Перейти к контенту →

Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего? Малькольм Гладуэлл. Краткое изложение.

Гении и аутсайдеры

У успеха есть свои закономерности. Чтобы подняться на вершину, мало одних только выдающихся способностей и личностных качеств. Американский исследователь одарённости Льюис Терман много лет следил за тем, как складывается жизнь группы его подопечных детей. Он пришёл к печальному выводу — одна лишь одарённость не помогла им добиться выдающихся результатов в жизни.

Содержание:

Автор книги провёл серьёзное исследование, чтобы выявить закономерности жизненного успеха. Он изучил примеры многих людей, чьи достижения выходят за рамки привычного — среди них были бизнесмены, программисты, пилоты, музыканты, адвокаты и представители других сфер. Их биографии явно показывают — высокие достижения сильно зависят от условий, в которых прошло детство человека. Играет роль как обстановка в семье и стиль родительского воспитания, так и более широкий социальный контекст, например, принадлежность к определённому поколению или начало взрослой жизни в определённый исторический момент. Эти факторы гораздо больше помогают людям в жизни, чем работоспособность, целеустремлённость и другие положительные качества характера, о которых любят говорить современные бизнес-тренеры.


Биографическая справка

Малкольм Глаудэлл — канадский журналист, социолог, почётный доктор филологии Университета Ватерлоо. Участник списка 100 самых влиятельных людей 2005 года по версии Time. Некоторые его книги занимали первые строки в списке бестселлеров The New York Times. В 2007 году получил премию Американской социологической ассоциации за выдающиеся достижения по отчетам в социальных вопросах.

Введение

Самый высокий дуб в лесу стал таким не только потому, что рос из самого живучего желудя. Всё дело в том, что жёлудь попал в плодородную почву, другие деревья не заслоняли росток от солнца, зайцы не грызли его кору, и дровосек не срубил его до того, как он окреп. Точно такая же ситуация с выдающимися на социальном поприще людьми: они добиваются успеха не столько благодаря генам и врождённым качествам, сколько благодаря условиям, которые создала для них жизнь. Это точка зрения сегодня не в моде, зато имеет много подтверждений из реальной жизни. Люди, которые пробиваются на вершину вопреки обстоятельствам, — это лишь исключение из общего правила.

То, что мы называем талантом, на самом деле является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и вовремя выпавшего счастливого случая. Посмотрим пристальнее на факторы, которые на самом деле приводят к социальному успеху.

Фактор успеха 1. Относительный возраст

Было замечено, что хоккейные звёзды рождаются в январе. Если посмотреть статистику любой высшей хоккейной лиги, то обнаружится, что подавляющее большинство игроков родились именно в начале года. Объяснение этому факту не имеет отношения к астрологии, оно куда более прозаичное.

Всё дело в том, что в Канаде, где хоккею придают огромное значение, отбор в хоккейные секции заканчивается 1 января. Другими словами, ребенок попадает в группу 9-леток, если ему исполняется девять лет до 1 января. Представим, что у ребёнка день рождения всего через пару дней (скажем, 2-го января) и ему исполнится уже 10 лет. То есть по факту он может быть старше одногруппников почти на год. Такой ребёнок будет иметь весомое преимущество в хоккее, просто потому что он крупнее и сильнее остальных. В предподростковом возрасте разница в несколько месяцев даёт заметные различия в физической форме.

Относительный возраст даёт детям большую фору, потому что преподаватели и тренеры делают ставку на более зрелых детей. Физическую развитость они отождествляют с хорошими способностями и более «перспективным» спортсменам помогают добиваться большего.

В известном эксперименте Роберта Розенталя было ясно показано, что дети, на которых взрослые почему-то сделали ставку, добиваются больших успехов не только в спорте, но и в учёбе.

Эксперимент

Школьники выполнили тест на определение умственных способностей. Затем они были разделены на две группы в случайном порядке (вне зависимости от результатов теста). Учителям же сказали, что первая группа справилась с тестом гораздо лучше второй (и это была неправда). В конце учебного года дети ещё раз выполнили тест, и первая группа действительно справилась с ним лучше. Что произошло?

Весь год учителя, думая, что в первой группе дети очень способные, относились к ним не так, как к другим: обращали на них больше внимания, чаще спрашивали, давали больше времени на ответ, подчёркивали их успехи, а ошибки списывали на случайность. В результате, дети стали больше верить в себя.

Подобные результаты описали и другие исследователи. Так, было замечено, что лучшим студентам преподаватели обычно уделяют больше внимания, и те становятся ещё лучше.

Теперь очевидно, почему перед ребятами, рождёнными в январе, двери в большой хоккей открываются шире. В Канаде в 9-10 лет начинается отбор игроков в элитные команды. Тренеры отдают предпочтение тем, кто показывает лучшие результаты в своей группе, то есть более старшим. С ними начинают заниматься лучшие тренеры, они играют рядом с более сильными товарищами и в три раза больше тренируются (потому что элитные команды проводят до 70 матчей в год, тогда как команды из «домашних» лиг – всего около 20). В результате единственное первоначальное преимущество ребёнка – разница в возрасте в несколько месяцев — к 13–14 годам позволяет ему отточить мастерство благодаря первоклассному обучению и дополнительной практике, и теперь он действительно наголову выше своих товарищей и имеет больше шансов попасть во взрослую лигу.

Фактор успеха 2. Десять тысяч часов практики

Достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики. В ставшем уже классическим исследовании начала 1990-х годов психолог Андерс Эриксон опросил студентов-скрипачей в Академии музыки в Берлине и выяснил, чем «звёзды» отличаются от посредственностей.

Эксперимент

После опроса студентов и преподавателей между «звёздами» и посредственностями удалось выявить единственное различие. Оно не относится ни к врождённому таланту, ни к возрасту, в котором начались занятия музыкой (все музыканты начали учиться примерно в пять лет). Потенциальные солисты мирового уровня отличались от музыкантов без большого будущего лишь тем, сколько часов они посвятили за всю свою жизнь упражнениям на скрипке. Поначалу все дети занимались по два часа в неделю, но затем некоторые наращивали количество часов и, став студентами, занимались уже по 30 часов. А за всё время обучения у них набиралось около 10 тыс. часов практики.

10 тыс. часов практики — это заветное число, которое выделяет мастеров своего дела. Оно было выведено не только для музыкантов, но позже также для шахматистов, спортсменов, писателей и людей разных других специальностей. 10 тыс. часов можно набрать, если посвящать своему делу примерно три часа в день на протяжении десяти лет. Достичь высочайшего уровня мастерства за меньшее время пока ещё никому не удавалось.

Пример из жизни

Автор книги «Объяснение гениальности» обращается к примеру гения Вольфганга Моцарта. Он пишет, что по сравнению с работами зрелых композиторов его ранние произведения (например, первые семь концертов для фортепиано с оркестром) не отличаются ничем выдающимся. Самый ранний концерт, считающийся великим (No. 9. К. 271), Моцарт создал в 21 год. К этому времени он сочинял музыку уже десять лет.

Фактор успеха 3. Удачный момент

Когда Forbes составил список 75 самых богатых людей в истории человечества, оценив состояния богатейших людей планеты, начиная с Клеопатры и древнеегипетских фараонов, почти пятую часть списка заняли американцы, родившиеся в середине XIX века с разницей всего в девять лет. Среди них были Джон Рокфеллер (1839 г.р.), Эндрю Карнеги (1835 г.р.), Маршалл Филд (1834 г.р.), Генри Роджерс (1840 г.р.). Разве это не удивительно: максимальные состояния за всю историю человечества смогли заработать люди, родившиеся в определённое время в определённом месте.

Разгадка проста — в 1860-1870-х годах американская экономика переживала наибольший подъем за свою историю. Строились дороги и производства, был основан Уолл-стрит. Те, кто родились после 1840-х годов, были слишком молоды, чтобы воспользоваться моментом. Те, кто родились в 1820-х годах, были уже пожилыми людьми с закостеневшим мышлением. А вот те, кто родился в счастливом промежутке, были активны и им выпал уникальный шанс реализовать свои способности, что некоторые из них с успехом сделали. Подобный период больших возможностей случился в России 1990-х годов.

Хорошо иллюстрирует важность исторического момента пример компьютерного гения Билла Джоя. Именно он создал программное обеспечение, которое до сих пор используется как операционная система на миллионах компьютеров Macintosh по всему миру.

История из жизни

Осенью 1971 года Билл Джой начал учёбу в Мичиганском университете. И это были исключительно удачные время и место для начала карьеры программиста. В 1970-х годов компьютеров было ещё крайне мало, и доступ к ним обходился в целое состояние. Получить 10 тыс. часов практики было делом нереально сложным. Пожалуй, единственный университет предоставлял такую возможность студентам.

Мичиган закупил полупроводниковое запоминающее устройство на полмегабайта памяти (невероятный объём по тем временам), а также отказался от картонных карточек. Им на смену пришла система разделения времени. Если раньше программист ставил задачу и затем «стоял в очереди», чтобы получить ответ оператора, то теперь он набивал команды по телетайпу и немедленно получал ответ. В результате сто программистов могли работать одновременно. Компьютерный центр Мичиганского университета был открыт круглосуточно.

Билл Джой программировал по 8-9 часов в день. Он признаётся, что просиживал за компьютером ночи напролёт. Безусловно, он был чрезвычайно талантлив, однако без возможностей, которые открылись перед ним в университете, он не смог бы набрать за короткие пять лет обучения заветные 10 тыс. часов практики и стать превосходным специалистом.

Фактор успеха 4. Пороговая величина

Интеллект, как и все другие врождённые способности, имеет значение лишь до определенного уровня, а затем решающую роль начинают играть другие, по большей части социальные факторы.

Профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Терман провёл грандиозное исследование — он проследил, как на протяжении многих лет складывалась жизнь детей с чрезвычайно высоким IQ.

Эксперимент

 

Льюис Терман собрал группу детей, рождённых между 1903 и 1917 годами, которые получили в интеллектуальных тестах более 140 баллов (что является большой редкостью: из 250 тыс. протестированных школьников набралась группа менее чем из 1,5 тыс. вундеркиндов). Исследователь наблюдал, как складывается их взрослая жизнь: фиксировал академические и карьерные достижения, болезни, следил даже за развитием семейных отношений.

Некоторые из его подопечных писали книги и научные статьи, другие занимались бизнесом. Трое стали судьями, ещё трое заняли государственные должности. Многие получали хороший доход, однако никто не стал миллиардером, никто не изобрёл ничего значительного, никто не стал фигурой национального масштаба. Из 1,5 тыс. самых умных детей Америки не выросло ни одного человека с мировым именем. После многих лет наблюдений Терман был вынужден с огорчением признать, что интеллект и успех мало связаны между собой. (Теперь если кто-нибудь задаст вам вопрос: «Почему ты такой бедный, если ты такой умный », можете вспомнить про это исследование.)

Ещё один пример демонстрирует значение пороговой величины с совершенно иного ракурса. Как известно, в Америке при приёме в вуз абитуриенты, принадлежащие к национальным меньшинствам, пользуются льготами — их принимают с более низкими оценками (это делается для того, чтобы набрать предписанную законом квоту). Учатся такие студенты в среднем хуже, чем их белые сокурсники. Причины ясны: выходцы из определённого социального окружения хуже подготовлены, у них было меньше возможностей учиться и т.д. Однако интересно не это.

Если сравнить достижения темнокожих и белых студенты после колледжа, то окажется, что и те, и другие, устраиваются в жизни примерно одинаково. То есть выпускники вузов, принадлежащие к национальным меньшинствам, ничем не проигрывают своим белым товарищам. Значит, академические успехи не так важны.

Мы должны сделать смелый вывод: для жизни важно, что человек получил уровень подготовки, который превышает определённую пороговую величину. И не важно, какие именно оценки ему ставили на экзаменах: «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».

Фактор успеха 5. Принадлежность к малочисленному поколению

Сводки рождаемости говорят, что в 1915 году родилось около трёх миллионов детей, а в 1935 году — почти на 600 тыс. меньше, то есть произошёл демографический провал. Через 15 лет, в 1950-м году, рождаемость вновь выросла. Как вы думаете, какому из трёх поколений было проще устроиться в жизни?

Представители малочисленного поколения имеют много преимуществ с первого дня жизни. Они появляются на свет в больнице, где достаточно места и врачи не перегружены работой. У них не возникает проблем с записью в школу и кружки по интересам. Проходной балл для зачисления в университете ниже, в общежитиях достаточно свободных мест. Молодых специалистов мало, а спрос на них высок. В результате, житель Нью-Йорка, родившийся в разгар демографического кризиса между 1930 и 1935 годами, имел больше возможностей выбрать свою дорогу и добиться хороших результатов.

Фактор успеха 6. Поддержка родителей и наставников

10 тыс. часов практики — это очень много. Получить их без внешней поддержки почти невозможно. Студенты, которые вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь, имеют гораздо меньше времени для занятий.

Эксперимент

Психолог Льюис Терман, об эксперименте которого шла речь выше, разделил своих уже взрослых вундеркиндов на три группы: 20% попали в группу А — это были успешные профессионалы: адвокаты, врачи, инженеры и ученые. Ещё 60 % были отнесены к группе В, достигшей удовлетворительных результатов в профессии. Оставшиеся 20% составили группу С — тех, кто минимально использовал свои выдающиеся умственные способности для карьеры; они не работали или выбрали неумственный труд (профессии пожарного, счетовода, продавца обуви и т.п.).

Сравнив группы по разным параметрам, Терман обнаружил, что представители группы А в большинстве своём принадлежали к среднему и высшему классам, а значит, в их домах имелись богатые библиотеки, их отцы во многих случаях учились в колледже (редкость по тем временам). Большинство представителей группы С были, напротив, выходцами из небогатых семей; почти у трети из них один из родителей не окончил даже среднюю школу. Эти дети не уступали в одарённости сверстникам из группы А, однако добиться социального успеха им помешало происхождение, а именно — нехватка финансовой и интеллектуальной поддержки семьи и наставников.

Здесь стоит также вспомнить лауреатов Нобелевской премии. Показательно, что очень многие из них в своё время учились у другого лауреата. Например, Вильгельм Оствальд, получивший премию по химии в 1909 году, был наставником Вальтера Нернста, получившего премию по химии в 1920 году, и ставшего, в свою очередь, наставником Роберта Милликена, который получил премию по физике в 1923 году. Другими словами, хороший наставник — такое же важного слагаемое успеха, как природные способности и усердные занятия.

Фактор успеха 7. Практический интеллект

Человек, обладающий практическим (эмоциональным) интеллектом, знает, кому, что и как сказать, чтобы добиться желаемого результата. Этот тип интеллекта кардинально отличается от аналитических способностей, измеряемых IQ. (На эту тему в Библиотеке КнигиКратко есть обзор по книге «Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами»).

Практический интеллект — не врождённого качество, его можно и нужно развивать. Когда родители обучают ребёнка вести беседы, обсуждают их дела, позволяют высказываться наравне со взрослыми и пр., дети постепенно постигают многие тонкости общения. Например, мама по дороге к педиатру разыгрывает с ребёнком возможный диалог, подсказывая, какие вопросы можно задать в подобной ситуации и как вести диалог со взрослым авторитетным человеком.

Пример из жизни

Еврейская нация считается успешной благодаря высокому уровню образованности. Однако, только ли в этом причина их высоких достижений? Возможно, стоит обратить внимание на манеру воспитания детей. Ведь в юридические школы поступали не только дети раввинов, но также дети простых тружеников. Очень вероятно, что в достижении профессионального успеха решающим фактором для них был и остаётся практический интеллект (смекалка), который дети развивают в кругу семьи благодаря общению с родителями.

Фактор успеха 8. Культурное наследие

Выходцы из разных культур часто мыслят и ведут себя в схожих ситуациях по-разному. Голландский психолог Гирт Хофстед предложил различать культуры по двум шкалам, и его культурная парадигма до сих пор считается классической.

Первая шкала — «коллективизм-индивидуализм». На одном полюсе — индивидуализма — находится Америка. «Американская мечта» — это человек, который всего добился сам. Стоит ли удивляться, что это страна — единственная в мире промышленно развитая держава без всеобщего здравоохранения. На противоположном полюсе шкалы — коллективизма — расположилась Гватемала.

Вторая шкала — «отношения к неопределенности». Есть страны, в которых люди не терпят неопределённость, и поэтому предпочитают придерживаться установленных процедур независимо от обстоятельств. На этом полюсе оказались Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия (странно, что среди лидеров нет Германии, не правда ли?). На другом полюсе — страны, в которых мало тревожатся по поводу неопределённого будущего, и поэтому чувствуют себя свободнее в принятии каждодневных решений. Среди них Гонконг, Швеция, Дания, Ямайка и Сингапур.

Ещё одно интересное измерение, выделенное Хофстедом, — «дистанции власти». В одних странах в компаниях принята жёсткая иерархия, и подчиненные боятся выражать несогласие с руководством, в других странах корпоративная структура более плоская и выражать своё мнение — в порядке вещей. В странах с низким индексом дистанции власти начальники даже стесняются демонстрировать превосходство, поэтому не злоупотребляют символами власти (кабинет с вечно закрытой дверью и секретарём-стражником, шикарная машина с личным водителем, дорогие аксессуары и пр.). Например, федеральный канцлер Австрии Бруно Крайский ездил на работу на трамвае, а рабочее место главы компании IKEA расположено в общем опенспейсе.

Эксперимент

Прийти к пониманию глубинных различий между культурами Гирту Хофстеду помогло исследование, которое он проводил по заказу компании IBM. В 1960-1970-х годах он ездил по её бесчисленным филиалам, разбросанным по свету, и выяснял, как сотрудники привыкли решать конфликты, вести себя в стрессе, договариваться, выполнять распоряжения и пр. Оказалось, что стратегии поведения сильно зависят от страны. Конечно, каждый человек уникален, независимо от места рождения. Однако, как показывает статистика данного исследования, культура накладывает заметный отпечаток на нашу непроизвольную манеру поведения.

Культура — это не только предписания. Влияние на наш образ мышления оказывает сам язык.

Пример из жизни

Давно замечено, что азиатам хорошо дается математика. Исследователь Эрлинг Боу сравнил успехи по математике студентов из западных (США, Англия, Франция, Германия) и азиатских (Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань) стран. Результат первых — 98 процентиля, результат вторых — между 28-м и 36-м процентилями. На лицо большой разрыв.

Справляться с точными науками азиатам помогает язык. Скажем, китайцу гораздо проще, чем англичанину, запомнить последовательность цифр «4, 8, 5, 3, 9, 7, 6». Дело в том, что китайцу требуется всего около двух секунд, что повторить эти цифры и таким образом уложить их в памяти (китайские слова, обозначающие цифры, очень короткие, и большинство из них можно произнести менее чем за четверть секунды). В результате китаец практически безошибочно воспроизведёт такую числовую последовательность. Англичанину же потребуется секунд 20 на повторение цифр, и точность воспроизведения, скорее всего, не превысит 50%.

Наблюдается сильная зависимость между временем, которое человек затрачивает на произнесение чисел, и объёмом его памяти. Эта зависимость была обнаружена при сравнении валлийского, английского, арабского, китайского языков и иврита. Чем длиннее названия цифр, тем сложнее ими оперировать.

Кроме длины слов имеет значение также их логичность. Например, в английском языке названия чисел довольно беспорядочны: цифры с 14 по 19 кончаются на «-teen» (fourteen, sixteen, seventeen). Можно предположить, что 11 будет звучать как «oneteen», 12 — как «twoteen», а 13 — как «threeteen». Но как бы не так!

Кроме того, при формировании чисел от 11 до 19 сначала идут единицы, а потом десятки («four-teen», «seven-teen»), однако числа больше 20 образуются иначе — на первое место ставятся десятки, а на второе единицы («twenty оnе», «twenty two»). В китайском, японском и корейском языках система счёта отличается логичностью: 11 — это «десять-один», 14 — это «десять-четыре», 35 — это «три десятка пять» и т. д. Язык даёт азиатам преимущество в счёте. Дети быстрее обучаются считать. Китайский ребенок в 4 года способен считать до 40, а американский — лишь до 15. Им также легче даются арифметические действия. Если азиатскому ребёнку надо сложить «три десятка семь» и «два десятка два», то в голове само возникает готовое решение — «пять десятков девять».

Заключение

Предсказывать успешность человека на основе его способностей равносильно гаданию на кофейной гуще. Если внимательно изучать биографии выдающихся людей, то мы непременно найдём в каждой из них внимательных наставников и уникальные возможности. Миллиардеры, прославленные спортсмены и даже научные гении — вовсе не особенные люди. Их достижения выходят за общепринятые рамки не потому, что они родились вундеркиндами, а благодаря тому, что их жизнь сложилась определённым образом. Теперь вы знаете факторы, которые на самом деле могут привести к впечатляющему социальному успеху практически любого человека.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *