность. Чтобы найти идею, которую оценят другие люди, вам понадобится не только свежее мышление, но также эмпатия и в целом – развитый эмоциональный интеллект. (Не пропустите наш обзор по книге Бориса Лемберга «Эмоциональный интеллект»).

Эксперимент. В 1930-х годах модные английские журналы объявили игру. В журнале размещались фотографии 100 претенденток на звание «Мисс красоты». Задание было нетривиальным. Читателей не просили угадать победительниц конкурса (которых выбирало жюри). Вместо этого они должны были назвать 6 конкурсанток, за которых будет отдано больше всего голосов другими читателями. Словом, нужно было предугадать общественное мнение. Сделать это оказалось вовсе не просто.

Обычно мы выбираем, руководствуясь собственными вкусами. Мы уверены, что то, что кажется красивым нам, должно понравиться и другим. Лишь немногие способны абстрагироваться от личных предпочтений и взглянуть на мир глазами окружающих. Это умение называется эмпатией и помогает заработать миллионы.

Игра, аналогичная той, что предложили своим читателям модные журналы, каждый день разворачивается на фондовых биржах. Первым этот феномен описал известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Чем точнее удаётся инвестору угадать действия других игроков на бирже, тем большую прибыль он может получить.

Идея, которая рождена не ради чистой креативности, а ради извлечения выгоды, должна отвечать строгим критериям. Прежде всего, она должна быть простой, понятной всем и масштабируемой. Только такую идею разделят с вами массы.

Три вопроса, ведущие к инновации

  • Что? Например: что сейчас нужно людям?
  • Почему/ зачем? Например: почему изменились вкусы клиентов?
  • Как? Например: как удовлетворить новые потребности клиентов?

Пример. Дверная ручка в общественном помещении должна отличаться от тех, которыми мы пользуемся дома. С ней должен справиться и ребёнок, и инвалид, и пожилой человек. Хорошо, если доступ к ней будут иметь сразу несколько человек. В чрезвычайной ситуации, если образовалась давка, дверь должна открыться, даже если на неё навалились просто корпусом.

Изучив подобным образом потребности владельцев общественных помещений, инженеры разработали нажимную ручку-штангу под названием «Антипаника». Сегодня можно увидеть такую ручку в офисах, торговых центрах и других проходных местах. Она не тормозит поток входящих и выходящих людей; с ней справится даже ребёнок; на неё могут нажать сразу несколько человек (длинная ручка тянется по всей ширине двери). Чтобы открыть дверь, не обязательно браться за ручку рукой, достаточно нажать на неё чем угодно, и в этом её дополнительный, гигиенический, плюс.

Пример дверной ручки для общественных помещений демонстрирует, как ответы на простые вопросы «что нужно заказчику?», «почему?» и «как это сделать?», помогают создать принципиально новый и востребованный продукт.

Упражнение 1

Прежде чем создавать продукт, который полюбят тысячи людей, нарисуйте живой портрет типичного заказчика. Продумайте все детали. Как его зовут (Максим Петрович, Вован или Милочка и т.д.)? Какой у него доход? Где и с кем он живёт? Что делает каждый день? Куда ходит? И т.д. Чем ярче и точнее получится образ, тем больше шансов, что вы сможете понять и удовлетворить потребности этого человека.

Упражнение 2

Если вы не знаете, с какого бока подойти к решению проблемы, посмотрите на неё глазами знакомых вам людей или известных персонажей. Как бы они интерпретировали ситуацию? Это упражнение помогает убить сразу двух зайцев: во-первых, немного потренировать свою эмпатию, а во-вторых, найти ключик к проблеме, которая кажется неразрешимой.

Как совершить открытие: три возможных стратегии

Профессор Принстонского университета (США) Филип Джонсон-Лорд (Philip Johnson-Laird) описал три возможные стратегии для совершения открытия (или нахождения идеи, или создания творческого продукта), которые обобщают всё, что было сказано выше о креативности и об инновациях.

Стратегия 1. Расставлять широкие сети.

Эта стратегия основана на идее Чарлза Дарвина о естественном отборе, гласящей, что в природе всегда существует много вариаций, но остаются лишь те, которые повышают выживаемость вида. Так же разворачивается креативный процесс. По сути, он состоит из проб и ошибок. Заранее точно неизвестно, что именно нужно найти, главное – расставить пошире сети, и что-нибудь стоящее в них попадётся.

На первом этапе нужно сгенерировать как можно более разнообразный исходный материал – собрать данные, мнения и идеи и пр. На втором этапе информация подвергается критическому анализу и пропускается через фильтры. Отбираются лишь работающие идеи.

Описанный принцип лежит в основе известного метода группового поиска свежих решений – так называемого мозгового штурма.

Стратегия 2. Продвигаться вперед шаг за шагом.

Эта стратегия основана на идее Жан-Батиста Ламарка о стремлении к прогрессу, которое движет всем живым. Так же как в первом случае, создаются альтернативы, из которых затем отбираются лучшие. Отличие в том, что ограничения установлены не на выходе, а на входе. Заранее известно, что нужно рынку, и задача состоит в том, чтобы удовлетворить существующие потребности.

Эффективность креативного процесса в этом случае выше, чем в предыдущем: заранее нереализуемые альтернативы просто не появляются на свет, потому что изначально заданы условия, которым должен соответствовать итоговый продукт. Чем яснее описаны условия, тем быстрее достигается цель. Однако с помощью этой стратегии сложнее создать нечто принципиально новое.

Эту стратегию используют компании, желающие усовершенствовать имеющийся продукт: с самого начала они знают, что нужно изменить и какие пожелания клиентов нужно удовлетворить. Так, один за другим создаются прототипы, например, автомобилей, пока результат не окажется удовлетворительным.

Стратегия 3. Знать, что искать, но быть готовыми и к сюрпризам.

Эта стратегия совмещает в себе две предыдущие. На входе устанавливаются ограничения: производитель знает, что хочет создать. Однако альтернативы, не удовлетворяющие исходным условиям, не отметаются просто так: возможно, они представляют собой инновационный продукт, который удовлетворит ещё не возникшие потребности людей. Сказанное станет понятнее, если вспомнить историю создания самоклеящихся листочков post-it.

Пример. Компания 3M разрабатывала формулу клея с определёнными характеристиками. Один из опытных образцов обладал странным свойством: поверхности можно было соединять и разъединять много раз. Для настоящего клея это бесполезная характеристика, однако новинке нашлось применение – был создан инновационный продукт, ранее не существовавший на рынке. Сегодня почти в каждом офисе (и не только в офисе) пользуются листочками post-it.

Именно в третьей стратегии соединяются инсайт и метод проб и ошибок, то есть креативность и инновации. Сознательно устанавливаемые ограничения не блокируют процесс свободного творчества, благодаря чему могут рождаться самые необычные идеи.

Как уже говорилось, готового рецепта для создания гениальной идеи не существует. Безусловно, должен случиться инсайт (вас должно осенить). Однако также бесспорно и то, что инсайт случается лишь с готовыми к нему людьми, у которых за плечами осталась много неуспешных попыток.

4 характеристики креативного процесса (согласно Филипу Джонсону-Лорду)

  • Новизна. Результат креативного процесса – это ранее неизвестное человеку знание.
  • Неисчисляемость. Результат креативного процесса не поддаётся арифметическому обсчёту.
  • Ограничения. Креативный процесс должен разворачиваться в соответствии с заданным алгоритмом и удовлетворять определённым условиям.
  • Материал. Нельзя создать нечто из ничего. Чтобы запустить креативный процесс, нужны составляющие.

Заключение

Между креативностью и созданием инноваций лежит пропасть. Креативность, как вдохновение, не поддаётся нашему контролю. Скажем, если человека осеняет, может ли он на полном серьёзе утверждать, что открытие принадлежит ему? Создатели же инноваций, напротив, с полной уверенностью заявляют: этот продукт – плод наших усилий и наше достижение (и даже получают соответствующие патенты). Креативный продукт стремится быть уникальным: произведения искусства существуют в единственном экземпляре, а все, даже самые искусные копии считаются подделками. Инновационный же продукт изначально задумывается для последующего масштабирования.

Стратегии развития креативного и инновационного мышления должны быть разными. Для развития креативности нужно уходить от привычных шаблонов, когнитивных схем и фильтров восприятия. Возможно, креативность не гарантирует вам высокого дохода, зато благодаря ей вы почувствуете внутреннюю свободу и гармонию, станете менее зависимыми от внешнего мира со всеми его условностями. Если же ваша цель – заработать, то старайтесь развивать не столько креативное мышление, сколько эмпатию. Научитесь понимать, что нужно людям и старайтесь предложить им это. Пробуйте, и рано или поздно с вами случится настоящий инсайт.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *