Перейти к контенту →

Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. Ли ЛеФевер. Краткое изложение.

Идеальное объяснение

Каждый день заголовки СМИ рассказывают нам о новых открытиях и кризисах. К счастью, мы научились справляться с этим потоком – просто отбрасываем данные, которые нас не зацепили. Например, когда в 2008 году американские СМИ сообщали, что «субстандартные кредиты привели к краху компании с Уолл-стрит», большинству обывателей было не ясно, почему это должно их волновать.

Содержание:

Когда тема кажется нам неподъёмной, мы просто не задерживаемся на ней, ведь цена понимания слишком высока, и мы не хотим тратить своё время и силы, чтобы во всём разобраться. Такой была тема ипотечного кризиса 2008 года. Людям было «неинтересно», потому что они мало понимали в финансах. Но после выхода радиопередачи «Гигантский денежный котёл», в которой доступно объяснялось возникновение кризиса, проблема стала для многих близкой и актуальной.

Объяснить – значит поместить факты в понятную слушателю упаковку.

Так, хорошее объяснение превратило людей, которые отбрасывали информацию об ипотечном кризисе, в её активных потребителей. Они узнали достаточно, чтобы ситуация их обеспокоила.

Объяснение требует умения поставить себя на место другого

Создание хорошего объяснения невозможно без умения отделаться от собственных представлений и взглянуть на мир глазами слушателя. Этот процесс основан на эмпатии – способности понимать и разделять чувства другого. Отличный пример – умение показывать дорогу. Некоторые люди способны «забыть» то, что им хорошо известно, и сосредоточиться на объектах, которые увидит пешеход или водитель, спросившие дорогу.

Часто неудачи при объяснениях случаются потому, что мы точно не знаем, на каком уровне слушатель владеет материалом. Тогда мы меряем по себе и… ошибаемся. Например, нам кажется, что человек должен быть знаком с терминами, к которым привыкли мы. Но в результате мы видим пустые глаза и не получаем уточняющих вопросов. Это означает, что нас не поняли.

Имейте в виду, что каждый неизвестный термин уменьшает заинтересованность. Представьте, что вы читаете меню в ресторане. Вам понравились три блюда:

  • морской окунь с диким рисом и зеленью;
  • рибай-стейк с чесноком, картофельным пюре и жареной спаржей;
  • крабовые котлетки с грибами и французским соусом rèmoulade.

Вы любите крабовые котлетки и грибы, но вот третья часть названия – rèmoulade – делает этот вариант рискованным. Один неизвестный элемент заставляет вас переместить блюдо в нижнюю часть списка. Хотя если бы вместо «rèmoulade» было написано «тартар» (по большому счёту, это тот же соус), вы бы обязательно сделали заказ.

Прямые и точные факты – это плохое объяснение

Когда кто-то спрашивает нас, как что-то работает, мы нередко ограничиваемся прямым ответом. То есть не объясняем, а констатируем факт. Например, нас спрашивают: «Почему капля растительного масла, попавшая в стакан с водой, растечётся по поверхности, а не утонет?». Мы отвечаем: «Из-за относительной плотности».

По сути ответ верный, однако это очень плохое объяснение. Если собеседник не знает, что такое относительная плотность, то он потеряет уверенность и почувствует, что тема слишком сложна для него. Для объясняющего это – провал и упущенная возможность.

Хорошие объяснения повышают уверенность слушателя, а плохие убивают её.

Надо помочь каждому слушателю почувствовать, что он может разобраться в информации, тогда у него будет резон тратить на неё своё время. Представьте, что ваша аудитория распределена по шкале понимания. Слева находятся те, кто не разбирается в теме, а справа – эксперты:

Низкий уровень пониманияВысокий уровень понимания (эксперты)
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S TU V W X Y Z

Ваша задача-минимум состоит в том, чтобы никто из слушателей не почувствовал, что предлагаемая тема слишком сложна для его понимания. Вот как этого добиться.

Сначала покажите лес, а потом деревья

Что отличает учеников, которым хорошо даётся математика, от тех, кто никак не может ей овладеть? Первые способны за набором правил и частностями видеть картину в целом, то есть они понимают зачем. Кажется, они понимают математику на более высоком уровне, в то время как отстающие ученики тонут в тщетной попытке запомнить как. В принципе, они тоже могут писать контрольные даже и получать хорошие оценки, но не за счёт глубокого понимания материала, а просто заучивая факты.

Сначала надо объяснить зачем, а потом уже – как.

Пример

Анжела сменила несколько мест работы, а затем решила освоить бухгалтерский учёт, чтобы сделать карьеру. Она записалась на курсы. На первое занятие девушка шла, переполненная энтузиазмом, но уже через час после начала лекции её оптимизм начал таять. Она не понимала до конца, что значит «дебет», «кредит», «доходы» и «расходы». Термины путались. Поначалу казалась, что она с этим справится, – нужно просто выучить все определения. Однако со временем полагаться на память становилось всё сложнее. Анжела была в отчаянии. Стало очевидно, что она недостаточно умна, чтобы работать бухгалтером. Когда девушка поделилась переживаниями с подругой, та посоветовала ей сменить курсы. Анжела не верила, что это поможет, однако решила попробовать.

Новый преподаватель на первой лекции ни разу не употребил термин «дебет» и др. Вместо этого он рассказал, как устроен бизнес и что нужно для его выживания: как деньги проходят через компанию, как появляется прибыль и пр. Анжела ушла домой вдохновлённой. Она ничего не узнала о бухгалтерском учёте, но в её голове сформировалась картина, как компании управляют деньгами. Теперь она понимала смысл, и запоминать термины стало гораздо легче.

Эта история лишний раз подтверждает, что хорошо составленный контекст позволяет увидеть идею в целом. Если вы имеете дело с неподготовленными слушателями, то обязательно начинайте объяснение с создания контекста. Поступайте так же, если выступаете перед разношёрстной аудиторией, потому что наличие контекста немного уравнивает экспертов и новичков в какой-либо теме – вы можете быть уверены, что все слушатели понимают, зачем нужна ваша идея, и вы можете переходить к деталям.

Не бойтесь упрощать

Когда мы чувствуем себя знатоками в какой-то теме, мы стесняемся «опускаться» до примитивных объяснений «на пальцах». Потому что не хотим потерять уважение таких же знающих коллег. Однако помните, что если вы выступаете на широкой публике, слишком умные объяснения могут стоить очень дорого – глубину ваших знаний оценят единицы, а основная масса слушателей ничего не поймёт.

Пример, достойный подражания, продемонстрировал Нил Деграсс Тайсон, доктор философии и директор планетария Хейдена в Нью-Йорке. Он не стесняется выступать по телевидению в популярных шоу, где очень простыми словами объясняет сложности Вселенной. Его объяснения вызывают всеобщий интерес к физике и вдохновляют простых американцев.

Не стремитесь выглядеть умным во время объяснения, лучше помогите поумнеть слушателям.

 

Итак, если вы имеете дело со смешанной аудиторией, у вас есть два варианта. Первый – ориентироваться на экспертов, то есть вооружиться фактами и цифрами, использовать профессиональный жаргон и пр. Очень вероятно, что в этом случае вы произведёте впечатление на подготовленных слушателей, однако остальные потеряют интерес, потому что тема покажется им слишком сложной. Второй вариант – говорить простыми словами, начать с вопроса зачем это нужно (то есть создать контекст), и только затем перейти к деталям, рассказав как это работает. В этом случае вас поймут все. Риск, что эксперты утратят интерес к выступлению, невелик. Наоборот, они лишний раз почувствуют уверенность в своих знаниях и, возможно, смогут взглянуть на известные факты с новой стороны.

Если у вас остались сомнения по поводу того, стоит ли упрощать, то попробуйте посчитать цену негативного впечатления. Представьте, что если ваше выступление не будет удовлетворять потребностям слушателей, то вы заплатите штраф – 100 руб. за каждого разочарованного. Если информация слишком упрощена, то вы можете произвести негативное впечатление на экспертов (скажем, в вашей аудитории 10 экспертов, тогда штраф составит 100 руб. х 10 человек = 1000 руб.). Если же информация слишком сложна, то вы произвёдете негативное впечатление на новичков (скажем, в аудитории 90 новичков, тогда штраф составит 100 руб. х 90 человек = 9 000 руб.). Как видно, в данном случае штраф за слишком умную презентацию гораздо существеннее, чем за чрезмерное упрощение.

Ограничьтесь главным

Если вы хотите объяснить какую-то идею, вы должны правильно её «упаковать». Упаковка всегда означает некие ограничения: в неё помещается только определённый объем, а всё лишнее приходится откидывать. Это справедливо для объяснений: хорошее объяснение должно быть коротким и должно включать только те данные, которые отвечают нуждам аудитории.

Не бойтесь уменьшать масштаб явления, чтобы объяснить его суть. Забудьте об исключениях – говорить о них имеет смысл только тогда, когда слушатели уже усвоили основную идею. Можно даже пожертвовать точностью ради понимания.

Ограничения по времени и объёму помогают объяснять эффективнее.

Возьмём для примера довольно сложное IT-явление – виртуализацию. Его суть в том, что специальное программное обеспечение устанавливается на компьютеры компании, и позволяет задействовать их неиспользуемую мощность. В результате компания может сэкономить, потому что ей не нужно закупать дополнительные компьютеры.

Кажется, что объяснить это какой-нибудь тётушке Марте, далёкой от ITиндустрии, довольно сложно. Однако донести до неё основную идею вполне реально, например, если провести аналогию с её личным компьютером. Конечно, в этом случае мы пожертвуем точностью, потому что такое ПО не может работать на отдельно взятом компьютере, зато мы достигнем понимания и сформируем у тётушки уверенность, что она способна разобраться в теме, а значит – сохраним её интерес.

Упрощайте объяснение до тех пор, пока не зазвучит самая простая базовая идея.

Точность формулировок, специальные термины и подробности работы инфраструктуры компьютера тётушке ни к чему. Достаточно сказать что-то вроде:

На вашем компьютере установлена система Windows, верно? Для её работы нужна лишь половина мощности, которой обладает компьютер. А на свободное место можно установить ещё одну систему. Она не будет вам мешать, вы её даже не заметите, но она позволит задействовать неиспользованную мощность. Это всё равно что иметь два компьютера в одном.

Рассказывайте истории

Обычно сюжет включает следующие основные элементы: герой к чему-то стремится или в чём-то нуждается. Он в отчаянии от того, что у него этого нет, и хочет преодолеть препятствие, чтобы получить желаемое. В конечном итоге он добивается успеха. В роликах Common Craft часто можно услышать подобные выражения:

  • Познакомьтесь с Бобом, у него есть проблемы и он в отчаянии.
  • Боб находит решение и пробует им воспользоваться.
  • Теперь он счастлив.
  • Разве вы не хотите чувствовать себя, как Боб?

Такое повествование затрагивает основные человеческие эмоции. Нам всем знакомо чувство отчаяния, когда мы не можем иметь то, что хотим. Также нам знакомо чувство удовлетворения, когда мы получаем то, к чему стремились. Если в своём объяснении апеллировать к этим чувствам, слушателю будет гораздо проще ответить для себя на вопрос: почему это должно меня интересовать.

Чтобы использовать истории, не обязательно быть прирождённым рассказчиком. Объяснения не требуют традиционного сюжета. Однако разница между рассказом и изложением фактов всё же существует. Сравните два объяснения.

  • Сухие факты. Блог – это личный дневник, опубликованный в Интернете и состоящий из отдельных записей (постов), которые обычно отображаются в обратном хронологическом порядке, так что последнее сообщение является первым. Как правило, блоги ведутся одним человеком, иногда небольшой группой и часто на одну тему.
  • Личная история. Познакомьтесь с Элисон. Недавно она создала сайт, где описывает свой опыт по воспитанию щенка. Ее сайт – это интернет-журнал, или блог, куда она помещает новые сообщения, которые появляются в верхней части странички каждые несколько дней. Эти сообщения позволяют ей связываться с любителями собак во всём мире.

В этих объяснениях представлена одна и та же информация, они примерно равны по объему, но во втором случае объяснение воспринимается легче. Мы не знакомы с Элисон, в её истории нет ни драмы, ни конфликта, но тем не менее такая информация привлекает. Элисон – живой человек, и мы можем ей сопереживать. Такие персонажи помогают перенести отвлечённые понятия в реальный мир. В этом и состоит сила рассказа.

Если в объяснение добавить персонаж и рассказать о фактах сквозь призму его опыта, то слушатели усвоят такую информацию гораздо лучше.

Выстраивайте связи между новыми данными и тем, что слушатель уже знает

Кинематографисты Голливуда сталкиваются с огромными трудностями, объясняя идею нового фильма. Чтобы получить студию, они должны заинтересовать руководство своим сценарием. В 1970-х годах команда кинематографистов разрабатывала идею нового фильма про инопланетянина. Они смогли заинтересовать студию с помощью всего трёх слов: «челюсти в космосе». Вместо того чтобы излагать новый сюжет, они просто сослались на известный всем фильм Стивена Спилберга «Челюсти», и таким образом передали основную идею своего сценария. Это сработало – новый фильм был снят, вышел в прокат под названием «Чужой» и получил премию «Оскар».

Благодаря аналогиям сложные концепции становятся проще. Например, чтобы объяснить идею Google Docs можно сравнить сервис с электронной почтой, по которой вы посылаете разным людям файл, чтобы они внесли в него свои правки и отправили вам обратно. Это очень неудобно, потому что вам приходится сводить информацию из разных писем в общий файл. Google Docs позволяет нескольким людям править документ одновременно, поэтому больше не нужно отправлять друг другу письма.

Аналогии с уже известными явлениями помогают объяснить даже очень сложные понятия, например, дополненную реальность. В 2011 году компания Common Craft выпустила такой ролик.

Если вы когда-нибудь видели фильм о летчике-истребителе, то видели и ту картину, которую он наблюдает из своей кабины. Однако пилоту её недостаточно. Ему необходим пласт дополнительной информации, который расширяет картину реальности, внося в неё добавочные полезные пункты. Последнее время такой же пласт появился на вашем смартфоне. Но вместо полётных данных он содержит информацию об окружающем мире. Это и есть дополненная реальность. Использование связей – это эффективный способ укрепить уверенность людей и снизить цену понимания той или иной идеи. Можно сказать, что аналогия с чем-то уже известным – это важная ступенька к пониманию нового.

Заключение

Существует бесконечное количество способов «упаковать» одну и ту же идею – всё зависит от потребностей аудитории. Однако элементы «упаковки» и последовательность их расположения остаются неизменными. Обобщим, из чего складывается эффективное объяснение, по версии Common Craft.

  • Неоспоримое (понятное слушателям) утверждение. Начните объяснение с заявления, которое разделяет ваша аудитория. Это нужно, чтобы создать ощущение согласия. Вы «договоритесь» со слушателями, что одинаково смотрите на мир, и тем самым поможете им почувствовать себя увереннее и больше вам доверять. Например: Все мы согласны, что цены на бензин растут.
  • Контекст (описание ситуации). Теперь надо применить сделанное заявление к собственной жизни. Контекст создаёт основу для объяснения и позволяет аудитории понять, почему это важно. Например, вы могли бы сказать: Бо́льшая часть ваших доходов уходит на заправку машины.
  • Личная история. Идеи лучше воспринимаются, если преподносятся в виде рассказа, герой которого столкнулся с проблемой, испытал отчаяние и пытается найти решение. Например: Познакомьтесь с Салли, ей надоело платить за бензин такие деньги, ей нужны альтернативы. Вот что она придумала.
  • Связи с уже известной информацией. Новые идеи надо связать с тем, что слушателям уже известно. Подберите аналогии. Например: Салли понимала, что поездка на автобусе сродни выполнению нескольких дел сразу. Она может одновременно ехать на службу и работать.
  • Описания. Наконец, дошла очередь до ответов на вопрос как это работает. Салли обнаружила, что могла бы экономить более 20 долл. США, если бы ездила на автобусе три раза в неделю.
  • Вывод. С помощью предыдущих элементов вы подвели аудиторию к определённой мысли. В следующий раз, когда вас обескуражат цены на бензин, вспомните…

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *