Перейти к контенту →

Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. Джули Дирксен. Краткое содержание

В книге “Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным” Джули Дирксен, консультант в области разработки образовательных программ, дает последовательный план по созданию учебного курса: от понимания аудитории и ее целей до оценки эффективности обучения.

Для многих учеба ограничивается передачей информации от одного человека к другому. В реальности процесс обучения гораздо сложнее. Недостаточно просто поделиться с аудиторией знаниями. Преподаватель должен убедиться в том, что слушатели понимают, как применять полученную информацию, что студенты освоили нужные для этого инструменты.

Зачем нам учиться учить? Инструменты для создания учебного курса

Вряд ли кто-то удивится, если сказать, что для работы с большими данными используются суперкомпьютеры. Но если сказать, что их же используют для создания обучающих систем, многие недоуменно вскинут брови. Разве сложно подсчитать правильные ответы в тесте или запустить видео с лекцией?

Для многих учеба ограничивается передачей информации от одного человека к другому. В реальности процесс обучения гораздо сложнее. Недостаточно просто поделиться с аудиторией знаниями. Преподаватель должен убедиться в том, что слушатели понимают, как применять полученную информацию, что студенты освоили нужные для этого инструменты.

В книге «Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным» Джули Дирксен, консультант в области разработки образовательных программ, дает последовательный план по созданию учебного курса: от понимания аудитории и ее целей до оценки эффективности обучения.

Чего недостает слушателям?

Если смотреть на обучение глобально, то основная цель — научить людей чему-то, чего они раньше не умели, дать новую, полезную, важную или интересную информацию.

Почему слушатели еще не умеют того, чему мы планируем их научить? Первое, что приходит в голову, — у них нет необходимых знаний. И на этом — передаче нужных знаний — построено подавляющее большинство учебных программ.

Знания

Правильно структурированная, понятно поданная информация — основа любого обучения.Аудитория не сможет прийти к цели без понимания, что это за цель, какие есть методы ее достижения. Однако на успех в освоении нового влияет несколько факторов, и достаточное количество информации — лишь один из них.

Навыки

Помимо отсутствия нужных знаний, у слушателей могут быть пробелы в навыках. То есть, они обладают необходимой информацией, но не знают, как ее применять. Простой пример: мы можем досконально изучить маршрут турпохода, запастись всем необходимым снаряжением, но если мы никогда не ходили в долгие путешествия, нам будет сложно. Сколько бы мы не изучали инструкции по разведению костров или по тому, как правильно ставить палатку, пока мы не попробуем несколько раз, мы не научимся делать это правильно.

Чтобы понять, нужно ли вам добавлять в учебный план задания на практику, ответьте на вопрос: смогут ли ваши слушатели стать профессионалами на голой теории?

Мотивация

Даже если вы предоставите всю необходимую информацию и объясните, как ее использовать, обучение не будет эффективным, если слушатели не захотят действовать. Одна из задач преподавателя — мотивировать аудиторию учиться.

Что демотивирует студентов?

  • Страх перемен
  • Невозможность сосредоточиться
  • Неясные цели и конечный результат учебы
  • Нежелание прилагать усилия

При составлении программы нужно учитывать все эти факторы. Стоит давать аудитории информацию о формате обучения и его целях, показывать, что процесс будет трудным, но поддержка преподавателя гарантируется.

Внешние препятствия

Внутри обучения может быть все правильно, но студентам не удастся применить полученные навыки на практике, если внешние условия будут этому препятствовать. Следите за тем, чтобы аудитория получала все необходимые материалы и справочники даже после окончания обучения.

Срыв коммуникации

Еще одна причина неэффективного обучения — ошибки в коммуникации. В этом случае проблема не в слушателях и низкой мотивации, а в преподавателе, который:

  • сам не знает конечной цели обучения;
  • не может донести информацию до слушателей;
  • говорит одно, а имеет в виду другое.

Какова ваша аудитория?

Чтобы создать эффективную программу обучения, нужно четко представлять, для какой аудитории вы ее создаете. В первую очередь соберите основную информацию: возраст, пол, социальная принадлежность. Эти данные легко получить путем обычного опроса.

Затем нужно представлять, на каком уровне находятся ваши слушатели. Они новички в теме? Уже имеют общие представления? Возможно, они профессионалы? В зависимости от того, кто перед вами, формат курса и его наполнение будут разными.

Например, для новичков важнее всего получить общие представления о предмете: сначала знания, а только потом навыки. Профессионалы уже разбираются в теме, им будут интересны особенности и частности, практические примеры и кейсы.

Работа с новичками

Итак, новичкам в первую очередь понадобятся общие знания. Причем нужно учитывать, что им будет сложно структурировать новую информацию. Поэтому в начале курса давайте больше контекста, опишите сферу и область в целом. Только затем переходите к частностям.

Работа с профессионалами

Профессионалов не нужно заставлять проходить теорию «от Адама». Они приходят за восполнением пробелов в уже имеющихся знаниях, а также, чтобы узнать современные тренды, научиться применять новые «фишки» в своей сфере.

Смешанная аудитория

Иногда приходится работать с аудиторией, в которой есть и «зеленые» новички, и опытные специалисты. В таком случае давайте базовые знания с помощью дополнительных схем, чек-листов и подсказок. Не включайте объяснения основ в главную часть вашего курса.

Позволяйте опытным участникам пропускать не интересные для них блоки, а также используйте их знания во благо курса. Позвольте им показать свою опытность: пусть профессионалы помогают новичкам. Так вы ускорите процесс обучения и позволите специалистам блеснуть своими знаниями.

Внешняя мотивация против внутренней

Выясните, для чего ваши слушатели пришли на курс. Если он обязательный в учебной программе или нужен «для корочки», основная цель студентов — просто его прослушать и сдать экзамен. Здесь работает внешняя мотивация. Постарайтесь переключить ее на внутреннюю, более эффективную мотивацию. Покажите, чем курс пригодится студентам. Как они смогут применить знания на практике. Полезно узнать, чем увлекаются слушатели, и приводить примеры из этой области.

Аудитория с внутренней мотивацией меньше нуждается в подбадривании. Люди четко знают, зачем пришли на занятия. В этом случае приводите больше примеров для решения конкретных практических задач. Поощряйте студентов делиться знаниями друг с другом.

Обратная связь

Чтобы оценить эффективность обучения, уделяйте время обратной связи от аудитории. Замените традиционную модель лекции на интерактивную. Задавайте вопросы, наблюдайте за слушателями во время ответов. Используйте новые приемы, тестируйте их на малых группах и смотрите, как аудитория реагирует на изменение формата.

В чем цель обучения?

Чтобы составить курс, нужно понимать точку, из которой идут слушатели (начальный уровень), и конечную точку маршрута (цель обучения). Чтобы ее определить, ответьте на несколько вопросов:

Вопрос 1. С какой проблемой приходят слушатели?

Для этого нужно понимать, кто ваша аудитория, в чем ее пробелы: в знаниях, навыках, мотивации, возможности дальнейшего применения и т. д.

Вопрос 2. Чего слушатели хотят достичь?

Цель нужно ставить как можно конкретнее. То есть, «научиться программировать на C++» — слишком общая цель, и неясно, как ее достичь. Если заменить формулировку на «узнать основные библиотеки» или «научиться разбираться в коде», сразу станет понятнее, чем наполнить курс.

Иногда может не быть конкретной цели. Например, не все, кто пошел на курс по истории кино, хотят стать экспертами или писать рецензии для журналов. Но и здесь можно задать цели. К примеру, «разбираться в основных направлениях кино» или «знать особенности национального кинематографа».

Вопрос 3. Сколько времени уйдет на достижение цели?

Не всему можно научить за один-два дня. Например, за выходные невозможно подготовить новичка к сдаче TOEFL. Определяйте реальные сроки, за которые научите студентов.

Вопрос 4. Насколько глубоко нужно копнуть?

Не всегда действует правило «чем больше, тем лучше». Например, дизайнерам нет необходимости проходить полноценный курс академического рисунка, им хватит основ. Глубину погружения нужно оценивать исходя из целей аудитории.

После оценки этих параметров строятся цели обучения. Причем их будет несколько:

1. Цель по усвоению материала — насколько хорошо ученики должны усвоить полученные знания и навыки?

2. Практический результат — чего должны достичь ученики?

3. Цель учебного курса — какую цель преследует преподаватель? Чего лично вы хотите добиться данным курсом?

4. Цель по оценке курса экспертами. Насколько качественным он должен оказаться в итоге? Какой должен получить общественный резонанс?

Как работает память

Все обучение строится на способности человека запоминать. То есть, удерживать и затем извлекать информацию. Чтобы построить эффективный курс, нужно понимать, как именно работает память.

Как мы используем информацию?

Когда мы улавливаем нечто важное, первое, что делаем — запоминаем это. Причем не просто закидываем куда-то в память, а как бы кладем на определенные полки, добавляя в несколько каталогов. Например, новость о беременности подруги может попасть в списки «друзья», «беременность», «дети», «сообщить мужу».

Запомнить информацию недостаточно. Нужно еще уметь вовремя извлекать ее из нужного «каталога», использовать и комбинировать с уже полученной. Так информацию о подруге мы можем «вытащить», как только придем домой, а также синтезировать с уже имеющейся. Например, вспомнить, что другая подруга недавно родила, а значит, у нее есть ненужная одежда для беременных.

Несколько видов памяти

К нам ежесекундно поступает огромное количество информации, поэтому мозгу необходимы системы фильтрации: что передать дальше, а что игнорировать.

Сенсорная память — первый барьер защиты. Она фильтрует данные, поступающие от органов чувств человека. Если нечто показалось значимым, информация переходит в кратковременную память.

Для обучения важно знать, что люди привыкают к однообразию. Сенсорная память перестает фиксировать то, что встречается постоянно. С одной стороны, это означает, что последовательное изложение облегчает процесс запоминания. На него будет уходить меньше сил. С другой, если вы однообразно подаете материал, сенсорная память начинает фильтровать информацию. Слушатели перестают запоминать то, что вы им сообщаете или показываете.

Кратковременная, или рабочая, память предназначена для того, чтобы удерживать в фокусе внимания информацию, которая важна для нас в данный момент времени. Она может быть нужной, необходимой для действий или вызывать сильные эмоции.

Мы можем удерживать в кратковременной памяти ограниченное количество элементов и лишь недолгое время. Затем информация либо исчезает, если перестает быть нужна, либо переходит в долговременную память.

Долговременная память — главный объект нашего внимания, поскольку именно с ней мы работаем, когда учим людей. Туда попадает только самая важная информация. Причем часть ее легко извлекается, а часть погребена где-то «на дне».

Чтобы облегчить запоминание, стоит учитывать несколько факторов:

— Чем больше у нас ассоциаций, тем легче мы запоминаем. И тем легче нам потом достать нужную информацию.

— Мы легче запоминаем то, что попадает в уже существующий контекст. У нас уже есть для этого «нужная полка». Например, если вы уже знаете английский, вам будет легче выучить французский, т. к. есть и опыт изучения языков, и некая связь между языками.

— Желательно запоминать информацию в той же среде, в которой вы планируете ее использовать. Например, учить билеты в той же аудитории, в которой потом будет экзамен.

— Эмоциональный контекст тоже важен. Если учащимся придется использовать информацию в стрессовых условиях, то и получать ее лучше в напряженной обстановке. Например, полезны будут ролевые игры или сжатые сроки теста.

Как использовать память в обучении

При построении курса учитывайте, что есть разница между «опознаванием» информации и ее применением. Нам всегда легче выбрать один из вариантов ответов, чем написать свой с нуля. Чтобы учащиеся лучше запоминали, давайте задания обоих типов.

Помните о том, что объем рабочей памяти ограничен. Не перегружайте новичков и группируйте информацию по разным тематикам. Так вы поможете уложить ее на нужные «полки».

Используйте контекст. Если у вас нет возможности вести занятия в той же среде, в которой люди будут использовать полученные знания, используйте изображения, показывайте детали обстановки.

Привлечение внимания

Каждую минуту человек получает огромное количество информации, и ваша лекция или семинар — лишь один из потоков. Чтобы привлечь внимание слушателя, необходимо учитывать две составляющие личности: условно их можно назвать «погонщиком» и «слоном».

«Погонщик» мыслит рационально. Он знает, куда нужно идти и, например, что слушать лекцию — важно и полезно. «Слон» отвечает за иррациональные мысли и желания. Например, не слушать лекцию, а спать или играть в игру на телефоне.

«Погонщик» способен заставлять «слона» идти туда, куда нужно. Однако это требует большого напряжения силы воли, которая не бесконечна. Гораздо более выгодно подключать «слона» к процессу обучения. Это можно сделать несколькими способами:

1. Расскажите историю. Мы в разы лучше запоминаем информацию, которая подается в формате рассказа. Вот почему:

  • рассказы попадают на уже существующие «полки»;
  • нам знакома структура истории (завязка, середина, развязка);
  • в рассказах есть главный герой, которому мы сопереживаем;
  • у них есть внутренняя логика, которую легко проследить;
  • истории содержат интригу.

2. Сделайте слушателей главными героями. Нужно подавать информацию с точки зрения учащихся.

  • Показать «до» и «после»: что студенты смогут делать, как изменятся в лучшую сторону после освоения информации.
  • Добавить практические задания на основе изученного материала, чтобы аудитория сразу видела результат.
  • Сделать прохождение курса похожим на игру: создать историю от первого лица, где учащийся действительно главный герой.

3. Создайте ощущение срочности. Между срочными и важными делами мы чаще выбираем срочные. Это можно использовать при обучении. Например, ограничить время выполнения задачи.

4. Введите эмоциональный контекст. Люди лучше и быстрее запоминают ту информацию, которая вызвала переживания. Чем просто говорить о том, что комиссия в 10% — это слишком мало, лучше покажите слайд с недовольным менеджером.

5. Удивите. «Слон» — любопытное существо. Вы можете привлечь его внимание необычными или парадоксальными фактами, интересными вопросами.

6. Создайте ощущение общности. Люди лучше работают, когда взаимодействуют с другими. Это можно использовать в разных вариациях:

  • давать учащимся групповые задачи;
  • побуждать их работать в парах;
  • заставлять конкурировать, участвовать в рейтинге;
  • показывать, что другие упорно учатся;

7. Используйте визуальные средства для подачи материала. Внутренним «слонам» больше нравятся картинки, чем текст. Изображения можно использовать для решения разных задач:

  • удобство подачи материала;
  • демонстрация последовательности или этапов процесса;
  • визуализация метафор, чтобы они были яснее;
  • создание контекста.

8. Обещайте призы и награды за выполнение задач. Так вы создаете понятные и достижимые цели, за которые человек сразу же получит награду. Однако здесь нужно быть осторожными. Связывайте награду с внутренней мотивацией, а не внешней. Если вы покажете практический результат каждого урока, это уже будет достаточной наградой. Например, после выполнения задания у ученика будет готовый дизайн сайта.

Мотивация к переменам

Помимо мотивации к учебе, есть также мотивация к действию. Она не связана с умением или неумением, только с опытом. Например, все водители знают, что нельзя говорить по телефону, когда ведешь машину. Однако большинство это делает. Раз за разом автолюбители не попадают в аварию, и это лишь укрепляет их уверенность в собственной безопасности. Но стоит водителю попасть в ДТП из-за невнимательности, как его мнение изменится коренным образом.

Людям непросто менять свои привычки. Чем сложнее и неприятнее перемена, тем труднее заставить себя действовать. Знания об этом можно использовать для того, чтобы мотивировать слушателей.

Покажите, что перемена полезна и легка. Ваша аудитория легче решится, если будет видеть конкретные преимущества и при этом поймет, что действия не потребуют значительных усилий.

Если же это не соответствует действительности, стоит подумать, как вы можете сделать задачи более полезными и простыми. За счет чего покажете важность и как сможете облегчить процесс обучения?

На принятие перемен так же повлияют:

— относительное преимущество, то есть, подтверждение на практике, что новая система лучше старой;

— совместимость ценностей новой системы с той, что уже есть;

— заметность результатов по сравнению со старой системой;

— потенциал для экспериментов в новой системе;

— простота в применении.

Чем нагляднее вы продемонстрируете преимущества перемен, тем легче их примет аудитория.

Важность социального доказательства

Чтобы люди решились действовать, полезно показать им тех, кто уже начал работу и достиг результатов. Хорошо использовать лидеров общественного мнения, авторитетов для нужной вам аудитории. Их положительный отзыв подтолкнет к действиям.

Конструирование процесса обучения

Чтобы создать полезный и эффективный курс, нужно придерживаться определенных принципов.

1. Опирайтесь на уже созданную систему «полок»

Как мы говорили, люди лучше запоминают то, что можно соотнести с уже известной информацией. Используйте это и начните с вопроса: а что аудитория уже знает по вашей теме?

2. Делайте информацию запоминающейся

Добавляйте интригу, визуальные элементы, создавайте истории, подключайте эмоциональный контекст.

3. Повышайте социальную активность

Включайте слушателей в процесс обучения: задавайте доклады и сообщения, используйте ролевые игры, поощряйте вопросы.

 

4. Уменьшайте объем материала

Часто преподаватели переоценивают силы слушателей и перегружают курс информацией. Помните, что объемы рабочей памяти ограничены.

5. Показывайте антипримеры

Чтобы избежать неправильного понимания активно используйте антипримеры, рассказывайте о типичных ошибках.

6. Не давайте слишком подробных инструкций

Если вы дадите слушателям слишком простое пошаговое руководство, они не будут учиться, а пойдут по шагам без какого-либо осмысления материала. Пример — использование навигатора. Водитель, который ехал по его подсказкам, скорее всего не сможет потом воспроизвести маршрут. Давайте аудитории общую информацию, которую можно будет применить для частных случаев.

Пошаговый план составления учебной программы

Шаг 1. Оцените контекст. В каких условиях будут решаться задачи? Будет ли обстановка стрессовой или нет, скучной или интересной? Что в окружающей среде поможет студентам извлечь информацию из памяти? Какой эмоциональный контекст можно создать?

Шаг 2. Определите задачу. Какие реальные цели или задачи будут решать учащиеся? Для чего им нужен ваш курс?

Шаг 3. Организация учебы. Чтобы эффективно организовать процесс обучения, используйте несколько приемов:

— Подготовительные задачи. Дайте информацию до начала курса или попросите учащихся придумать примеры или разобрать проблемы.

— Ролевые игры. Для создания нужного эмоционального контекста примените игровое моделирование ситуации. Например, можно разыграть реальную ситуацию с покупателем или пациентом.

— Дополнительные материалы. Учащиеся легче запомнят информацию, если вы раздадите им памятки, инструкции, дополнительные задания.

Шаг 4. Обратная связь. Даже в случае с электронными курсами вы можете давать студентам обратную связь: от картинок с выражениями лиц клиентов до одобрительного «Молодец!». Однако следует придерживаться принципа «показывать, а не рассказывать». Пусть учащийся сам поймет, что он молодец. Например, по фанфарам или улыбающемуся лицу «клиента». Также необходимо разбирать ошибки аудитории и объяснять на словах, что сделано не так.

Развитие навыков

Большинство учебных курсов обещает привить навыки. В реальности с ними только знакомят — рассказывают, что нужно уметь делать, а не как делать. Этого достаточно для обзорных курсов, но если вы хотите сделать обучение глубоким, придется включить два элемента в учебный процесс: практику и обратную связь.

Практика

Лишь отточив полученные навыки, можно стать специалистом. Слушатели должны отрабатывать их на занятиях, либо дома самостоятельно.

В любом случае организуйте практику по принципу американских горок. Сначала вы даете задание на отработку нового навыка, затем повторяете задания в разных вариациях. Когда учащийся начинает легко справляться с задачей, вы переходите к отработке следующего навыка.

Такой подход нужен потому, что на отработку нового требуется значительно больше ресурсов. Если мы каждый раз даем аудитории все новые и новые задачи, учащиеся вскоре перегрузятся и перестанут работать. Если же вы даете несколько заданий на отработку одного навыка, люди воодушевляются: сделать еще раз то, в чем они уже разобрались, гораздо проще.

Помимо этого стоит распределять практику по времени. Так у людей будет больше возможностей отработать полученные навыки. К тому же паузы между практическими занятиями полезны, поскольку именно во время передышки навыки закрепляются. Идеальный вариант: когда практика напоминает компьютерную игру. Повторяется из раза в раз с новыми условиями и задачами, причем учащийся не может перейти на новый уровень, пока не «прокачается».

Обратная связь

Информация о том, как продвигается учебный процесс, при практических занятиях необходима. Ошибочная практика вреднее, чем ее полное отсутствие: если навык закрепится неправильно, переучиваться будет в несколько раз сложнее, чем научиться с нуля.

Обратную связь давайте студентам как можно чаще. На многих курсах она дается только в конце обучения, когда учащиеся пишут тест — это ошибочный подход.

Идеально, когда обратная связь дается разнообразно и задействует органы чувств. Например, в случае с электронными курсами вы можете использовать звуковые или визуальные элементы.

Чем конкретнее будет обратная связь, тем лучше. Не обязательно, чтобы ее давал непосредственно преподаватель. Можно использовать тесты и контрольные списки, с помощью которых слушатели оценят себя сами.

После окончания курса разошлите участникам письма с хорошими и плохими примерами, продолжайте общаться на форумах, устраивайте встречи выпускников.

Формирование привычек

Привычки — это способ поведения, который из-за постоянных повторений становится автоматическим. Благодаря непроизвольности привычек, на них тратится самое малое количество ресурсов. То есть, вначале, когда мы только формируем привычку, приходится напрягать силу воли, но затем привычка исполняется сама собой.

Например, если вначале детям нужно напоминать, что утром необходимо почистить зубы, то потом они, проснувшись, на автомате идут в ванную.

Формирование привычек у студентов — подспорье для преподавателя. Слушатели не задействуют силу воли, не задумываются о мотивации и легче усваивают материал.

Структура привычки

Все привычки состоят из нескольких элементов:

  • Способ поведения. Чтобы он сложился, сначала нужно узнать о нем. Например, детям сначала рассказывают о чистке зубов.
  • Триггеры. Привычки запускаются после определенных событий. Проснулись — пошли в ванную — почистили зубы. Также мы можем «прикреплять» новые привычки. Например, пить таблетки сразу после завтрака.
  • Мотивация. Прежде чем действие станет привычкой, необходимо повторить его несколько раз. Для этого нужно понимать, какой смысл в действии, и что мы от него получим.
  • Обратная связь. Чем четче и виднее эффект от действий, тем легче продолжать формировать привычку. Так, мы сразу чувствуем эффект после чистки зубов. Но, например, пробежка не дает моментальных видимых результатов. Для этого многие бегуны замеряют физиологические показатели: скорость, количество шагов, пульс, потраченные калории.
  • Повторение. Для превращения действия в привычку необходимо регулярное повторение в течение определенного времени. Это может быть 7, 21 или больше дней, в зависимости от сложности задачи.
  • Окружающая среда. Легче работать над привычкой, если у вас есть необходимые ресурсы (кроссовки, парк) и поддержка окружающих.

Как создать привычки

Привычкой можно сделать только простое действие. Например, если мы хотим делать полезные перерывы в работе, нет смысла требовать от себя вставать каждый час и выполнять сложные асаны из йоги. Вначале стоит научиться просто вставать из-за стола, только затем — делать легкую разминку и т. д.

Так же и с учащимися: сделайте привычкой только простое и ясное действие. Затем наслаивайте одно на другое. Помогите слушателям определить, когда именно они будут следовать привычке. Причем лучше, чтобы новая привычка была связана с какой-то уже существующей. Например, во время чистки зубов мысленно повторять слова из урока.

Постарайтесь убрать препятствия для формирования привычки. Давайте полезные памятки, схемы реагирования. Используйте системы отслеживания привычек и поощрения за каждый пройденный этап.

Социальное и неформальное обучение

Люди учатся не только в классах и аудиториях. Большой процент полезной информации мы получаем, когда общаемся с коллегами, читаем в интернете профессиональные форумы или статьи, наблюдаем за работой опытных сотрудников. Такое обучение, социальное и неформальное, полезно включить в ваш учебный процесс.

Формальное обучение — структурированные курсы в аудитории или за монитором компьютера — подходят не для всех типов информации. Когда вы хотите показать достаточно простой, наглядный и устойчивый контент, лучше всего делать это в рамках формального обучения.

Сложный, неоднозначный или быстро меняющийся материал трудно уложить в рамки курса.

Часто учащимся оказывается проще спросить опытных коллег (социальное обучение) или почитать актуальные статьи в интернете (неформальное обучение).

Три составляющие не стоит вставлять в официальный курс. Это:

— Неоднозначные темы. Если в материале слишком много исключений из правил и узких мест, вы скорее запутаете слушателей. Единственный вариант: давать информацию на конкретных примерах, но и тут вы не сможете охватить весь спектр. Гораздо эффективнее познакомиться с такими темами на практике, когда слушатель сталкнется с различными вариантами в реальной работе.

— Сложные темы. В формате лекции вы не раскроете полноценно материал, состоящий из множества элементов. Скорее всего, придется ограничиться общим представлением, а о частностях слушатели узнают в процессе работы.

— Непостоянный материал. Подготовка курса неизбежно занимает время. К тому моменту, когда вы начнете учить, часть материала потеряет актуальность, форматы и подходы изменятся. Поэтому если вы знаете, что какая-то тема меняется слишком быстро, нет смысла включать ее в официальный курс.

Как организовать социальное и неформальное обучение

Чтобы помочь слушателям разобраться в трудных, непостоянных и неоднозначных темах, вы можете создать элементы неформального и социального обучения внутри курса.

— Дополнительные ресурсы. Обеспечьте учащихся дополнительной информацией: статьями, примерами из практики, инструкциями и т. п.

— Наставники и инструкторы. Используйте более опытных коллег или учащихся для того, чтобы они объясняли трудные задачи на практике.

— Мозговые штурмы. Поощряйте учащихся собираться вместе и обсуждать возникающие трудности, появившиеся инсайты. Пусть они делятся информацией друг с другом и помогают развивать идеи.

— Учебные сообщества. Создавайте объединения нынешних и бывших учеников. Это могут быть форумы или группы в социальных сетях, в которых люди рассказывают о своем опыте, делятся полезными материалами.

Создание нужных условий

Иногда бывает так, что люди не справляются не потому, что у них нет знаний, навыков или мотивации. Просто условия требуют прилагать слишком много усилий для самых простых задач.

Доступность знаний

Допустим, у учащегося возник вопрос. Чтобы найти нужную информацию, ему нужно отыскать книгу среди десятка других, дойти до оглавления, найти свою тему и прочитать несколько страниц текста. В такой ситуации он скорее спросит у соседа или решит, что информация не настолько ценная.

При создании учебных курсов учитывайте подобные моменты. Вся необходимая информация должна быть легкодоступна.

Внешняя информация

Объем рабочей памяти ограничен. Если мы забиваем в нее справочную информацию, сложные формулы или годы жизни, на действительно важные знания уже не хватает места. Например, если студенту необходимо помнить годы жизни великих экономистов, он не запомнит созданные этими экономистами теории.

Верно и обратное: если учащимся не нужно держать в голове справочную информацию, обучение пройдет успешнее. Добиться этого можно переносом технических данных на внешний носитель: файл компьютера, блокнот, справочный материал.

Устранение внешних препятствий

Чтобы сделать процесс обучения максимально эффективным, необходимо выполнить два условия:

— учащиеся не заучивают справочную информацию

— всю нужную информацию можно легко и быстро найти.

Обеспечьте это следующими способами.

1. Вспомогательные средства: инструкции, напоминания, карты, чек-листы. Они могут быть разных типов:

— Древо решений – поэтапный алгоритм решения проблемы.

— Справочная информация.

— Дополненная реальность — новый вид вспомогательного средства, при котором на реальность накладывается виртуальный слой при помощи камеры мобильного телефона или шлема виртуальной реальности.

2. Дополнительная информация. На начальном этапе часть информации не будет нужна. Это не значит, что она не понадобится в дальнейшем. Хорошо, когда учащийся может обратиться к более сложным материалам в тот момент, когда возникнет необходимость. Это отлично реализовано во многих компьютерных программах, в которых всплывают релевантные подсказки или есть меню справки с самыми частыми вопросами.

3. Скрипты действий и подсказки. Всплывающие подсказки или отдельные блоки в материалах напоминают учащимся, что нужно сделать в данный момент или подсказывают, как именно поступить.

4. Автоматическое поведение. Чем меньше действий нужно прилагать человеку, тем ему проще. Упрощайте все, что можно упростить. Например, используйте понятные графические элементы вместо текста.

Оценка результата

В большинстве учебных программ эффективность оценивается при помощи тестов. Их используют по нескольким причинам:

— тесты легко составлять, изменять и оценивать;

— отсутствует человеческий фактор;

— тесты единообразны.

Проблема в том, что все эти преимущества важны только создателям учебных программ, а не ученикам. С точки зрения учащихся они показывают лишь то, насколько хорошо студенты умеют проходить эти тесты, а не уровень их реальных знаний.

Чтобы по-настоящему измерить эффективность курса, ответьте на три вопроса:

— Получили ли слушатели ценные знания?

— Развились ли у них необходимые навыки?

— Будут ли они использовать знания в реальной жизни?

Эффективен ли учебный курс?

Эффективность курса нужно оценивать заранее, а не после окончания первого потока. Протестируйте задания на нескольких слушателях, получите обратную связь, откорректируйте курс и только затем предоставляйте широкой аудитории.

После прохождения курса также просите оставить оценку. Оценивать вы должны не только исходя из впечатлений студентов. Понаблюдайте за аудиторией во время занятий.

Получили ли слушатели ценные знания?

Помните о том, что узнавание всегда проще, чем вспоминание. Если вы используете тесты, старайтесь моделировать более сложные ситуации и давать больше вариантов ответов, чтобы учащимся было труднее угадать правильный. Причем лучше, если неправильного ответа не будет вовсе, а только оптимальный вариант, неплохой, нормальный и посредственный.

Развились ли у слушателей необходимые навыки?

Чтобы оценить, появились ли у учащихся нужные навыки, стоит дать им подходящую задачу и понаблюдать, как они справляются с ней на практике. Сложность здесь в том, что оценка всегда будет субъективна. Этого можно избежать, если оценивать навык по сумме критериев. Например, как можно оценить качество уборки номера? Вымыты ли полы, заправлена ли постель, убран ли мусор и т. д.

Будут ли студенты использовать знания в реальной жизни?

Сложнее всего оценить, станут ли слушатели использовать полученные знания. Организации проводят контроль спустя некоторое время после прохождения курса. Вы можете использовать две стратегии:

1. Наблюдение. Понаблюдайте за бывшими учениками и оцените, насколько они используют полученные навыки. Оценивать можно как участников по отдельности, так и группы целиком (увеличились продажи, стало меньше несчастных случаев на производстве и т. д.).

2. Оценка успешных и неуспешных. Спустя время разошлите участникам опросы, оцените самых успешных и не очень. Задумайтесь, что повлияло на такой разный результат.

Заключение

Обучение — сложный процесс, подходить к которому нужно осознанно. Это не означает, что учеба должна быть трудной и муторной. Наоборот, чем интереснее будет обучение, тем больших успехов добьются ваши слушатели.

На эффективность обучения влияет четыре фактора:

— понимание цели

— внутренняя мотивация

— увлекательность процесса

— отсутствие внешних препятствий

Если вы работаете над повышением каждого из этих параметров, ваш курс станет по-настоящему интересным и полезным.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *