Перейти к контенту →

Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно. Эстанислао Бахрах. Краткое изложение

Доминантная форма мышления современного человека называется «здравый смысл» (читай: поиск стандартных решений). Идея или решение кажутся нам «здравыми», если не противоречат привычным. В жизни мы чаще всего руководствуемся своим обычным поведением и моделями восприятия. Люди производят около 65 тыс. мыслей в день, и 95% из них похожи на те, что были вчера. Мозг не тратит энергию на поиск нового, а прибегает к шаблонам, которые уже накоплены в его архиве. Только отказавшись от мыслительных стереотипов и разрушив старые связи, мы можем найти новые комбинации, то есть стать творческими.

Содержание:

Нейронаука утверждает, что сама по себе способность к творчеству является врождённой и остаётся с нами на протяжении всей жизни. Сознание продолжает обучаться и изменяться до самой смерти благодаря такой способности мозга, как нейропластичность (изменение нейронных связей). Однако это происходит лишь с теми, кто даёт труд своему мозгу фантазировать, сомневаться, смешивать понятия. Как показало исследование Клейтона Кристона из Гарвардской школы бизнеса, на 80% творчеству можно научиться. Если вы добавите в свою повседневную жизнь техники для развития творческого потенциала, которые вы найдёте в нашем обзоре, уровень ваших творческих способностей поднимется на 20-50%.

Чтобы творить, недостаточно щёлкать мыслительные задачки, как орешки. Важное условие для творчества — благоприятный эмоциональный фон. Поэтому помимо советов, как сделать мышление более свободным (то есть увеличить количество идей) и более гибким (то есть сделать идеи более оригинальными), в обзоре вы найдёте также техники по обретению душевного равновесия.

Биографическая справка

Эстанислао Бахрах — молекулярный биолог, нейропсихолог, доктор наук. Консультирует по вопросам лидерства и развития креативности.

Введение

Человека отличает способность присваивать предметам свойства и значения, которыми они изначально не обладали. Благодаря умению мыслить символами у нас есть язык, письмо, искусство, математика. Это значит, что человеческий мозг от природы способен фантазировать и создавать нечто принципиально новое. Однако в большинстве случаев мозг ленится это делать. Убедитесь сами: закройте на несколько секунд глаза и представьте себе закат. Большинство людей припоминают картинку, которую они когда-то видели. Мозг всегда ищет решение среди знакомой информации, он не станет просто так «зажигать» другие нейроны, чтобы вообразить ранее невиданный закат.

Чтобы мыслить нестандартно, нужно прилагать значительные усилия. Развитие творческого потенциала занимает несколько лет. Но если в детском возрасте это происходит легко и с удовольствием, то уже с момента поступления в школу мир становится более логичным и рациональным, от нас требуются «правильные» ответы, и тяга к творчеству у большинства учеников притупляется.

Творческий процесс

Чтобы лучше понять творческий процесс, его можно условно разбить на пять этапов.

Подготовка. Или: погружение в проблему. Лучше, если процессу погружения будет сопутствовать рост любопытства, а не эмоциональной напряжённости. Не пускайте дело на самотёк, поставьте перед собой ясную творческую задачу.

Обдумывание. Идеи роятся на бессознательном уровне — важно не торопиться и позволить подсознанию поработать без вашего участия. Ключевой процесс здесь — образование необычных связей между известными элементами. Чем меньше вы станете опираться на логику, тем более необычные связи вам удастся выстроить.

Озарение. Это не что иное, как осознание уже найденного подсознанием решения и признание его достойным. Чтобы озарения случались, нужно, говоря образно, держать двери сознания открытыми. Как это сделать, обсудим вскоре.

Оценка. Это напряжённый момент критического обдумывания, стоит ли воплощать идею в жизнь, хватит ли у нас сил, стоит ли игра свеч.

Разработка. Самый длинный этап творческого процесса. Набросанные «эскизы» предстоит превратить в понятное ТЗ. Как говорил Эдисон: 1% вдохновения и 99% пота.

Откуда берутся идеи

Самое интересное объяснение тому, как рождаются идеи, принадлежит Эрику Канделю (в 2000 году он получил за свою работу Нобелевскую премию). Согласно его исследованию, с момента рождения мозг фиксирует абсолютно все образы, ощущения и переживания, создавая громадный архив воспоминаний. Когда же перед человеком встаёт творческая задача, он составляет мозаики из разных элементов, уже присутствующих в его мозговом архиве. Иными слова, мы никогда не придумываем ничего принципиально нового, мы лишь комбинируем известное.

Чем расслабленнее человек, тем свободнее перемешиваются воспоминания, превращаясь в причудливые и оригинальные — творческие — идеи. Поэтому, чтобы вас постигло озарение, нужно на этапе генерации идей постараться не оценивать, не комментировать, не редактировать то, что появляется в сознании. Не стоит беспокоиться и вспоминать прошлые успехи и неудачи. Не следует прикидывать, как вы будете воплощать идею в жизнь. Просто позвольте воспоминаниям из вашего архива всплывать из глубин памяти и свободно перемешиваться.

Что помогает достигнуть озарения

Помощник 1. Рефлексия. Замечено, что озарения чаще происходят с теми, кто осознаёт свои внутренние мыслительные процессы. Такие люди лучше улавливают слабые сигналы. Возьмите за привычку наблюдать за тем, как вы думаете. При необходимости можно будет поменять стратегию размышлений. Любая техника, позволяющая узнать себя и развить свой эмоциональный интеллект, делает человека более творческим.

Помощник 2. Расфокусировка. Когда специализированные области мозга не очень активны, мозг как целостная система становится более деятельным. Снижая интенсивность работы отдельных нейронных сетей, мы повышаем общую ментальную активность. В расслабленном состоянии начинается активация нейронов во всех частях мозга. Чем ниже общая активность нейронной сети, тем больше отдельных нейронов могут активироваться. А если закинуть более широкую «сеть», то можно поймать больше «рыбы».

Помощник 3. Расслабленность. Расслабиться означает отвлечься, не концентрироваться на проблеме. В состоянии полной расслабленности специализированные области затихают, а ассоциативные зоны усиливают работу. Чем мы спокойнее, тем больше не связанных ранее областей мозга начинают взаимодействовать и способствовать появлению озарений. Прогулки в тишине, медитация и любые расслабляющие занятия помогают снизить уровень стресса, а также активируют и синхронизируют работу неспециализированных областей мозга. В результате озарения легче всплывают из глубин подсознательного.

Помощник 4. Намерения. Благодаря намерениям, вы уделяете больше внимания одним вещам и меньше другим. Намерения фильтруют восприятия. Если смотреть на облака с намерением различить какой-нибудь объект (сердечко, дракона и пр.), то вы, безусловно, увидите много интересного. Исследования говорят, что чем больше внимания мозг уделяет определённому стимулу, тем более сложную информацию о нём мы способны сохранить в памяти. Именно поэтому: чем больше внимания, тем эффективнее обучение. Именно поэтому прежде чем начать генерировать идеи, нужно поставить перед собой творческую задачу.

Техника «Цвет дня». Чтобы приучить себя быть внимательным, попробуйте следующее упражнение. Выберите любой цвет и в течение дня старайтесь искать его во всём, что вам встречается.

Помощник 5. Уважение к «бесполезному». Наверняка, вы не раз слышали, что для развития творческого потенциала нужно выполнять умственные задачки, в которых нет никакого практического смысла (но только на первый взгляд). Например, такую.

Техника «Случайное слово». Выберите любое слово и попробуйте нарисовать его (рисунок может быть сколь угодно абстрактным). Так вы активизируете правое полушарие. Затем напишите все возможные признаки данного понятия. Затем запишите все ассоциации, которые у вас вызывает это слово.

Упражнение само по себе полезно, потому что заставляет проснуться ваше правое «творческое» полушарие. Однако его результаты вполне могут быть применены на практике — для решения актуальной для вас задачи. Вот как это происходит.

Например, перед вами стоит задача придумать небанальное поздравление для партнёра на день рождения его компании. Вы загадали случайное слово «овца». Её характерные признаки: шерсть, чёрный нос, четыре лапы, поедание травы, беканье. Ассоциации, которые у вас возникли, — тепло, комфорт, стрижка, глупость, еда. Эти признаки и ассоциации, связанные с овцой, неожиданным образом могут подсказать вам небанальные пожелания для партнёра, например такие: чтобы его компания выглядела тёплой и уютной в глазах сотрудников, белой и пушистой в глазах проверяющих, а самого партнёра безотказно кормила многие годы.

Вообще, творческие люди гораздо терпимее к двойственности, противоречиям и непоследовательности. Их не сводит с ума отсутствие логики в чужом поведении или словах. Для них любые несостыковки — это источник для размышлений и построения новых ассоциативных связей.

Как ещё тренировать мыслительную гибкость

Упражнение 1. Четыре буквы. Напишите предложение из четырёх слов, например: «Хочу найти много идей». Затем придумайте ещё несколько предложений из четырёх слов так, чтобы каждое слово начиналось с той же буквы, что и слова в исходном предложении. Например, в нашем примере первые буквы «х», «н», «м» и «и»: «Хромой незнакомец медленно идёт», «Холодно ночью монетки искать».

Упражнение 2. Взгляд из другой профессии. Люди, которым по работе приходится часто решать творческие задачи, очень любят эту разминку для ума. Когда перед вами стоит некая задача, и вы не знаете, как к ней подступиться, представьте, как её решил бы человек другой профессии. Например, танцор, пожарный, плотник, укротитель диких обезьян или психоаналитик. Кстати, если вы будете периодически читать интервью или мемуары людей разных профессий, вам будет проще занять чужую позицию.

 

Упражнение 3. Активное смотрение. В отличие от двух предыдущих техник, эта — более глобальная. Это значит, что активно смотреть на окружающий мир нужно каждую минуту, а не только время от времени, в качестве умственной разминки.

Вы наверняка слышали про активное слушание — когда в процессе беседы человек не просто слушает своего собеседника, но активно вникает в смысл его слов, задаёт уточняющие вопросы и стремится понять чувства и мотивы, которые стоят за его высказываниями. Другими словами, он не просто позволяет информации вливаться в свои уши, но сам участвует в этом процессе. Активное смотрение — это так же форма деятельного восприятия информации.

Анри Матисс говорил, что работа художника начинается с вИдения, которое является творческим процессом, требующим определённых усилий. Современные нейропсихологи подтвердили, что мы получаем визуальный опыт не пассивно: сначала мозг различает форму, цвет, движение и пр. каждого объекта, а затем заново собирает визуальную картинку воедино. То есть мозг не просто считывает, но каждый раз создаёт картинку действительности. Нужно ли говорить, что то, что мы в итоге «видим», может не соответствовать действительности, потому что в процессе сборки информация получает нашу субъективную интерпретацию.

Эксперимент. В Университете Бордо провели забавный опыт. В белое вино добавили красный краситель. Изменился лишь цвет вина, а вкус и запах остались нетронутыми. Вино дали попробовать экспертам-сомелье, и цвет обманул всех! Искушённые сомелье описали вкус вина в терминах, более подходящих красным сортам.

Итак, мы видим не глазами, а мозгом. А то, что мы способны увидеть, напрямую связано со степенью нашей творческой свободы. Поэтому полезно тренировать свою способность смотреть. Невролог Ричард Рестак предложил техники для расширения сенсорных сетей мозга и, значит, — для развития творческого потенциала. Вот одна из них.

Упражнение «Бонсай». Поставьте бонсай на пол, посмотрите на него сверху и постарайтесь запомнить увиденное. Закройте глаза и вспомните картинку во всех деталях. Откройте глаза и проверьте себя. Теперь поставьте дерево на уровне глаз. Посчитайте количество веток и листьев. Закройте глаза и восстановите картинку. Не проговаривайте про себя цифры — сосредоточьтесь на образах, а не на словах.

Такое активное смотрение помогает усилить нейронные связи, вовлечённые в восприятие. А как мы знаем, нейронные связи — это физическая основа нашего мышления, более или менее богатого. Безусловно, зрение — важнейшая форма восприятия. Однако аналогичным образом можно тренировать и все остальные органы чувств – вслушиваться, принюхиваться, трогать, чтобы затем восстанавливать эти ощущения в виде мысленных образов.

Тупики на пути озарения

Теперь посмотрим, что мешает нам искать оригинальные идеи.

Препятствие 1. Искать идеальное решение. Секрет заключается в том, что нужно производить много идей, а не стараться придумать сразу одну хорошую или необычную. Для этого позвольте всем приходящим в голову идеям быть, не отсеивая ничего и не одёргивая себя.

Препятствие 2. Удовлетворяться первой хорошей идеей. Когда в голову приходит более-менее хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. В том числе поэтому не следует оценивать идеи на первом этапе их генерации. Чтобы не застрять на какой-нибудь идее, установите для себя показатель — придумать определённое количество идей, например, 100 идей в час.

Препятствие 3. Слишком концентрироваться. Столкнувшись с новой проблемой, мы чаще всего применяем к ней стратегии, принесшие успех в прошлом. Найдя такие идеи в своём «архиве», мозг не захочет продолжать поиски. Важно научиться долго не концентрироваться ни на одной мысли.

Препятствие 4. Переживать и беспокоиться. Между озарениями и нашим эмоциональным состоянием существует тесная связь. Ощущение счастья помогает нам, а тревожность, наоборот, отдаляет от хороших идей. Если у вас обозначен дедлайн, когда нужно представить новую креативную идею, найти её будет непросто. Мозг работает эффективнее, если ему некуда спешить. К сожалению, стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни. Как уверяют учёные из Стэнфордского университета, подавлять негативные эмоции бесполезно и даже опасно. Вот четыре шага, позволяющие отдалиться от эмоциональной перегрузки.

Шаг 1. Не браться за то, что у вас плохо получается. Если вы не умеете делать презентации, передайте эту обязанность коллеге.

Шаг 2. Если переложить обязанность не вышло, бросьте все силы на техническую подготовку: читайте советы экспертов, как подготовиться к публичному выступлению и следуйте им. Займите голову и тело подготовкой, чтобы не оставлять места эмоциям.

Шаг 3. Смиритесь с волнением. Часто люди не просто волнуются по поводу провала, но дополнительно — по поводу того, что они будут волноваться. Поверьте, урон нервной системе будет меньше, если смириться с тем фактом, что вы будете нервничать, и больше не думать хотя бы об этом.

Шаг 4. Если эмоции вас всё же накрыли, попробуйте сделать следующее: дайте эмоции выход (в обстановке, которая позволяет это сделать) и переименуйте её (например, назовите свой страх «волнующим предвкушением»).

Препятствие 5. Нежелание удивляться. Конечно, вы — взрослый, опытный и знающий человек. Однако это не повод, чтобы задушить в себе детское любопытство. Постарайтесь сделать так, чтобы каждый день чтонибудь вас удивляло — способ парковки, блюдо в ресторане, слова коллеги. Даже на то, что вы уже видели или слышали раньше, старайтесь реагировать так, словно встретились с явлением впервые. Задавайте людям нетипичные вопросы, нарушайте обычный ход вещей, например, пригласите на обед коллегу, с которым никогда не общались наедине, или сходите с семьёй в место, куда раньше никогда не ходили (в музей, на велосипедную экскурсию или на мастер-класс по изготовлению мыла). Обязательно записывайте в конце дня, что вас поразило и как вы сами смогли кого-нибудь удивить.

Техника «Новое имя». У каждого из нас голова полна стереотипами и предубеждениями. Чтобы взглянуть на вещи свежим взглядом, попробуйте дать им новые имена. Назовите музыку парящей звуковой волной, облако — плавающим в небе паром и т.п. Чтобы дать название чему бы то ни было, вам придётся обратить внимание на его характерные свойства.

Препятствие 6. Рутина. Если каждый ваш день похож на предыдущий, то вам не позавидуешь. В такой ситуации сложно ожидать от человека новых прекрасных идей. Но ваша прямая обязанность — объявить рутине бой.

Техника «Усложнить скучное». Если делать одно и то же ежедневно, то занятие рано или поздно наскучит. Поставьте перед собой задачу увеличить своё мастерство — выполнять даже простейшую операцию лучше и совершеннее. Кстати, чем больше вы узнаёте о своей работе, тем сложнее она становится (а вовсе не наоборот, как многие думают).

Как творчество помогает в жизни

Творческий процесс во многих смыслах увеличивает количество степеней свободы человека. Чем лучше мы осознаём свои ограничения (привычки, стереотипы, страхи), тем менее мы скованы и более изобретательны. Творческое мышление, а именно — смелость увидеть жизнь под иным углом, позволяет нам заниматься любимым делом и общаться с действительно интересными нам людьми.

Стабильность в жизни, за которую многие так держатся, боясь сделать шаг в «пустоту», — это не что иное, как относительный успех, достигнутый за счёт определённых навыков и убеждений. И мы держимся за эти порой устаревшие навыки и убеждения (часто предубеждения) вместо того, чтобы увидеть вокруг себя нечто иное, что позволит продвинуться вперёд.

Чем похожи все творческие люди (и похожи ли вы на них?)

Часто нам кажется, что мы просто не в силах изменить привычные способы мышления. Раз за разом мы выбираем решения, которые однажды в прошлом сработали (даже если затем они несколько раз не оправдали наших ожиданий). Альберт Ротенберг, психиатр из Гарварда, возражает, что главное качество, которое отличает творческих людей от всех остальных, — это желание быть таковыми, то есть думать по-другому, видеть и изобретать нечто оригинальное.

Специалисты по творчеству сравнили 96 людей, которых коллеги считали творческими. Это были люди из разных профессиональных областей: историки, композиторы, критики, архитекторы, писатели, биологи, врачи, экономисты и др. Исследователи составили список общих для этих людей характеристик.

  • Физическая выносливость.
  • Упорство: прежде чем находится стоящая идея, иногда проходит много времени. Но творческие люди настойчивы.
  • Энтузиазм по отношению к работе: творческие люди обычно поглощены тем, что они делают.
  • Игривость: творческие люди могут быть ответственными, однако это не мешает им легко смотреть на любую задачу, словно на игру.
  • Удовольствие от процесса: по правде сказать, творческие люди получают от процесса даже больше удовольствия, чем от результата.
  • Одержимость работой: творческие люди не занимаются работой, которая не будит в них страсть.
  • Наличие ясной цели. Многие люди живут на автопилоте с ощущением, что все их действия не имеют никакого смысла. Если же каждое утро ставить перед собой хотя бы маленькую цель, жизнь заиграет новыми красками и у вас появится больше энергии.

В другом исследовании — его провёл в 2009 году Клейтон Кристенсен из Гарвардской школы бизнеса — приняли участие три тысячи топменеджеров и 500 предпринимателей, занятых в инновационном бизнесе. Результатом этой работы стал ещё один список «творческих» качеств.

  • Умение находить ассоциации там, где другие их не замечают.
  • Интерес ко всему подряд, а не только к своей профессиональной сфере.
  • Умение концентрироваться и подмечать то, что можно изменить в окружающем мире.
  • Отсутствие страха перед экспериментами и возможными неудачами.

Заключение

Творчество не всегда ведёт к известности или богатству, но благодаря ему повседневный опыт становится ярче и счастливее. Чем больше в жизни творчества, тем меньше в ней места для скуки: человека постоянно сопровождают маленькие и большие инсайты и предвкушения их пережить. Любопытство само по себе заряжает энергией. Возможно, все малыши такие неугомонные именно потому, что их интересует всё на свете и в результате они просто не могут остановиться. Любопытство открывает множество возможностей для творчества.

Чтобы направить свою энергию в творческое русло, начните с малого — попробуйте регулярно выполнять техники для развития ассоциативного мышления, зрительной памяти, умственной разминки, которые описаны в этом обзоре и других источниках. Старайтесь уделять внимание вещам и людям ради них самих, а не ради получения какой-нибудь пользы. Будьте любопытны (и при этом непредвзяты). Рассматривайте, подмечайте детали, прислушивайтесь… Но не чтобы дать оценку и вынести суждение, а просто чтобы увидеть то, чего вы раньше не видели. Чаще спрашивайте себя «а что, если…». Эти простые шаги сделают вас ближе к жизни, насыщенной эмоциями и энтузиазмом.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *