Перейти к контенту →

Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать. Свен Бринкман. Краткое содержание

Автор книги “Конец эпохи self-help” Свен Бринкман считает, что идея самореализации сегодня возведена в абсолют. Бринкман противопоставляет ей личностные качества, о которых говорили еще античные философы и помогает читателю обрести душевное благополучие с помощью нескольких шагов.

Основные идеи

  • Современная эпоха требует от человека готовности меняться, гибкости и мобильности.
  • В непрерывном стремлении к саморазвитию легко стать зависимым от пособий по личностному росту и самореализации, “лайф-коучей” и “гуру правильного образа жизни”.
  • Призыв к поиску внутреннего “я” и самореализации возник в 1960-х годах как часть молодежного протеста против системы; сегодня “философия бесконечного саморазвития” стала основой системы.
  • В отсутствие религии и философии многие находят для себя опору в литературе по саморазвитию, в общении с психотерапевтами и консультантами по позитивному мышлению.
  • Позитивный взгляд не может быть спасением в любой ситуации. Позитивной психологии и “коучификации жизни” нужно противопоставить идеи философии стоицизма.
  • Стоики призывали развивать в себе “самоконтроль, покой ума, достоинство, чувство долга и осознание конечности жизни”.
  • “Негативная визуализация” важна не менее позитивной. Сосредоточившись на негативе, можно предотвратить или решить проблему.
  • Классическая и современная художественная литература дает более многомерное представление о мире и верное понимание собственного “я”, чем литература по саморазвитию.
  • Человек определяет себя во взаимоотношениях с внешним миром – другими людьми, обществом и природой, – через опыт прошлого и культурные традиции.
  • Ошибочно думать, что “можно контролировать свою жизнь, познавая себя и развиваясь”.

“Жизнь в культуре ускорения”

Современная эпоха – это эпоха ускорения, основной лозунг которой – “Не отставай!”. Иными словами, будь готов к непрерывному развитию. Сегодня все стараются успеть как можно больше за короткий срок. В моде фастфуд, видеоклипы и отношения без взаимных обязательств. К услугам желающих не отставать – многочисленные курсы и пособия по саморазвитию, как профессиональному, так и личностному. Сегодняшний герой гибок, мобилен, готов к движению в любом направлении; если же человек непоколебим в отношении своих принципов и идеалов и не меняет своих целей, на него смотрят как на “косного врага перемен”.

“Найти опору”

С утратой былой роли религии и философии многие ищут себе опору в стремительно меняющейся жизни. Жаждущих оказать поддержку предостаточно: психотерапевты, специалисты по самосовершенствованию, “консультанты по позитивному мышлению” всегда готовы прийти на помощь. Однако одержимость ростом и постоянными изменениями приводит к зависимости: гора книг по саморазвитию растет, жизнь без коуча или гуру уже кажется невозможной, а если вожделенные результаты по-прежнему недостижимы, то неизбежна депрессия.

Когда все вокруг твердят о том, что нужно постоянно меняться, опору можно найти в философии стоиков, зародившейся в Древней Греции. Основные ценности стоицизма – “самоконтроль, покой ума, достоинство, чувство долга и осознание конечности жизни”. Выполнив семь шагов, вы обретете независимость и твердость духа.

Шаг первый: “Перестаньте прислушиваться к себе”

Современная культура предписывает нам прислушиваться к внутреннему голосу, искать свое истинное “я”, потому что необходимость в социализации и ожидания окружающих порождают “я” ложное. Но разве не проявляется сущность человека в его взаимоотношениях с другими людьми, его действиях во внешнем мире? Именно внешний мир дает нам “внешние координаты, по которым мы можем себя определить”.

Нынешнее общество одержимо идеей самореализации, возникшей в 60-х годах прошлого века. В то время существовали веские причины, чтобы протестовать против социальных норм, ограничивающих возможности личностного роста. Но если тогда призыв направить внимание внутрь себя, довериться своей интуиции, чтобы реализовать свой потенциал, был частью “бунта против системы”, то сегодня “философия бесконечного саморазвития” стала фундаментом системы. Она успешно удовлетворяет нужды мировой экономики, формируя сознание “гибких” работников, готовых все время меняться и учиться чему угодно. Не потому ли стали так популярны теории управления, выстроенные вокруг концепций “развития персонала” и “самореализации на работе”?

Перестаньте прислушиваться к себе и заниматься самоанализом. Внутри, между прочим, можно ничего и не найти. Последуйте за стоиками: тренируйте самообладание, учитесь не бояться неудач. Регулярно делайте то, что делать совсем не хочется, – например, добровольно отказывайтесь от комфорта. Съездите в дождливую погоду по делу не на автобусе, а на велосипеде. Воздержитесь от десерта. Преодоление незначительных трудностей заставит вас больше ценить доступные вам блага и подготовит к жизненным испытаниям. Помните не только о себе, но и о долге перед другими людьми – как руководителя, сотрудника, родителя и так далее.

Шаг второй: “Сконцентрируйтесь на негативе”

Позитивная психология начала быстро набирать популярность, после того как председателем Американской психологической ассоциации стал в 1998 году Мартин Селигман. Последователи этого направления призывают нас смотреть на все позитивно и “рассматривать проблемы как интересные «вызовы»”. В связи с этим лозунгом датский социолог Расмус Виллиг ввел понятие “фашизм позитивизма”, означающее контроль над сознанием людей, которым не позволено думать о жизни в негативном ключе. В коллективе позитивная психология становится отличным средством борьбы с любой критикой. Однако только сосредоточившись на негативе, можно признать наличие проблемы – а значит, и решить ее.

Согласно позитивному подходу ваш успех зависит только от вас. Отсюда неизбежно следует, что если вы потерпели фиаско, то сами в этом и виноваты. Так позитивная психология парадоксальным образом способствует тому, что, потерпев неудачу или чувствуя себя недостаточно счастливым, человек начинает страдать от чувства вины. В любой жизненной ситуации необходимо учитывать контекст происходящего, и не стоит, как это делают позитивные психологи, пренебрегать значением внешних факторов.

Чтобы видеть мир без прикрас и спокойно относиться к неприятностям и проблемам, используйте технику “негативной визуализации”. К этому методу прибегали многие стоики. Можно проделывать два упражнения. Во-первых, представьте, что вы утратили близкого человека или что-то важное. Как утверждал Сенека, “все в жизни дается нам лишь взаймы, и Фортуна может забрать это… без предупреждения”. Такое упражнение поможет принимать близких со всеми их недостатками и больше ценить то, что имеешь. Во-вторых, размышляйте о неизбежности собственной смерти, которая может настигнуть человека в любой момент. Сенека призывал помнить о конечности бытия, чтобы ценить жизнь и каждый ее день.

Шаг третий: “Научитесь говорить «нет»”

В наши дни полагается всегда говорить “да”: так вы показываете, что легки на подъем и принимаете вызов обстоятельств. Вежливый отказ часто воспринимается как недостаток смелости, неготовность к переменам и несоответствие духу времени. Кроме того, люди боятся отказываться, потому что могут упустить что-то приятное или интересное. А ведь общество диктует нам, что мы должны стараться за свою жизнь, которая теперь рассматривается как “автобиографический проект”, испытать как можно больше ощущений.

Если вы соглашаетесь на все, что вам предлагают, – значит, вы “управляемы извне”. Причем управлению подвержена даже ваша интуиция – тот самый “внутренний голос”, – ведь на подсознание человека влияет множество внешних факторов: общественное мнение, СМИ, реклама. “Управление изнутри” доступно только целостной личности. Целостность опирается на систему нравственных ценностей, не зависящую от переменчивой моды.

 

Стоики призывали во всем сомневаться. Само по себе сомнение обладает этической ценностью, поскольку предполагает открытость разным позициям. Сомневаясь, не говорите “да”, но и не спешите отказывать. Есть и другие варианты ответа: “Я подумаю”, “Не сейчас”. Обратитесь к здравому смыслу. Если у вас уже много обязательств – возможно, придется отказаться от нового проекта, каким бы увлекательным он ни был. Говорите “нет” предложениям, идущим вразрез с вашими представлениями о морали. Откажитесь от того, что вы всегда считали глупым и ненужным и тем не менее все равно делали. Например, пропустите очередное бессмысленное, с вашей точки зрения, собрание, сославшись на то, что у вас много работы.

Шаг четвертый: “Подавляйте чувства”

Социолог Ева Иллуз называет современную эпоху эмоциональным капитализмом, где эмоции стали средством обмена. Эмоциональные компетенции всегда были важны для сферы обслуживания, теперь же они оказались в центре внимания любой организации, имеющей плоскую структуру или опирающейся на командную работу. От позитивности и гибкости персонала зависит успех фирмы. А современный руководитель обязан вкладывать в свою работу “страсть”.

Известный социолог Ричард Сеннет показал в своей книге “Падение публичного человека”, что “культура ритуалов” и “публичной маски” ушла в прошлое. По его мнению, это отбросило общество назад, потому что ритуалы социального взаимодействия цивилизованному обществу необходимы. В сегодняшней “культуре чувств” приветствуется открытое выражение эмоций, будь то радость или гнев. Но подобное проявление непосредственности свойственно маленьким детям; взрослого, зрелого человека отличает не абсолютная “искренность”, а способность управлять своими эмоциями. Более того, вопреки популярному убеждению, подавлять чувства может быть полезно, что подтверждается недавними научными исследованиями.

Чтобы справиться с эмоциями, нужно от них отстраниться. Для борьбы с гневом воспользуйтесь “проективной визуализацией”: Эпиктет, к примеру, советовал представить, что досадный случай произошел не с вами, а с вашим другом. Изменив ракурс, вы поймете, что ситуация не стоит того, чтобы бурно на нее реагировать. Марк Аврелий призывал “думать о непостоянстве всех вещей, чтобы избежать гнева и расстройства, когда они исчезают”. Сенека считал, что не стоит тратить короткую человеческую жизнь на гнев. Смех, юмор, ирония – вот достойное оружие борьбы с оскорблениями и провокациями.

Осторожнее нужно быть и с проявлениями позитивных эмоций. Восторг теряет смысл, если его выражают по каждому поводу (вот это “круто”, и то “круто”). Следуя “стоическому идеалу самоконтроля”, вы не станете хвалить все подряд, а прибережете эмоции для подходящего случая. Вопреки устремлениям общества, которое борется, в особенности в сферах образования и личностного развития, с заниженной самооценкой, можно предположить, что многие проблемы проистекают, как раз наоборот, из завышенной самооценки. Она “часто встречается у людей с психопатическими чертами характера и аморальным поведением”. Нет никаких свидетельств и того, что самооценке вредит сдерживание негативных чувств.

Шаг пятый: “Откажитесь от коуча”

Практика коучинга сегодня охватывает все сферы жизни. Коучинг предлагает инструменты для саморазвития и разрешения межличностных проблем. Консультируют руководителей и кормящих матерей, подростков и супругов. Коучинг – неотъемлемый элемент явления, приобретшего в “культуре ускорения” черты глобального; это явление можно назвать “религией «Я»”. Коуч призван помочь клиенту двигаться вперед: задавая вопросы, он побуждает подопечного заглянуть в себя, осознать свои желания и цели, c тем чтобы начать их реализовывать. Вместо Бога и внешних авторитетов в “религии «Я»” есть внутренний авторитет – “я”, его приоритеты и предпочтения. В коучинге нет места обязательствам, внешним рамкам и вещам, “которые нужно делать потому, что это важно, а не потому, что хочется или не хочется”.

Учителя становятся коучами для школьников, родители – для детей, а руководители в компаниях – для сотрудников. И все подопечные должны осознать себя как материал для саморазвития, улучшения, совершенствования компетенций. Многим людям коучинг заменил дружбу – именно коучу поверяют свои сокровенные мечты и желания, а не друзьям, как раньше, потому что коуч поможет “реализовать свой потенциал”. Подобно эмоциям, человеческие отношения стали капиталом. “Связи” – вот чем можно с выгодой воспользоваться в нужный момент, а дружба не имеет никакой практической пользы. Откажитесь от коуча и вернитесь к истинному понятию дружбы. Речь идет не только о коучах как таковых, но и обо всех составляющих “коучификации жизни” – иначе говоря, зависимости от различных “технологий саморазвития”.

Шаг шестой: “Прочитайте роман, а не книгу по саморазвитию или биографию”

В “культуре индивидуализации” сосредоточение на своем внутреннем “я” и пренебрежение внешним миром (историей, природой, обществом) приводит к проблемам самоидентификации. Неуверенность в собственной идентичности вынуждает людей искать поддержку в книгах по саморазвитию. Число духовных практик, систем оздоровления, диет и способов поддержать физическую форму продолжает все время расти. Растет и число книг, их пропагандирующих. Но помогают ли эти книги достичь видимых результатов? Именно поэтому индустрия книг по саморазвитию услужливо подбрасывает все новые издания, ведь “чем быстрее выветривается эффект от наркотика, тем бóльшая доза нужна зависимому”.

По уровню популярности за книгами по саморазвитию следуют биографии и автобиографии знаменитостей, повествующие о достижении успеха. О жизненном кризисе, который не закончился ничем хорошим, вы здесь ничего не найдете: все описываемые трудности служат толчком для личностного роста. Однако в жизни так бывает далеко не всегда, и не менее важно научиться реалистично смотреть на неудачи, принимать их и сохранять чувство собственного достоинства. Книги, которые вы читаете, оказывают влияние на ваше мировосприятие.

Роман как форма литературного жанра предлагает читателю несколько одновременно существующих точек зрения на происходящие события. Классики (Шекспир, Диккенс, Набоков) и современные авторы (Мураками, Уэльбек, Кнаусгорд) научат вас принимать мир во всем его многообразии, подвергать все сомнению и размышлять о нравственных ценностях, на которые можно опереться в жизни. Они дадут вам иное понимание “я”, чем авторы книг о самосовершенствовании. А самое главное – избавят от заблуждения, “будто можно контролировать свою жизнь, познавая себя и развиваясь”. Работы классических философов помогут вам пройти через жизненные испытания. Если вы остались без денег, почитайте Эпикура; если огорчены, обратитесь к Сенеке; если переживаете несчастную любовь, откройте Шопенгауэра. Проблемы человечества во многом остаются прежними, несмотря на прогресс.

Шаг седьмой: “Размышляйте о прошлом”

В “культуре ускорения” не принято уделять внимание прошлому: она сосредоточена на настоящем и будущем. Чтобы добиться успеха в будущем, нужно сконцентрироваться на “здесь и сейчас”. Этому помогают новые техники, такие как медитация и осознанность. По сути дела, “теория U” Отто Шармера – это идея осознанности, поднятая до уровня организации.

Культ будущего и прогресса заставляет нас пренебрежительно относиться к старым, проверенным методам. В почете инновационность, нестандартное мышление; “прошлое уже не в моде”. Между тем способность анализировать прошлое, мысленно возвращаться к событиям отличают взрослого человека от детей и животных. Именно в прошлом человек находит свои корни, дающие ключ к самоидентификации и внутренней устойчивости. Осознание прошлого опыта, признание ошибок “помогают нам учиться жить… и развивать культуру”.

Об авторе

Свен Бринкман – профессор психологии на кафедре коммуникации и психологии Ольборгского университета (Дания). Редактор журнала Qualitative Studies, автор и соавтор множества статей и книг.

Цитаты

  • “В культуре ускорения мы должны делать больше, лучше и дольше, а содержание и смысл действия не играют особой роли. Развитие превратилось в самоцель”.
  • “В наше нерелигиозное время царит некоторая философская путаница, из-за чего опору найти сложно. Поэтому большинство из нас легко покупаются на разного рода руководства, терапию, коучинг, осознанность, позитивную психологию и саморазвитие”.
  • “Различные кризисы, с которыми мы сталкиваемся, – экологические, экономические, психологические – в большой степени вызваны ограниченной философией развития и общим ускорением культуры”.
  • “Если нам знакомо только благополучие, то выносить трудности особенно сложно – а с ними мы непременно столкнемся, когда заболеем, постареем или лишимся чего-то ценного”.
  • “Существует немало причин противостоять принудительному позитиву современного общества, которое внушает нам, что негатив нежелателен и опасен”.
  • “Люди в «обществе проектов» часто перегружают себя договоренностями и задачами в попытке функционировать «под завязку» (совсем как авиалинии). И когда наши обязательства становятся просто «проектами», то их можно отменить, если на радаре появится что-то поинтереснее”.
  • “Стоять на месте в обществе развития и потребления – настоящий нонконформизм”.
  • “На нас градом сыплются обращения к чувствам – из телевизора, социальных медиа и рекламы, – и это все время меняет наши желания. Тщетно за ними гонясь, вы не будете твердо стоять на ногах. А без этого невозможно исполнять свой долг”.
  • “Стоики считали, что сила воли подобна силе мускулов – чем больше тренируешь волю, тем лучше и сильнее она становится”.
  • “[Религия «Я»] взяла на себя многие функции христианства: вместо священника теперь психотерапевт или коуч, вместо исповеди – терапия, коучинг и другие техники саморазвития”.
  • “Современный руководитель – это не далекий авторитет, чьи обязанности сводятся к приему на работу, увольнению сотрудников и управлению организацией, а внимательный и вдумчивый терапевт”.
  • “В отличие от типичных книг по самопомощи, которые рекомендуют только одно конкретное решение (например, позитивное мышление), главная мысль этой книги состоит в том, что реальность сложна, поэтому единственного правильного ответа не будет никогда”.
  • “Можно с уверенностью сказать, что проблемы нашей планеты не решить только при помощи негативного или позитивного мышления”.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *