Перейти к контенту →

И не пытайтесь! Древняя мудрость, современная наука и искусство спонтанности. Эдвард Слингерленд. Краткое содержание

Автор книги “И не пытайтесь!” Эдвард Слингерленд доводит до читателей мысль о том, что стараться быть спонтанным — это оксюморон, именно стараниями легче всего убить чувство спонтанности. В китайской философии есть понятие «у-вэй» — «недеяние». Обладатели такого состояния харизматичны, расслаблены легко находят выход из затруднительного положения. Узнайте как достигать этого состояния с помощью 7 инструментов.

Как поймать состояние сосредоточенной расслабленности: сила «у-вэй»

В нашей культуре большую роль играет старание, с другой стороны, мы очень ценим вдохновенную раскованность, умение быть «в ударе». Для некоторых профессий — например, в актерском мастерстве или политике, значение спонтанности налицо. В других случаях оно не так очевидно, но умение вести себя раскованно так или иначе пригождается всем — спортсменам, учителям, руководителям, предпринимателям.

Проблема в том, что стараться быть спонтанным — это оксюморон, именно стараниями легче всего убить чувство спонтанности. Классический пример — бессонница: чем больше вы стараетесь уснуть, тем сложнее вам будет это сделать. Мы уделяем слишком много внимания воле, разуму и самоконтролю; опасаемся хоть немного расслабиться — кажется, что тогда превратишься в импульсивного раздолбая.

Автор книги рассматривает феномен спонтанности с точки зрения древнекитайской философии. Мыслители Поднебесной знали толк в спонтанности, потому что остро чувствовали ее важность и бросали все свои интеллектуальные способности на поиск способов ее достичь. В китайской философии есть понятие «у-вэй» — «недеяние». Впрочем, оно не означает бездействия. Слингерленд пишет: «Люди, пребывающие в у-вэй, чувствуют, будто они не делают ничего, хотя в то же время они могут создавать блестящие произведения искусства, ловко находить выход из затруднительного положения и даже приводить весь мир к гармонии».

Люди, которые находятся в «у-вэй», обладают харизмой. От них исходит свет обаяния, с ними хочется сотрудничать и помогать, даже если об этом не просят. Но в отличие от состояния потока, у-вэй связан с принадлежностью к какой-то общей системе ценностей. Спонтанность у древних китайцев считалась краеугольным камнем не только личного, но и общественного процветания.

Биографическая справка

Эдвард Слингерленд — профессор Университета Британской Колумбии (Канада), специалист по китайской философии, сравнительному религиоведению, когнитивной лингвистике и эволюционной психологии.

Что такое у-вэй

Разные школы китайской философии искали различные подходы к у-вэй. Слингерленд подчеркивает, что многие древнекитайские идеи о спонтанности подтверждаются современной наукой. Например, функциональная магнитно-резонансная томография изучает, как проявляется у-вэй в активности разных участков мозга. Эволюционная психология объясняет, почему мы получаем удовольствие от состояния у-вэй. Дело в том, что очень многие жизненные задачи нельзя эффективно решить с помощью сознательной части психики.

Нейробиологические процессы, которые позволяют нам критически мыслить и анализировать, слишком медленны, сложны и неоправданно энергозатратны в ситуации, когда нам, например, надо спасаться от тигра или понять, какие эмоции написаны на лице соседа с первого этажа. В таких случаях вступают в силу механизмы, отвечающие за распознавание паттернов — намного более древние и быстрые. При таком принятии решений мы в значительной степени опираемся на эмоции, и хотя в краткосрочной перспективе они часто бывают иррациональны (мы делаем что-то неконструктивное сгоряча и жалеем об этом). В долгосрочной перспективе они приносят больше прибыли, чем убытков — например, эмоции помогают нам быть более этичными, выстраивать доверительные отношения и кооперироваться для всеобщего блага.

Нюанс в том, что для того, чтобы эмоции принесли максимальную выгоду, они должны быть искренними, потому что притворщик всегда рискует быть разоблаченным и потерять доверие окружающих. Спонтанное поведение трудно имитировать, и это придает ему дополнительную ценность. С этой точки зрения харизма (китайцы называют ее «дэ») — это энергетика честности, расслабленности и уверенности, энергетика сильных, но не агрессивных людей, — тех, кто реально может изменить мир к лучшему.

Обманщики и злодеи невольно выдают себя именно в состоянии расслабленности, поэтому и древние китайцы, и современные бизнесмены часто сопровождают заключение сделок возлияниями. Растормаживающая сила алкоголя делает человека уязвимым, и если он идет на это в вашей компании, значит, он доброжелательно настроен.

Если обобщить, у-вэй — это:

— Непринужденность и естественность в сочетании с высокой эффективностью.

— Столкновение сознательной части «Я» со стихийной.

— Способность решать многие задачи на «автопилоте».

Конфуцианство: постараться не стараться

Конфуций предлагал входить в это особое состояние парадоксальным способом: постараться уйти как можно дальше от естественности и достичь в этом совершенства. По мнению философа, природа явно тянет нас к хаосу и порокам, а секрет успеха — в развитой силе воли, осознанном подходе к своему поведению и подавлении чувств. Все важные навыки отрабатываются через повторение ритуалов, — до тех пор, пока они отточатся до автоматизма. Привитие культурно-нравственных норм Конфуций сравнивает с отделкой или перестройкой плохо сконструированной личности. Ритуалы отлично помогают, например, «обтесать» грубые чувства и придать им более рафинированную форму.

Аргументы в пользу такого подхода:

— Сознание проявляет гибкость там, где автоматические навыки наталкиваются на стену. Если нам не удается освоить что-то через один ритуал, мы можем придумать другой. Если не удается справиться с ситуацией привычными инструментами, которые подкидывает бессознательное, мы можем проанализировать ситуацию и найти недостающий инструмент.

— Сознание помогает нам решать конфликты между бессознательными желаниями. Например, вы одновременно хотите запустить новый проект, но опасаетесь, что останется меньше времени на общение с семьей. Если не осознать и не проанализировать этот конфликт, можно надолго застрять в метаниях.

— Несмотря на то, что мы ценим «живое», эмоциональное сочувствие, наиболее тонко и точно понять другого человека помогает так называемая когнитивная эмпатия — способность построить у себя в голове что-то вроде модели конкретного человека, со свойственной ему системой ценностей, мотиваций и способами реагирования на мир. Это интеллектуальная операция. Поэтому, например, социопаты, не способные к эмоциональному сочувствию, могут блестяще «читать» других людей.

— Ритуалы и культурные коды могут быть хорошими точками опоры для абстрактного мышления. Мы можем один раз потратить интеллектуальный ресурс на их выработку, а потом просто следовать им, экономя энергию. Кроме того, есть такой феномен, как «истощение эго»: совершая выбор, мы каждый раз расходуем энергию, а ее запасы не бесконечны. Не лучше ли заранее установить себе «выбор по умолчанию» для распространенных жизненных ситуаций, либо воспользоваться наработками прошлых поколений? Западная культура превозносит индивидуализм и новаторство, но если задуматься, даже самые дерзкие изобретатели и творцы часто опираются на опыт предшественников.

— По мере обучения «нарочные» действия могут переходить в бессознательные навыки. Самый простой пример — плавание: научившись плавать, вы вряд ли будете каждый раз задумываться о том, как двигать руками и ногами. Если вы, допустим, начнете подкармливать бездомных животных, сможете почувствовать от этого положительные эмоции, которые, в свою очередь, мотивируют вас делать другие добрые дела.

Сомнительные моменты философии:

— Есть риск остановиться на имитации спонтанности, а это, помимо риска разоблачения, — самое непрактичное, что вы можете с собой сделать. Такие имитации куда более энергозатратны, чем реальная непосредственность.

— Если увлечься самоконтролем, можно перестать прислушиваться к своим чувствам и желаниям, часто это заводит не туда

Даосизм: возвратиться к истокам

Культовый философ и основоположник даосизма Лао Цзы (его трактат «Дао дэ Цзин» уступает по количеству переводов только Библии), наоборот, считал, что сами по себе люди — вполне хороши, но общество и культура все испортили. Важно следовать самым базовым желаниям, а не хотеть все время нового и недосягаемого, что предлагает нам культура. Ярлыки мешают нам прислушиваться к интуиции.

Последователей Лао Цзы можно считать первыми хиппи — они верили, что отрешившись от благ и искушений цивилизации, можно достичь у-вэй и вернуть утраченную детскую непосредственность.

Аргументы в пользу такого подхода:

— Критический анализ действительно мешает ценить простые радости жизни. Один психологический эксперимент показал, что участники, которым надо было пробовать клубничный джем разных марок и анализировать его качества, в целом посчитали джем менее вкусным, чем те, кто мог просто его пробовать без всякого анализа.

— Погоня за успехом уводят нас от внутренней гармонии, потому что абсолютное счастье недостижимо. Согласно теории гедонистической адаптации, положительные и отрицательные события лишь на время повышают уровень (не) удовлетворенности человека жизнью. Теории подтверждают эксперименты: люди, пережившие большую удачу или, наоборот, тяжелые удары судьбы, достаточно быстро возвращаются к типичному для них градусу позитива. Таким образом психика поддерживает гомеостаз, чтобы избежать перегрузок: если мы будем надолго выбиты из колеи какими-то переменами, это помешает нам действовать эффективно и вообще поставит под угрозу наше выживание.

— Когда мы стараемся быть хорошими, мы склонны себя переоценивать, легко даем себе поблажки. Например, люди, которых просили представить, что они только что потратили время на общественные работы, чаще других оценивали себя как благородных и милосердных и охотнее награждали себя каким-нибудь предметом роскоши (только за самоощущение, а не за реальные действия). Так что признание и принятие хотя бы некоторых своих эгоистичных желаний поможет вернуть критический взгляд на свои поступки.

Сомнительные моменты философии:

— Миф о «благородном дикаре» не имеет под собой реальных оснований: аборигены так же склонны к социальному расслоению и жестоким войнам, как и цивилизованные люди.

 

— Если так естественно быть безыскусным, если все, что нам нужно, — это вернуться «к истокам», то зачем нам трактаты, советующие так поступать? Казалось бы, достаточно расслабиться и следовать интуиции. Но, похоже, жизнь в простоте не так легко дается, и нам почему-то свойственно стремиться к обратному.

Учение Мэн-цзы: стараться, но не слишком

Философ Мэн-цзы предлагает более сбалансированный подход: гармоничное и высокоморальное поведение — это продукт воспитания, но такое воспитание должно учитывать естественные побуждения. То есть, чтобы вести себя нравственно, нужно стараться, но не слишком, и следовать своим наклонностям в той мере, в какой это не мешает делу.

Мэн-цзы считал, что в каждом человеке заложено «четыре ростка» благородной спонтанности:

1. Чувство сострадания;

2. Стыд за злодеяние;

3. Чувство почтительности;

4. Чувство правдивости.

Нравственные ростки надо культивировать так же, как мы культивируем растения в саду: если пустить все на самотек, ростки погибнут, но если, как в китайской сказке, насильно подтягивать их, чтобы быстрее росли, они завянут. Мэн-цзы делал ставку на «возделанную естественность». А возделывать ее стоит, используя чувство и воображение, а не только абстрактные идеи и рассуждения.

Аргументы в пользу такого подхода:

— Врожденное нравственное чувство есть не только у людей, но и у приматов, — это доказали эволюционные биологи. Выражается оно в желании помочь слабым, в способности вздрогнуть, увидев, как кто-то порезался, в протесте против несправедливой дележки корма. К примеру, обезьяны-капуцины отказываютсяот пищи, если видят, что другая обезьяна получает больше огурцов, чем заслуживает. В краткосрочном режиме это невыгодно — ты остаешься совсем без еды. Зато в долгосрочной перспективе это позволяет регулировать общественные отношения.

— Самые прекрасные концепции нравственного поведения останутся утопиями, если они требуют от людей слишком многого. Преимущество подхода Мэн-цзы — в его доступности широкому кругу людей и разумном балансе между ожиданиями от результата и трудоемкостью процесса.

— С точки зрения нейробиологии, обучение — это холистический процесс. Мы запоминаем не так, как машины, которые загружают в память новые отдельные файлы. В человеческой голове новая информация тесно связана с эмоциями и телесными ощущениями.

Сомнительный момент концепции:

Естественность, и даже само существование нравственного начала в окружающих не так легко заметить. Ростки морали во многих людях находятся в зачаточном состоянии.

Что же в итоге делать?

По мнению Слингерленда, на пути к постижению у-вэй концепции и подходы нужно комбинировать. Автор предлагает 7 инструментов.

1. Развивать дивергентное мышление

У нас есть два основных способа мыслить — если очень упрощенно, то вширь (наращивая число вариантов) и вглубь (сокращая число вариантов и дорабатывая нюансы). Первый способ называется дивергентным мышлением, второй — конвергентным.

Дивергентное мышление — основа творчества; детям оно дается гораздо лучше, чем взрослым, а с возрастом способности к дивергентному мышлению начинают затухать. Это происходит потому, что жизненный опыт научил взрослого человека отсекать все «лишние варианты», которые не выглядят, как наипростейшее решение задачи. А еще мы боимся показаться глупыми.

Как раскрепоститься и включить дивергентное мышление? Существуют разные творческие техники, самая простая и популярная — мозговой штурм, во время которого участники озвучивают любые идеи, вне зависимости от их необычности. Также когнитивный контроль ослабляют небольшие дозы алкоголя (это, конечно, не повод им злоупотреблять) и периодическое отвлечение от темы размышлений на что-то простое. Классический пример — таблица Менделеева, которая приснилась ученому после того, как он решил отдохнуть от раздумий. Мозг немного расслабился и собрал головоломку.

2. Абстрагироваться от внешнего давления

Психологические исследования показывают, что внешнее давление и высокие ставки вынуждают людей концентрироваться на действиях, которые обычно совершаются бессознательно. Это делает нас медлительными и неловкими. В результате возникает парадокс, знакомый многим по опыту: чем больше стараешься, тем хуже выходит. В этом случае лучше попытайтесь абстрагироваться от высокой ценности результата. Представьте, что вы просто тренируетесь или развлекаетесь.

3. Заниматься медитацией и дыхательными упражнениями

Медитативные практики помогают лучше осознавать свои эмоции и желания, но при этом не оказываться в их власти. А «дневники благодарности», в которых человек письменно фиксирует положительные стороны своей жизни, улучшают как физическое, так и душевное самочувствие.

4. Разгадывать коаны

Коаны состоят из загадок, абсурдных утверждений или диалогов, которые надо какое-то время обдумывать, чтобы избавиться от гнета рациональности. Например: « Как звучит хлопок одной ладонью?».

5. Развивать эмоциональный интеллект

Гораздо выгоднее не душить эмоции, а осознанно перенаправлять их и облагораживать. Например, любовь к своему дому и семье можно спроецировать на всю страну, развивая у себя чувство патриотизма и ответственности перед обществом. Если встроить какие-то жизненные правила в свою систему ценностей, гораздо больше шансов, что вы будете их соблюдать. Как пишет автор, «законам вы подчиняетесь, а ценности просто чувствуете».

6. Применять разные стратегии, понять, что вам ближе

Консерваторам ближе традиции, авторитет и самодисциплина, а либералы предпочитают свободу личности, творчество и гибкость. Так что в каком-то смысле различия между теориями Конфуция и Лао-цзы можно воспринимать как спор консерваторов с либералами.

7. Применять разные стратегии для разных ситуаций

Например, если вы хотите перейти на здоровое питание, вам придется убрать из холодильника пирожные и ввести в свой рацион больше зелени и белковых продуктов. Это требует рационального расчета рациона и сознательных усилий по формированию привычки. С другой стороны, тут важно прислушиваться к себе и давать некоторые поблажки. Например, выбирать самое вкусное из полезных лакомств или наименее вредное — из привычных.

Заключение

Исследования современных психологов подтверждают наблюдения древних философов: для достижения личного благополучия и социального успеха важен баланс между разумной (волевой) и импульсивной сторонами человеческого «Я».

Не пытайтесь изображать невозмутимость и расслабленность: на имитацию уйдет гораздо больше сил, чем оно того стоит.

Снижайте важность любых событий в своей жизни. Чем меньше вы беспокоитесь о результате, тем легче достигаете желаемого.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *