Перейти к контенту →

Искусство властвовать. Ли Гоу. Краткое изложение.

Власть

Правители Китая не любили Ли Гоу, который не стеснялся критиковать их действия. Однако они не могли обойтись без его советов. Мыслитель создал и воплотил на практике единую доктрину управления: в трактатах «План обогащения государства», «План усиления армии» и «План успокоения народа» Ли Гоу обобщил и сформулировал критерии набора управленцев, разработал учение о «цзин цзи» («экономика»), которое понимал как учение об «управлении миром и вспомоществовании народу».

Содержание:

О жизни китайского мудреца сохранились самые скупые сведения. Ли Гоу родился на юге провинции Цзянси в обедневшей неродовитой семье и не без гордости называл себя «простолюдином из Наньчэна». Все его труды были отмечены преемственностью с культурной традицией прошлого и вместе с тем посвящены злободневным вопросам, занимавшим умы его образованных современников.

В 1034 г. Ли Гоу впервые прибыл в столицу империи Кайфын, где вскоре приобрел известность как подающий большие надежды ученый. Следуя заведенному обычаю, Ли Гоу в 1041 г. пытает счастья на столичных экзаменах, но по причине своего простого происхождения не выдерживает их и возвращается на родину, где основывает местную академию. Преподавательская деятельность, ставшая делом всей его жизни, снискала ему всеобщее уважение. Его ученик Юй Цзин восторженно писал о том, что «эрудиция Ли Гоу в делах древности и современности велика, а сам он весь отдавался своим сочинениям, изучил эпохи благополучного правления и упадка. Конфуцианцы к югу от реки Янцзы почитали его как учителя и образец для подражания». Хотя Ли Гоу не участвует непосредственно в политических баталиях, разразившихся в Китае в 40-х гг., и имя его редко упоминается в хрониках этого времени, он всецело сочувствует преобразователям. Находясь, по его собственному выражению, «в уединении», вдали от бурных событий при императорском дворе, он тем не менее живо реагирует на все, что происходит в Кайфыне. С усилением влияния группировки реформ на императора Чжао Чжэня Ли Гоу в 1049 г. стал преподавателем при дворе, а в конце жизни удостоился высокого поста в привилегированном столичном учебном заведении.

Ли Гоу оставил глубокий след в реформаторском движении. Его идеи в концентрированном виде были изложены в написанном в 1039 г. экзаменационном сочинении, по традиции являвшемся наставлением конфуцианского ученого правителю по управлению государством. Ли Гоу представил монарху план конкретных действий, выработанный на основе осмысления мудрости древних, и прежде всего их установлений, запечатленных в древних канонах. Ученый развил стройную систему воззрений древних о единстве управленческих функций государства, на котором лежала ответственность за регулирование всех сфер жизни общества.

Как обогатить государство?

«Достойные и совершенные правители и ученые, сведущие в управлении миром и вспомоществовании народу, прежде всего начинали с обогащения своего государства». Именно в поиске и нахождении выгоды для государства и его граждан Ли Гоу видел главную задачу правителя. Ли Гоу доказывал важность материальной стороны жизни общества и необходимость контроля правителя над хозяйственной деятельностью, критиковал превратные, как он считал, представления современных ему конфуцианцев, которые «почти всегда ценят долг-справедливость и пренебрегают выгодой. Ничего, кроме речей о добродетели и о поучении ради улучшения нравов народа, не исходит из их уст». Как же философ предлагал обогатить государство? Его план включал в себя несколько пунктов.

Пункт 1. Соблюдение меры в расходах и потреблении

«Так называемое обогащение не в том, чтобы вести мизерные подсчеты, доискиваясь до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем чтобы в низах не испытывали нужды , а в верхах был бы достаток».

По мнению Ли Гоу, расходование средств в государстве должно подчиняться достижению целей правления и лишь мудрые правители в состоянии определять степень соблюдения экономии в расходах. При этом философ особо подчеркивает, что грань между «бережливостью» и «скупостью» тонка и долг сына Неба — не допустить, чтобы первое качество обернулось вторым. Правитель не должен в своем образе жизни уподобляться крестьянину — это подрывает авторитет власти и оказывает на страну не менее пагубное влияние, чем бездумное расточительство.

Пункт 2. Усилить основное — подавить второстепенное

Вторая по важности задача правителя (после упорядочивания расходов уже имеющихся средств) — увеличить поступления в государственный бюджет. И здесь для государя главное — проводить различие между основным источником и второстепенными. Так, во времена Ли Гоу наиболее прибыльной сферой для государства было земледелие, а ремесло и торговля приносили гораздо меньше дохода в казну. Причина финансовых затруднений, по мнению Ли Гоу, состояла во всеобщем недопустимом пренебрежении земледелием со стороны как «верхов», так и всех слоев населения. Исходя из этого, философ советовал правителю жестко обозначить приоритеты: оказывать всемерную государственную и законодательную поддержку земледельцам, все же остальное финансировать по остаточному принципу. Суть предложений Ли Гоу состояла в том, чтобы приостановить отток деревенского населения из сельского хозяйства. Ли Гоу предложил создать условия, при которых ремесло и торговля перестали бы приносить доход и стали бы общественно непривлекательными, а «основное» занятие, напротив, позиционировалось как самое престижное и перспективное.

Пункт 3. Упорядочить налоговую систему

Третий пункт плана Ли Гоу — меры, по его представлениям исключающие чрезмерное обложение народа. Философ был противником беспочвенного повышения налогов, поскольку это неизменно приводит к смутам и подрывает доверие к власти. С другой стороны, взимание налогов необходимо, чтобы государство могло помогать тем своим гражданам, которые в этом нуждаются. Ли Гоу предложил гармонизировать отношения «верхов» с различными слоями населения, поощряя одних с помощью казны делать накопления ради тех, кто не способен на это. Ли Гоу подчеркивал, что положение всех прослоек народа должно быть в центре внимания правителя, стремился выработать гибкие меры воздействия на различные группы населения, искал способы заинтересовать подданных в выполнении задач, стоящих перед казной, и наилучшие варианты достижения поставленной цели. Так, чтобы заинтересовать зажиточных граждан в социальных программах государства, Ли Гоу предложил раздавать титулы и привилегии в награду за сделанные пожертвования.

Как усилить армию?

Ли Гоу, как опытный политик, был совершенно уверен, что все меры убеждения, нисходящие от «верхов» к «низам», как и прочие средства воздействия на подданных, непременно должны подкрепляться реальной силой — могущественной армией. Китайский философ предлагает свой рецепт усиления боеспособности армии и увеличения военного могущества страны.

 

Правило 1. Укрепить мир внутри страны

Главное для успеха в военном деле — навести в собственной стране порядок. По мнению Ли Гоу, «в Поднебесной необходимо обладать не только гуманностью и долгом-справедливостью». Поэтому долг правителя — внести свой вклад в подготовку будущих военных кампаний. Он должен подражать примеру древних и «в мирное время не забывать об опасности». Отсюда важность укрепления накануне возможной войны стабильности тыла — главной предпосылки благоприятного исхода действий полководца.

Правило 2. Быть гуманным по отношению к противнику

Военные успехи, считал Ли Гоу, будут тем ощутимее, чем значительнее сфера распространения «гражданской» добродетели. Долг правителя — простирать свою милость не только непосредственно на своих подданных, но и на все живое в мире. Выполнение этой миссии в отношении населения противника — путь к ослаблению его тыла, его боеспособности. Успех военного предприятия правителя будет тем ощутимей, чем более соперник уступает ему в «гуманности и долгесправедливости»: «Если противник обирает народ, а мы обогащаем его; если противник обременяет его, а мы облегчаем его бремя, если противник жесток к народу, а мы великодушны, то население противника устремится к нам, подобно тому как на зов родителей ползет на четвереньках младенец».

Правило 3. Минимизировать расходы на армию

Под этим лозунгом Ли Гоу вовсе не имел в виду, что правителю следует снизить военные расходы или вовсе распустить армию. Напротив, философ выдвинул совершенно новую идею по финансированию армии — он предложил сделать ее самоокупаемой. Для этого всего лишь необходимо, чтобы в мирное время военные поселения могли заниматься каким-либо видом производительного труда, например земледелием. Если армия в состоянии сама себя обеспечить провиантом, она не будет зависеть ни от финансовой ситуации внутри страны, ни от перебоев с поставками всего необходимого из центра.

Правило 4. Полководец должен обладать неограниченными полномочиями

Ли Гоу был убежден: чтобы талант полководца — самое главное условие успеха военачальника — полностью раскрылся, необходимо предоставить ему неограниченную свободу действий во время войны. В ведении полководца должно находиться все связанное с управлением войском: свобода распоряжения финансами для его обеспечения, право награждать и наказывать. Но, конечно, прежде всего полководец должен быть волен в выборе действий, отвечающих быстро меняющейся военной обстановке. Однако в основе этого должно, безусловно, лежать доверие правителя к главнокомандующему, основанное на уверенности в выдающихся качествах претендента на роль полководца, доскональном знании его свойств.

Правило 5. Необходимость общения рядовых воинов и командиров

Ли Гоу предлагает укреплять военную дисциплину при помощи привнесения в армейскую среду семейной этики. Полководец должен пестовать своих воинов, как заботливый отец. Для этого командир должен проводить со своими воинами все свободное время, знать каждого поименно. Только тогда солдаты будут преданны своему командиру и с радостью пойдут на смерть ради государства.

Правило 6. Подвергать полководцев проверке временем

Ли Гоу утверждал, что истинный талант не проявляется в короткий срок и в одном сражении. Более того, однажды проигранная битва может обернуться в конечном счете преимуществом и стать залогом будущих побед. На примерах из древней истории Ли Гоу доказывал, что и знаменитые «полководцы… имели поражения», и побуждал императора, подобно древним правителям, подвергать полководцев проверке временем, проявлять понимание и терпение, в частности прощать вину за поражение и верить в грядущие победы. Смещение полководцев чревато нарушением порядка в «низах» и «верхах» и опасно тем, что им могут воспользоваться противники. Ведь в таком случае, подчеркивал Ли Гоу, «чувства масс приходят в волнение, карательные меры не принимаются, нет должной осмотрительности в верхах, меры предосторожности не соблюдаются».

Как добиться повиновения народа?

Одним из главных вопросов, волновавших Ли Гоу, был вопрос о том, каким методам отдать предпочтение, управляя государством и осуществляя свою власть над подданными. Ли Гоу настаивал на том, что народ во многом определяет судьбу страны, и делал заключение: «Необходимо считаться с настроением народа». Вот почему самой насущной задачей правителя философ считал «успокоение народа». Добиться этого, по его мнению, можно несколькими способами.

Способ 1. Улучшать нравы народа личным примером

Ли Гоу утверждал, что от рождения и в силу воспитания правитель и подданные имеют разные представления о морали и обладают разными возможностями приобщиться к знаниям. Именно поэтому правителю необходимо приобщать своих подчиненных к духовным и культурным ценностям посредством наставления. По Ли Гоу, идеальный сын Неба призван распространять на подданных свое благотворное влияние. Без наставления, доказывал Ли Гоу, любое понятие, в частности о дурном и хорошем, относительно, и дурное (нарушение норм поведения) часто вершится народом не по злому умыслу, а лишь по незнанию. Наказание здесь неуместно и бессмысленно: «Даже если ежедневно карать… погибшие не раскаются, а оставшиеся в живых не осознают вины». Правитель сначала должен подать народу личный пример, а потом уже карать за неповиновение.

Способ 2. Увеличивать число наставников из чиновников

По Ли Гоу, главными наставниками народа должны были стать люди из «ученого сословия» — чиновники и кандидаты в чиновники. Ведь именно с их помощью обеспечивалась лояльность «низов», решалась проблема, всегда находившаяся в центре внимания китайских политиков, — как привить населению понятия конфуцианской морали, освящавшей авторитет императорской власти и социальный «порядок» в обществе. Именно наставники, утверждал Ли Гоу, призваны стать посредниками между сыном Неба и народом, передатчиками влияния благотворной силы правителя на «толпу», чтобы обеспечить «чистоту нравов». Ли Гоу также предлагал ввести четкую регламентацию обязанностей наставников, для чего «определить, какие они станут преподавать каноны». Для воспитания ученого сословия в нужном для правителя духе следовало повысить ответственность наставников перед государством, рассматривать их как чиновников на казенной службе, а преподавание считать их служебной обязанностью.

Способ 3. Соблюдение законов и неотвратимость наказания

По Ли Гоу, народ подчиняется прежде всего не правителю, а его указу. Чтобы добиться беспрекословного исполнения указов, необходимо соблюдение двух правил: закон должен быть един для всех, и кара за его нарушение должна быть неизбежна для всех. Неотвратимость кары или покровительства указа должна соответствовать постоянству смены времен года.

Способ 4. Долговременность указов

Указ должен быть «един на все времена и не подвержен изменениям», утверждал Ли Гоу. Лишь долговременные указы-законы способны оказать воспитательное и профилактическое воздействие. Иначе «простой народ лишь вводится в заблуждение и он не знает, чему следовать». Ли Гоу пояснял: «Чем так издавать указ, лучше не издавать его вовсе».

Цитаты

  • Когда средств достаточно, их можно сполна использовать для соблюдения ритуала. Когда же средств мало, необходимо осознать, что их недостаточно.
  • Зерно — жизненная артерия народа, а налоги — то, что составляет сокровище государства.
  • Путь поддержания народа — пропитание его… Совершенные люди прежде всего следовали пути уравнения земли… С этого начинали правление в древности.
  • Если силы человека и земли используются сполна, то все станут обрабатывать землю и каждый клочок будет засеян. Если же зерна много, то народ богат. Если же народ богат, то и финансы государства в изобилии.
  • Так называемое обогащение не в том, чтобы вести мизерные подсчеты, доискиваясь до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток.
  • Достойные и совершенные правители и ученые, сведущие в управлении миром и вспомоществовании народу, прежде всего начинали с обогащения своего государства.
  • Армия в государстве — все равно что крылья у ястреба и коршуна, когти и зубы у тигра и леопарда. Если крылья не действуют, хищные птицы не в состоянии убить и крошечную перепелку. Если когти не остры, хищное животное не в состоянии питаться мясом. Если армия не сильна, совершенный человек не в состоянии управлять простым народом.
  • Если противник обирает народ, а мы обогащаем его; если противник обременяет его, а мы облегчаем его бремя, если противник жесток к народу, а мы великодушны, то население противника устремится к нам, подобно тому как на зов родителей ползет на четвереньках младенец.
  • Долг-справедливость — это не то, что почитается среди людей за снисходительность, когда утром объявляют амнистию, а вечером представляют к наградам, а то, что составляет их суть: достойных выдвигать, глупых устранять, хороших поощрять, плохих предостерегать, собирать налоги по закону, облагать повинностями по сезону, обеспечивать каждого занятием, чтобы был достаток, чтобы люди были довольны жизнью и почитали правителя, как отца.
  • Если уподобить Поднебесную человеку, то китайцы — его внутренние органы, а варвары — конечности. Если внутренние органы в покое, в них царит гармония, дух высок, но конечности поражены болезнью, то это не беда. Если же внутренние органы неспокойны и в них нарушена гармония, дух угнетен, а внимание сосредоточено лишь на лечении конечностей, то и конечности не исцелишь, и внутренние органы загубишь. Поэтому способ использования армии состоит в том, чтобы прежде всего привести в порядок все внутри, а лишь затем окраину.
  • Видя, что продвижение возможно, следует продвигаться, однако если знаешь, что положение затруднительное, следует отступать. Если же ссылаться лишь на приказ вана, то это все равно что попусту докладывать вышестоящему о пожаре, ведь пока дождешься в ответ приказа, все сгорит дотла.
  • Так называемое успокоение не в том лишь, чтобы поить и кормить народ, управлять им и повелевать им, но прежде всего в том, чтобы наставлением улучшать нравы народа.
  • Хотя наставлением приобщают к ритуалу исподволь, незаметно, посредством его можно пресечь зло, пока оно еще не проявилось зримо, и побудить людей стремиться к хорошему, отвращаться от дурного так, чтобы они сами того не заметили.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *