Перейти к контенту →

Кради как художник.10 уроков творческого самовыражения. Остин Клеон. Краткое изложение.

Писатель, который рисует

10 уроков, достойных того, чтобы их украсть

Остин Клеон — американский писатель и художник. Как он сам себя называет — «писатель, который рисует». Автор известного сборника стихов, созданных из газетных вырезок. Его книга «Кради как художник» — это позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный упражнений и примеров, цель которого — помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера. Не нужно быть гением, достаточно быть самим собой! Вот главная мысль Остина Клеона, который считает, что творчество присутствует во всем и доступно каждому.

В мире нет ничего оригинального, поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели, и предоставьте свободу своему творческому «я»!

Эта книга родилась из лекции, с которой Остин Клеон выступил в одном Нью-Йоркском университете. Он дал студентам десять советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником. Текст лекции позже попал в Сеть и стал распространяться с невероятной скоростью. И тогда автор решил углубить свои идеи и написал эту книгу.

«Кради как художник» — удивительно вдохновляющая, яркая, оригинальная, практичная и увлекательная книга о творчестве!

Урок первый. Кради

Тезисы:

  • кради чужие идеи, которые нравятся;
  • будь любопытен;
  • вырасти свое творческое генеалогическое древо;
  • собери коллекцию;
  • заведи папку для украденного.

Центральная мысль, которая впервые звучит в первой главе, а потом проходит через всю книгу, — любой творец крадет чужие идеи. Все новое — это хорошо забытое старое. Нет ни одной идеи, которой еще никогда не было. Каждая новая идея — это сплав старых, которые кто-то у кого-то украл.

Хотите стать творцом? Смотрите на мир вокруг, на все вещи, на творчество других людей сквозь призму того, хочется вам это украсть или нет. «Так, этого я раньше не видел. Это стоит украсть? Нет. Идем дальше. А вот это хочется украсть. Беру. Иду дальше».

Каждому человеку, который задумал что-то сотворить, знакомо ощущение ступора: «Где мне брать идеи?» Ответ Остина Клеона: «Кради их».

Увидел, услышал и понравилось? Укради. Кради, не задумываясь о том, как и когда ты сможешь применить украденное в своей жизни и работе. Время придет — ты придумаешь, как это сделать, и украденное обязательно пригодится.

В Библии сказано: «Нет ничего нового под солнцем». А потому нет смысла тратить время на попытки придумать что-то, чего никогда не было. Лучше потратьте это время на то, чтобы научиться различать, что вам стоит красть, а что нет.

Художник любопытен. Чтобы украсть что-то стоящее, надо каждый день смотреть, слушать, узнавать что-то новое. Читайте. Собирайте книги. Выясняйте по словарю смысл новых слов. Отыскивайте авторов понравившихся цитат.

Украсть хорошую идею мало. Надо собрать коллекцию украденного. Если пока не придумали, по какому принципу будете красть и у кого, воспользуйтесь советом Клеона — создайте свое творческое генеалогическое древо, чтобы со временем стать одним из листочков или веток на нем.

Как создать творческое генеалогическое древо

Составьте список своих кумиров — великих, известных людей или просто знакомых, друзей, которых вы действительно уважаете и цените, фанатом которых являетесь. Выберите из этого списка одного человека. И узнайте о нем все: где он родился, как жил, каких принципов придерживался в творчестве и работе. Выясните, какие три человека были для него кумирами, и узнайте все о них. И так далее. Опыт, идеи, мысли этих людей станут почвой, опорой для вашего творчества. Творить легче и ты не чувствуешь себя таким одиноким, если причастен к какой-то группе, линии близких по духу людей.

Коллекцию украденных идей надо не только собрать, но и сохранить. Для этого сделайте две вещи:

  • купите блокнот. Записывайте в него свои и чужие идеи и наблюдения. Выписывайте понравившиеся фразы из книг, рисуйте. Держите блокнот всегда при себе;
  • заведите папку для украденного. Какую — бумажную или цифровую — решайте сами. Главное, чтобы она была. И чтобы в ней лежало то, что вы украли. Фотографируйте на смартфон, клейте вырезки на листы бумаги, вырывайте страницы из журналов, пишите.

Афоризмы в тему

  1. Искусство — это кража (Пабло Пикассо).
  2. Все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку этого никто не услышал, можно все что угодно сказать еще раз (Андре Жид).
  3. Что такое оригинальность? Нераскрытый плагиат (Уильям Ральф Инг).
  4. Крадите лишь то, что находит живой отклик в вашей душе (Джим Джармуш).
  5. Нет ничего важнее непрочитанной библиотеки (Джон Уотерс).
  6. Лучше взять то, что вам не принадлежит, чем оставить это валяться безо всякой пользы (Марк Твен).

Урок второй. Копируй

Тезисы:

  • начни прямо сейчас, у тебя все есть для этого;
  • не знаешь, как сделать, притворись, что знаешь;
  • копируй не одного, а сразу многих;
  • копируй не стиль, а образ мыслей.

«Я не знаю, как это сделать», «я еще не готов», «я не заслуживаю того, чтобы этим заниматься». Эти мысли — проявление так называемого синдрома самозванца, который свойствен образованным людям. Не дайте ему парализовать работу мозга. Отбросьте эти мысли и начинайте творить. Прямо сейчас. И дальше каждый день. День за днем.

Не знаете, как делать? Тогда возьмите и сделайте вид, что знаете. Сыграйте в человека, который знает, как это делать. Притворяйтесь, что делаете, пока на самом деле не сделаете.

Нет собственных идей? Копируйте чужие, которые вам нравятся. 101-я копия может превзойти оригинал. Найдите, кого копировать. И копируйте не одного, а сразу всех. Копируйте не сам стиль, а образ мыслей, который лежит в его основе. Главное, что вам нужно, — научиться смотреть на мир так, как ваши кумиры. Человек никогда не сможет сделать идеальную копию, поэтому ваши творения всегда будут отличаться от того, с чего вы копируете.

Урок третий. Сделай то, что мечтаешь увидеть сделанным

Тезисы:

  • делай не то, что знаешь, а то, что хочешь увидеть сделанным;
  • ошибайся.

У человека, который только начинает творить, всегда возникает проблема с тем, что именно создать. Секрет Остина Клеона простой: делайте не то, что знаете, а то, что вам нравится. Занимайтесь тем, что любите. Сделайте то, что мечтаете увидеть сделанным.

Нарисуйте картину, которую хотели бы увидеть; начните бизнес, которым хотели бы управлять; сыграйте музыку, которую хотели бы услышать; напишите книгу, которую хотели бы прочесть.

И не бойтесь разочарований и ошибок. Без них не бывает настоящего творчества (см. схему).

Жизнь проекта (схема)

  • Вау, это лучшая идея всех времен
  • Хм, а это труднее, чем я думал
  • Получилось так себе, но я думал, что будет еще хуже
  • Нда, над этим придется как следует попотеть
  • Да это совсем никуда не годится. И к тому же ужасно скучно
  • Деваться некуда, придется с этим закончить. Как минимум чтобы научиться чему-то на будущее
  • Сумерки души

Урок четвертый. Работай руками

Тезисы:

  • отходи от компьютера, чтобы поработать руками;
  • организуй два рабочих места: цифровое и аналоговое;
  • аналоговое рабочее место для генерации идей; цифровое — для их хранения и редактирования.

Машины лишают нас ощущения того, что мы действительно что-то делаем. Поэтому отходите от компьютера, работайте руками.

Работа, источник которой находится лишь в голове, не может быть хорошей. Подключите к работе свое тело. Движение подталкивает мозг к новым творческим размышлениям, раскладываете ли вы бумаги на столе, разводите ли краски, перебираете ли струны гитары или даже подметаете пол. Когда человек что-то делает руками, задействованы все его органы чувств: кожа чувствует текстуру, глаза видят не буквы в мониторе, а вещь, слышится шуршание, скрипение, ощущается запах вещи.

Компьютер помогает редактировать идеи, готовить их к публикации. Но в генерировании этих идей он вам не помощник. Проблема в том, что в компьютере легко как написать, так и стереть. Из-за этого человек за компьютером начинает редактировать свои идеи еще до того, как сформулирует их.

Создайте два рабочих места — аналоговое и цифровое. С аналогового уберите всю электронику и за этим рабочим местом работайте руками, придумывайте идеи, играйте. За цифровым — фиксируйте идеи, редактируйте их.

Четыре книги в тему. Рекомендации от автора

  1. Хью МакЛаод. Игнорируй всех, или Как стать креативным.
  2. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон. Rework. Бизнес без предрассудков.
  3. Льюис Хайд. Дар. Как творческий дух преображает мир.
  4. Михай Чиксентмихайи. Поток. Психология оптимального переживания.

Урок пятый. Цени побочные проекты

Тезисы:

  • веди несколько проектов;
  • практикуй продуктивное откладывание;
  • найди время для безделья.

Клеон уверен: действительно успешными становятся побочные, а не основные проекты. То есть те, которыми человек занимается для удовольствия, просто потому, что ему это интересно. Отсюда еще один принцип — продуктивное откладывание. Ведите сразу несколько проектов, не сосредоточивайтесь на одном. Надоел один проект — отложите, возьмитесь за другой. Пока вы им занимаетесь, придут интересные идеи по отложенному.

Вам не должно быть жалко времени на безделье. Именно бездельничая мы часто придумываем самые интересные идеи. Кончились идеи — выйдите из дома и прогуляйтесь просто так, сходите в место, где раньше не были, сядьте на незнакомый автобус и прокатитесь неизвестно куда просто так.

Не думайте, что из всех своих пристрастий вы обязаны остановиться на одном. Найдите в жизни место для каждого из них. Они не помешают друг другу, а дополнят друг друга. Они начнут разговаривать друг с другом, взаимодействовать.

Афоризм в тему

То, что вы делаете от безделья, возможно, должно быть главным делом вашей жизни (Джессика Хиш, дизайнер).

Не переживайте за то, что делаете совершенно разные вещи, не похожие друг на друга. Это не значит, что у вас нет генеральной линии, своего стиля, единого подхода. Все это сделали вы, и это уже объединяет все ваши проекты между собой. Не лишайте себя удовольствия сделать какой-то проект только потому, что он вроде как не ложится в ваш генеральный план.

У всех ваших занятий не обязана быть некая общая схема. Не тратьте время на раздумывание об этом. Каждая сторона вашей души нуждается в своем занятии. Не бросайте их, они поддержат эту сторону души. В какой-то момент вы оглянетесь и поймете, что каждое из этих ваших занятий имело смысл.

Урок шестой. Делись

Тезисы:

 

  • безвестность — это хорошо;
  • иди в Интернет;
  • делись точками, не соединяя их.

Начинающие творцы волнуются: меня никто не знает. Но поймите: в вашей ситуации это благо. Когда тебя не знают, у тебя развязаны руки. Можно экспериментировать, делать что-то ради удовольствия. Нет имиджа, который надо поддерживать. Нет денег, которые тебе заплатили вперед в счет работы, которую теперь ты просто вынужден сделать. Нет агента, поклонников, акционеров.

Сейчас проще простого поделиться своей работой с другими людьми, ведь есть Интернет. Как стать известным в Интернете? Клеон дает такой рецепт: удивись чему-нибудь и пригласи других удивиться вместе с тобой. Открыто делитесь своей страстью. Рассказывая людям о своих творческих находках, вы сможете учиться у них. Они тоже станут делиться с вами своими идеями. Из них наверняка найдется что своровать.

Воспринимайте Интернет как инкубатор для идей, место, где их можно обкатать. Чувствуете растерянность? Зайдите на свою страницу в Интернете и задумайтесь, чем интересным наполнить ее сегодня.

Афоризм в тему

Не беспокойтесь о том, что кто-то украдет ваши идеи. Даже если они и правда хороши, вам придется заталкивать их людям в глотку (Говард Эйкен, пионер компьютеростроения).

Это не значит, что в Интернет надо выкладывать все свои идеи. Выложите эскиз, набросок, дайте полезную подсказку, поделитесь своими наблюдениями, расскажите о книге, которая навела вас на интересную идею. В общем, делитесь точками, не соединяя их.

Урок седьмой. Строй свой мир

Тезисы:

  • окружи себя вещами и людьми, которые нравятся;
  • получай удовольствие от изоляции;
  • посещай непривычные места, чтобы встряхнуть мозг.

Чтобы подпитаться новыми впечатлениями, полезно путешествовать по миру. Раньше с этим была проблема. Но сегодня есть Интернет. Совершенно не обязательно куда-то ехать, чтобы почувствовать атмосферу другого места, пообщаться с людьми, которые там живут. Найдите этих людей в Интернете, прочитайте о месте, с которым хотите быть связанным.

Вы властны изменить окружающий вас мир, если он вас не устраивает. Окружите себя вещами — книгами, картинами, посудой, — которые вам нравятся. От изоляции тоже можно получать удовольствие. На самом деле человеку для творчества надо не так много места и не так много времени, как кажется.

Афоризм в тему

Не обязательно выходить из дома. Сядьте за стол и слушайте. Даже не слушайте — ждите. Даже не ждите, просто сидите спокойно в одиночестве. И весь мир предложит вам себя (Франц Кафка, писатель).

Это опять же не значит, что надо сидеть взаперти. Для новых идей нужны новые впечатления. Поэтому выходите из дома. В привычном мире мозгу комфортно. Чтобы он заработал в полную силу, его надо встряхнуть, вывести из привычного равновесия. Посещайте непривычные места, знакомьтесь с людьми, которые живут другой жизнью.

Урок восьмой. Будь хорошим

Тезисы:

  • говори о людях хорошее или ничего;
  • не трать время на склоки;
  • прибереги хорошие отзывы до мрачных времен.

Интернет — большая деревня. Человек обязательно узнает, если вы скажете о нем что-то в Интернете. Поэтому самый простой способ завести друзей — говорить о людях хорошее. А самый простой способ одолеть недругов — игнорировать их.

Вы как творческая личность хороши настолько, насколько у вас хорошее окружение. Заводите в Интернете и обычной жизни друзей, которые умнее и талантливее вас, у которых есть чему поучиться, которые делают что-то более интересное, чем вы. Вдруг показалось, что самый талантливый человек среди всех вокруг — это вы? Идите и ищите другое окружение, где есть люди еще талантливее и лучше вас.

Рано или поздно около вас появятся люди, которым не понравится то, что вы делаете. Недоброжелатели, люди, которые захотят втравить вас в склоку. Никто не заставляет вас любить их и терпеть. Злитесь. Но энергию, которая при этом образуется, не тратьте на разборки с недругами. Направьте ее в дело, а рот держите на замке. Пусть слова недоброжелателей станут для вас детонатором, который заставит ум работать, спровоцирует рождение новых идей.

Пишите кумирам открытые письма — письма, которые не требуют ответа. Пишите их не только тем людям, которые живут сейчас, но и тем из ваших кумиров, кого уже давно нет на свете. Разместите в блоге пост о человеке, работы которого вас восхищают, и дайте ссылку на его сайт. Прокомментируйте его сообщение, дайте свой взгляд. Не ждите ответа, потому что главное не в том, ответит вам этот человек или нет. Главное в том, что вы отозвались на идею. Завтра этот отзыв разбудит в вас вашу собственную идею.

Не ищите одобрения, просто хорошо делайте свою работу. Конечно, время от времени будут появляться люди, которые захотят проанализировать то, что вы делаете. И конечно, не каждый отзыв вам понравится. Кто-то скажет: то, что вы сделали, скучно. Кто-то — что ждал от вас большего. Кто-то даже оскорбит. Это не повод оставлять свое творение при себе. Отпустите его в мир и работайте дальше.

Впрочем, некоторые отзывы вам все же пригодятся в работе. Это хвалебные отзывы. Собирайте их на случай, если вдруг ничего не получается, возникло ощущение одиночества или пустоты. До мрачных времен. И тогда откройте и почитайте, что хорошего люди говорили о вашей работе. Это чертовски окрыляет.

Сразу удаляйте неприятные, оскорбительные письма. А хорошие складывайте в отдельную папку. Для поднятия боевого духа.

Урок девятый. Живи скучно

Тезисы:

  • веди правильный образ жизни;
  • живи по средствам;
  • не бросай работу;
  • реши, сколько времени будешь тратить на основную работу и то, что любишь;
  • веди календарь;
  • веди дневник.

Творчество требует энергии. Скучный, но действенный способ ее накопить — вести правильный, размеренный образ жизни. Беречь себя. Регулярное питание, зарядка, прогулки на свежем воздухе, посещение врачей, достаточное время для сна. Возможно, это не сочетается с образом звезды рок-н-ролла. Но это даст вам силы для работы и энергию для творчества.

Афоризм в тему

Нужно быть правильным и последовательным в повседневной жизни — это позволит быть страстным и оригинальным в работе (Гюстав Флобер).

Еще один «скучный» принцип, который, по мнению Клеона, дает свободу для творчества, — жить по средствам, не брать в долг. Экономьте, откладывайте деньги — они вам пригодятся, когда в голову придет очередная гениальная идея. Деньги — это свобода. Откажитесь от лишней чашки кофе за 250 рублей. Принесите на работу еду из дома: она не только дешевле, но и полезнее и вкуснее.

Когда в голову приходит мысль о каком-то новом, суперинтересном проекте, сразу хочется бросить основную работу и ринуться в море творчества. Остин Клеон не советует торопиться с этим. Основная работа — это деньги, это связь с миром и это режим. Пока вы работаете, вам есть у кого учиться и у кого красть. Возьмите от основной работы все полезное, что она может дать вам для творчества.

Важно не сколько заработал, а сколько сохранил. Важно не сколько у тебя свободного времени, а как ты построил свой график на день. Работа делается в отведенное на нее время. Решите для себя, сколько часов в день тратите на основную работу, а сколько на то, что вам нравится делать. И соблюдайте этот график изо дня в день, из месяца в месяц, без перерывов, без исключений. И увидите, что в какой-то момент количество перейдет в качество, потраченные усилия дадут результат.

Десять экспресс-принципов из книги

  1. Спи достаточно.
  2. Цени время.
  3. Думай о деньгах.
  4. Удивляйся всему.
  5. Гугли все.
  6. Выйди из дома.
  7. Начни прямо сейчас.
  8. Твори для любимых.
  9. Довольствуйся малым.
  10. Ошибайся.

Любой большой проект, будь то построение карьеры, написание книги или запуск нового вида бизнеса, пугает своим объемом. Кажется, что конца и края этому не будет и нет у этой работы другого берега и она затянется на всю жизнь. Хороший способ очертить границы этой бездны — завести календарь. Одна встреча — это ничто. Но проводите по встрече каждый день целый год — и через 365 дней удивитесь, какую базу клиентов наработали.

Календарь хорош тем, что позволяет формулировать цели, придерживаться курса и доводить дело до конца. Разбейте время выполнения большого проекта на квадратики и каждый день ставьте крест в один квадратик. Не думайте, что перед вами огромный слон. Ваша задача — каждый день съедать по одному маленькому кусочку, а в этом нет никакой проблемы.

Несколько дней — и отдельные крестики превратятся в цепочку. Дальше легче — просто не позволяйте ей прерываться, продолжайте ее. На растущую цепочку приятно смотреть, и дальше каждый день вам будет все интереснее ставить очередной крестик. А там недалеко и до финала.

Календарь — это карта будущих дел. Но вам нужна и карта того, что уже сделано. Дневник, книжечка, блокнот, где вы запишете, что сделали за день. Не надо подробно расписывать на сто страниц все, что произошло. Делайте одну запись в день, и уже спустя пару месяцев, а тем более спустя пару лет вы удивитесь, как эта хроника помогает вам удержать в голове действительно важные вещи и действительно яркие идеи. Как отдельные мысли сложились в план, отдельные наблюдения — в систему.

Вместо вопроса «что сегодня произошло?» задайтесь вопросом «что хорошего сегодня произошло?» — и увидите разницу. Вы вспомните не то, что испортило вам настроение, а то лучшее, что было.

Тоже очень скучный принцип, но он работает: внимательно выбирайте партнера для жизни. Вам нужен помощник, а не преграда для осуществления ваших идей. Человек, на которого можно опереться в трудную минуту, а не энергетический вампир, который высосет последнюю каплю крови.

Урок десятый. Вычитай

Тезисы:

  • реши, что оставишь за скобками;
  • без ограничений нет свободы.

Сейчас вокруг нас столько информации на любую тему, что возникает ощущение, будто твои возможности безграничны. Это опасное заблуждение, которое приводит к творческому ступору. «Я могу заниматься чем угодно, но чем же конкретно?» Выйти из этого ступора просто — ограничь себя, реши, что оставить за скобками, чтобы сосредоточиться на главном. Звучит парадоксально, но именно ограничения дают свободу в творчестве.

Пример. Как ограничить себя в творчестве

  • Нарисовать картину одним цветом.
  • Написать песню за один день.
  • Создать видео с помощью смартфона и лучшего друга.
  • Сочинить книгу, используя 50 слов.

То, что у вас под рукой сейчас нет вещи, которая существует, которую можно купить и которая якобы совершенно необходима вам для творчества, — не оправдание. Создавайте, используя те ресурсы, которые у вас есть прямо сейчас. Будь то период времени, набор материалов или место.

Творение прекрасно не только тем, что в него вложил автор, но и тем, что он смог оставить за скобками.

10 дел, которые автор книги предлагает вам сделать прямо сейчас

  1. Выспись.
  2. Сходи погуляй.
  3. Заведи папку для украденного.
  4. Запишись в библиотеку.
  5. Купи блокнот.
  6. Сделай календарь.
  7. Заведи бортовой журнал.
  8. Забудь о тех советах из этой книги, которые тебе не нравятся.
  9. Подари кому-нибудь эту книгу.
  10. Создай блог.

10 мыслей автора, достойные того, чтобы их украсть

  1. Ты смесь того, что впустил в свою жизнь, сумма оказываемых на тебя влияний.
  2. Мусор на входе — мусор на выходе.
  3. Копируя одного автора, вы занимаетесь плагиатом. Копируя многих, проводите исследование.
  4. По-настоящему успешными бывают только побочные проекты.
  5. Когда я слишком занят, я глупею. Откладывая в сторону работу, я фокусирую ум.
  6. Если не устраивает окружающий мир, начни строить вокруг свой собственный.
  7. Лучший способ получить одобрение — не нуждаться в нем.
  8. Книга — это линза, через которую человек смотрит на мир.
  9. У вас есть память и мечты. Крадите у себя.
  10. Не оставляй свои желания без присмотра.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *