Перейти к контенту →

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. Роберт Дилтс. Краткое содержание

Рефрейминг и другие техники НЛП

Язык – один из основных компонентов восприятия мира человеком. Используя его правильно, мы можем оказывать влияние на окружающих людей и изменять последствия нежелательных ситуаций. В то же время язык может приносить вред: неправильное использование слов может вводить в заблуждение или причинять боль.

Книга «Фокусы языка» учит оценивать возможные последствие сказанных слов, а также рассказывает о способах превращать вредные утверждения в полезные. Эти умения в чем-то похожи на магию или карточные фокусы, именно поэтому книга носит такое название.

Что такое НЛП

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – направление в практической психологии, которое изучает то, каким образом язык влияет на психологические процессы и функционирование нервной системы.

Базовым положением НЛП является утверждение о том, что «карта не тождественна территории», то есть, человек воспринимает окружающий мир не непосредственно, а через создаваемые мозгом символические репрезентации, или карты. На основе таких карт, которые создаются посредством чувственного опыта через призму языка, формируется картина мира человека. Она определяет наши поступки в гораздо большей степени, чем сама реальность. Каждый человек обладает собственной уникальной картиной мира.

Одна из целей НЛП – обогащение «карты мира», которое позволяет увидеть новые перспективы и возможности выбора. Для этого необходимо научиться различать первичный опыт (информация, которую мы воспринимаем непосредственно из наших органов чувств) и вторичный опыт (картина мира, создаваемая путем упорядочивания первичного опыта). Вторичный опыт всегда является урезанным и искаженным по сравнению с первичным. Книга «Фокусы языка» объясняет, за счет чего можно обогатить свою «карту мира» и воссоединиться с первичным опытом.

Фреймы

Слова служат не только для фиксации нашего чувственного опыта, зачастую они помещают его в некоторые «рамки» (англ. frame, фрейм). За счет этого одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие остаются за пределами рамки и служат лишь фоном. Сравним три фразы:

  1. Сегодня солнечно, но завтра будет дождь.
  2. Сегодня солнечно, а завтра будет дождь.
  3. Сегодня солнечно, даже если завтра будет дождь.

По сути, в них описывается она и та же ситуация. Однако очевидно, что в них по-разному расставлены акценты. Первая фраза выражает обеспокоенность, во второй события равнозначны, а в третьей негативная информация о дожде уходит на задний план.

Подобные рамки, или фреймы, оказывают большое влияние на то, как мы переживаем события и реагируем на них. Так, примером ежедневно используемой «рамки» является временной фрейм. Если на назначенную деловую встречу отведено 15 минут, то она будет ориентирована на конкретные задачи, при этом менее важные проблемы будут оставлены без внимания. Напротив, временной фрейм встречи размером в три часа предполагает совершенно иную динамику, постановку задач и уместные темы.

Например, фрейм результата предполагает концентрацию внимания только на конечном итоге, при этом важными становятся вопросы «чего мы хотим?», «как этого достичь?», «что для этого необходимо?», а все остальное уходит на второй план.

Рефрейминг

Основной техникой в НЛП является рефрейминг – как следует из названия, это помещение какого-либо образа и переживания в новую рамку, новый фрейм. Устанавливая новую психологическую рамку вокруг ситуации, мы расширяем ее восприятие и получаем возможность найти более удачный выход из нее.

Простейший пример рефрейминга – изменение размеров фрейма. Мы можем поместить какое-либо событие, переживание или поступок в новый контекст: более длинный или короткий отрезок времени, точка зрения большего числа людей и пр. Например, для группы болельщиков поражение их любимой команды является трагедией, однако в масштабе всей их жизни этой событие является незначительным. Также эта «трагедия» незначительна, если рассматривать ее с точки зрения большего количества людей: фанатов других команд или просто равнодушных к спорту.

Изменение размеров фрейма – это разновидность того, что в НЛП называется рефреймингом контекста. Суть этого приема в том, что ни одно событие не является само по себе плохим или хорошим. Его значение определяется только последствиями, которое оно вызовет в определенном контексте. Так, дождь крайне неприятен, если вы собирались на пикник, зато для фермеров, терпящих убытки из-за засухи, он станет позитивным событием.

Другой тип изменения фрейма – это рефрейминг содержания. Он представляет собой изменение нашей точки зрения на определенную ситуацию. Чаще всего на практике рефрейминг содержания предполагает поиск положительных намерений или целей в любом явлении. Так, например, подростку, который обижался на постоянную критику отца в свой адрес, практик НЛП задал вопрос: «Разве плохо иметь отца, который старается защитить тебя от ударов судьбы?» Ряда подобных комментариев, включавших объяснение функции критика, оказалось достаточно, чтобы превратить гнев мальчика в признательность. При этом и отец благодаря вербальному выражению своих позитивных намерений осознал свою роль и стал использовать критику более эффективно.

Проблема всех критиков в том, что их высказывания почти всегда заключены в неправильную с точки зрения НЛП форму – негативную. Для того, чтобы произвести рефрейминг и сделать из критика советчика, в любом замечании нужно найти позитивную цель, сформулировать позитивное намерение и преобразовать замечание в вопрос (зачастую начинающийся со слова «как»). Например, утверждение «Мы не можем себе этого позволить» можно превратить в вопрос «Как мы можем себе это позволить?» и т. д.

Повторяющиеся, устойчивые приемы изменения фреймов также называют паттернами (от англ. pattern – образец, модель, шаблон). Обнаружение позитивных намерений критика базируется на двух основных паттернах: намерения и переопределения.

Паттерн намерения предполагает обращение к глубинной цели человека, скрытой за его критическим утверждением. Так, продавец в магазине, услышав от покупателя фразу «Эта вещь выглядит отлично, но, боюсь, она слишком дорогая», может ответить: «Я вижу, что для вас действительно важно получить по-настоящему качественный продукт». Эта фраза обращает внимание покупателя на его глубинное намерение (не ошибиться с покупкой) и изменяет фрейм проблемы на фрейм результата.

Иначе действует паттерн переопределения. Используя его, продавец на фразу «Боюсь, это дорого» может сказать: «Вы полагаете, что цена завышена, или беспокоитесь о том, что не можете себе позволить покупку?» Заменив имеющие негативную окраску слова («боюсь», «дорого») на нейтральные, продавец определяет истинные причины беспокойства покупателя и может отыскать пути решения проблемы (скидка, рассрочка). Используя паттерн переопределения, в зависимости от ситуации один и тот же поступок можно назвать «ошибкой», «искажением фактов» и «ложью», одного и того же человека назвать «бережливым» и «скупым» и так далее.

Группирование

В НЛП термином группирование называют отнесение некоторого утверждения или переживания к более или менее общей категории, за счет которого меняется его значение. Выделяются три вида группирования: объединение, разделение и боковое смещение.

В зависимости от конкретной ситуации группирование может приносить как пользу, так и вред. Например, при стратегическом планировании концентрация на мелких деталях (разделение) может помешать, в то время как при решении конкретной неотложной проблемы, напротив, обобщения (объединение) могут привести к ошибкам.

Рассмотрим пример применения паттерна разделения. Представим себе ребенка, которого психолог назвал «неспособным к обучению». Чтобы проанализировать ситуацию, понятие «обучение» необходимо разделить на составляющие, отражающие части учебного процесса: восприятие, запоминание, хранение, воспроизведение информации. Действительно ли ребенок неспособен к обучению в целом или же, скорее всего, у него возникают проблемы лишь с одним или двумя элементами процесса? Подобным образом мы можем проводить разделение любого утверждения, обобщения или ситуации (например, «невнимательность», «отсутствие интереса», «неудача»).

Объединение, напротив, позволяет нам по-иному взглянуть на утверждение, связав его с понятиями более высокого уровня классификации. Так, например, обучение является лишь одной из форм адаптации наряду с инстинктами, условными рефлексами и эволюцией. Таким образом, означает ли неспособность к обучению отсутствие возможностей для адаптации? Объединение дает возможность взглянуть на ситуацию шире.

Наконец, основой бокового смещения являются аналогии и метафоры. Например, неспособность к обучению можно сравнить со сбоем в компьютерной программе. Проведя эту аналогию, мы можем отыскать интересные аспекты: «в какой части программы происходят сбои?», «виноват программист или же компьютер-исполнитель?», «как можно устранить это сбой?» и так далее. Взгляд с помощью правильной аналогии позволяет расширить видение ситуации и переключиться с фрейма проблемы на фрейм результата.

Использование паттернов группирования позволяет нам «менять пунктуацию» на наших картинах мира. Так же, как запятая во фразе «Казнить нельзя помиловать» меняет смысл приказа, группирование позволяет по-разному структурировать различные ситуации и получаемый в них опыт.

Ценности и критерии

Ценности являются основным источником мотивации в жизни человека. Они определяют цели, которые мы ставим перед собой, и тот выбор, который мы делаем. С нашими ценностями связано то, как мы воспринимаем ситуации.

Например, поездку на «американских горках» человек, для которого высшей ценностью является безопасность, будет воспринимать совсем иначе, чем любитель развлечений. Помимо ценностей, другим основным субъективным фактором, влияющим на восприятие нами жизненных ситуаций, являются критерии. На основании критериев мы выносим суждения и принимаем решения.

В отличие от фактов и чувственного опыта, критерии и ценности являются глубоко индивидуальными параметрами. Очень часто различие в ценностях или неодинаковое понимание таких «скользких» слов, как «успех», «безопасность», «единство» вызывают конфликтные ситуации. Избежать их помогут паттерны, описанные в книге «Фокусы языка».

Первый способ решения подобных проблем – это «сцепление» критериев и ценностей при помощи переопределения. Например, в вашем трудовом коллективе произошел конфликт: одна группа сотрудников выступает за критерий «качество», в то время как другая считает ключевой ценностью вашего продукта «творческий подход». Однако «качество» можно переопределить как «постоянное совершенствование», а «творческий подход» – как «поиск удачных решений». У этих двух ценностей уже гораздо больше общего. Простое изменение фреймов позволяет сблизить, как казалось, противоположные точки зрения и связать их между собой.

Другой способ действия в ситуации конфликта ценностей и критериев – это «объединение» с целью определения иерархии ценностей. Каждый человек или коллектив имеет определенную иерархию критериев, на основании которой принимает решение в любой ситуации. Для одной группы на первом месте находится финансовый успех, для другой выше стоит здоровье. Выявить эту иерархию помогает способ противоположных примеров.

Например, производитель пива может провести опрос среди любителей определенного сорта напитка, в котором будут звучать следующие вопросы: «Почему вы пьете именно этот сорт пива?» (Ответ: «Потому что я к нему привык», критерий – знакомый продукт); «Что может вас заставить купить другой сорт?» (Ответ: «Большая скидка», критерий – экономия денег); «Если вы находитесь в компании, и все вокруг закажут незнакомое тебе пиво, которое дороже вашего любимого, что вы сделаете?» (Ответ: «Закажу то же, что и все, не люблю прибедняться», критерий – желание произвести впечатление) и т. д. Задавая подобные вопросы типичному потребителю своего продукта, производитель может выявить иерархию его ценностей и найти способ продать свой продукт.

Убеждения

Помимо ценностей и критериев, важное влияние на наше поведение оказывают убеждения. Функция убеждений – связывать наши ценности с чувственными переживаниями реальной жизни. Так, утверждение «Успех достигается тяжелым трудом» связывает ценность «успех» с конкретным видом физической деятельности. Убеждения глубоко укореняются в нашем восприятии, они тесно связаны с физиологией и оказывают влияние на наше физическое состояние. Именно этим объясняется действенность «эффекта плацебо», также за счет этого работает «детектор лжи».

Каждый из нас владеет определенным набором убеждений: некоторые из них приносят дополнительные силы (например, «Если веришь в цель, обязательно ее достигнешь»), некоторые же, напротив, ограничивают наши возможности («Я жертва», «Я ничего не могу изменить»). Набор убеждений закладывается еще в детстве, под влиянием воспитания, культуры, средств массовой информации. Использование методов НЛП позволяет избавиться от тех убеждений, которые ограничивают наши возможности.

Наиболее распространенные ограничивающие утверждения сводятся к трем: безнадежность (цель недостижима, что бы я ни делал), беспомощность (цель достижима, но я не способен достичь ее) и никчемность (я не заслуживаю достижения цели из-за своих личных качеств или поступков). Подобные убеждения являются «мыслями-вирусами», они функционируют так же разрушительно, как биологические или компьютерные вирусы. Чтобы преодолеть эти мысли, нужно идентифицировать лежащие в них убеждения и преобразовать их одним из методов рефрейминга.

Убеждения тесно связаны с нашими ожиданиями, в частности, ожиданием результата (предположение о том, что действие приведет к определенным результатам) и ожиданием самоэффективности (предположение, что человек способен осуществить нужные действия, уверенность в собственных силах). Ожидания являются фреймом, который ограничивает наши переживания и влияет на убеждения, которые мы выносим из различных ситуаций. Например, ожидание поощрения оказывает на поведение гораздо больше влияния, чем само поощрение. Ожидания, как и убеждения, могут быть как позитивными, так и негативными.

Чтобы определить мотивацию человека для достижения какой-либо цели, необходимо, во-первых, четко сформулировать саму цель, а затем оценить пять основных убеждений в отношении нее:

1) Цель желанна и стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) Эта цель достижима;

3) Усилия, необходимые для достижения цели, уместны и не вредны;

 

4) Я обладаю всем необходимым, чтобы достичь результата;

5) Я отвечаю за достижение цели и заслуживаю ее.

Каждое из этих убеждений нужно оценить по пятибалльной шкале. Анализ ответов позволит выявить некоторые ограничивающие убеждения. С теми утверждениями, которые получили низкую оценку, необходимо поработать, возможно применение некоторых из описанных выше паттернов.

Укрепления убеждений и ожиданий от достижения результата можно добиться, используя фрейм «как если бы». Его можно использовать, чтобы бороться с ограничивающими убеждениями. Предположим, кто-то говорит вам: «Я не смогу это сделать». Чтобы вывести его из тупика, вы можете задать ему вопросы: «А что было бы, если бы вы уже это сделали?», «Действуйте так, как если бы вы могли это сделать! Как вы это себе представляете?» и пр. Этот прием рефрейминга позволяет перестать узко воспринимать реальность, помогает дать волю воображению и найти выход из ситуации. Он является одним из самых полезных для разного рода руководителей и консультантов.

Базовая структура убеждений

Как отмечалось ранее, убеждения являются способом связать наши субъективные ценности с жизненным опытом. С лингвистической точки зрения, все убеждения построены по одинаковым схемам: это либо комплексные эквиваленты («А означает Б», «А равно Б», например, «Разбогатеть – значит стать успешным»), либо причинно-следственные связи («Тяжелый труд приносит успех»).

В первом случае между двумя понятиями устанавливается «упрощенная эквивалентность», иногда подобные упрощения могут таить опасность. Например, больные могут придавать своим симптомам слишком большое значение, в результате чего их болезнь может усиливаться. С точки зрения НЛП, в таком случае необходимо не просто установить правильное тождество, гораздо важнее отыскать новое видение ситуации, расширить картину мира и избежать ненужного упрощения, если оно мешает в достижении цели.

Причинно-следственные связи лежат в основе модели мира человека. Мы привыкли в любой ситуации отыскивать причину проблемы и устранять ее. Однако зачастую выстраиваемые нами цепочки связей оказываются неточными. Так, утверждение «Критика заставит его уважать правила» не содержит указания на то, какой должна быть критика и какими – правила. Подобное упрощение может привести к неожиданным негативным последствиям. По сути, мы способны воспринимать не причину, а только последовательность действий («человек рубит дерево топором, дерево падает»; «происходит солнечное затмение, за ним следует землетрясение» – если в первом случае причинно-следственная связь действительно присутствует, то во втором случае она окажется ложной).

Паттерны, описанные в книге «Фокусы языка», являются операциями, позволяющими изменить или поместить в новый фрейм различные элементы, из которых состоят комплексные эквиваленты и причинно-следственные связи, формирующие убеждения. Например, убеждение «Я всем безразличен» с точки зрения НЛП не является полной формулировкой. Чтобы выявить убеждение, необходимо задать вопрос «Что это значит для тебя?» (эквивалент), «Что делает людей безразличными к тебе?» (причина) или «К чему приводит это безразличие?» (следствие).

Укрепить полезные убеждения и ценности, а также связать их между собой, поможет метод соединительных слов потому что, в то время как, подобно тому как, прежде чем, когда, если, следовательно, после того как, так как, несмотря на. Например, убеждение «Здоровье ценно и желательно» может быть проверено и закреплено путем составления фраз с соединительными словами: «Здоровье ценно и желательно, потому что я хочу сохранить силы и энергию для исполнения моей мечты. Здоровье ценно и желательно, в то время как я не должен забывать и о духовном развитии. Здоровье ценно и желательно, следовательно, мне нужно заниматься спортом. Здоровье ценно и желательно, если я хочу стать счастливым… и т.д.».

После составления таких фраз вы можете переписать полученный текст, опустив утверждение и слова-связки (кроме слова «несмотря на», его нужно сохранить, иначе потеряется смысл!). Получится на удивление связный текст, обладающий мощным запасом позитива и объясняющий, почему вы должны защищать данную ценность или утверждение: «Здоровье ценно и желательно. Я хочу сохранить силы и энергию для исполнения моей мечты. Я не должен забывать и о духовном развитии. Мне нужно заниматься спортом. Я хочу стать счастливым… и т.д.».

Существует еще один способ проверки ценностей и убеждений – взгляд с другой точки зрения. Для этого нужно в тексте, подобном написанному выше, везде заменить «я» на «вы» и представить, что вам говорит это ваш наставник или близкий человек (можно даже попросить этого человека произнести написанный вами текст вслух в реальности). Осознание высказываний с чужой точки зрения помогает открыть новые возможности для восприятия и интерпретации своих убеждений.

Вернемся к ограничивающим убеждениям. Самый простой и действенный способ избавления от них – использование противоположных примеров. Чтобы избавиться от вредного убеждения, необходимо найти такой пример, который бы не вписывался в рамки причинно-следственных связей или эквивалентности, заложенных в убеждении. Для этого нужно задать следующие вопросы: «Бывают ли случаи, когда А не сопровождает Б?» и «Может ли Б случиться в отсутствие А?» (при эквивалентности), «Бывает ли такое, что А не вызывает Б» и «Существует ли такое Б, причиной которого не является А?» (для причинно-следственных отношений).

Подбор противоположных примеров направлен не на то, чтобы доказать, что убеждение является неверным, а на то, чтобы прийти к более глубокому и точному пониманию процессов. Он помогает обогатить нашу картину мира, а также переключить восприятие с фрейма проблемы на фрейм результата. Для того, чтобы усвоить метод подбора противоположных примеров, читателям книги «Фокусы языка» будет крайне полезно поработать с конкретными примерами. Возьмите убеждения, например, «Я не могу добиться успеха в учебе, потому что мало стараюсь», «Подчиненные всегда недоверчиво относятся к начальству» и т. п.

Естественный процесс изменения убеждений

Принято считать, что изменение убеждений – трудоемкое дело. Дело в том, что обычно, пытаясь сознательно менять свои убеждения, мы их подавляем, критикуем, нарушая естественный процесс. Если же принять во внимание естественный цикл создания убеждений, процесс их изменения пройдет легко и незаметно.

Естественный цикл изменения убеждений включает в себя следующие этапы: 1) желание поверить; 2) формирование готовности принять убеждение; 3) взаимодействие нового убеждения с уже имеющимся; 4) формирование готовности к сомнению в имеющемся убеждении; 5) осознание того, что старое убеждение ушло в прошлое, в «музей личной истории» (как, например, вера в Деда Мороза – мы не забываем, что когда-то в детстве верили в его существование, просто понимаем, что это уже в прошлом); 6) вера – состояние окончательно сформировавшегося убеждения.

Возможность принимать убеждения зависит от нашего физического, психологического и эмоционального состояния. Намного проще принять новое позитивное убеждение, если организм находится в одном из позитивных внутренних состояний: спокойствие, расслабленность, уравновешенность, уверенность, оптимизм и пр. Одной из задач НЛП является научить человека создавать «библиотеку» позитивных внутренних состояний и самостоятельно выбирать нужное.

Чтобы лучше понимать свое внутреннее состояние, нужно научиться проводить инвентаризацию своих внутренних процессов. Инвентаризация – это активное осознание своих нервных процессов, она проводится на трех уровнях: физиологическом (поза, жесты, дыхание, положение глаз и пр.), субмодальном (чувственный опыт – яркость, цвет, расположение зрительных образов, тембр голоса и других звуков, текстура, температура и пр.) и эмоциональном (эмоциональные состояния).

Одно из простых и эффективных упражнений НЛП для управления внутренними состояниями – установка якоря. Встаньте в определенную точку, она будет служить пространственным «якорем» для вашего состояния. Вспомните определенный момент, когда вы находились в нужном состоянии, постарайтесь полностью увидеть, услышать, почувствовать этот момент. Проведите инвентаризацию своего состояния на всех трех уровнях. Выберите какой-нибудь цвет, символ или другой зрительный образ, который будет служить внутренним «якорем» для этого состояния. Отойдите в другую точку, стряхните с себе нынешнее состояние. После этого вы можете либо создать новый «якорь», либо вернуться к предыдущему. Потренировавшись, вы сможете быстро и легко входить в нужные состояния благодаря этим «якорям».

Подобные «якоря» можно использовать для изменения убеждений. Вспомните шесть этапов естественного цикла изменения убеждений, описанные выше. Создав для каждого из них «якоря», вы можете провести новое убеждение по всем шести этапам цикла (передвигаясь от состояния «хочу поверить» к «готов поверить» и так далее до состояния «веры» – убежден в настоящий момент).

Помимо физиологии, чувств и эмоций, сильное влияние на внутренние состояния способен оказывать язык. Например, стимулировать нужные внутренние состояния можно при помощи описанных выше паттернов «Фокусов языка» – намерения и переопределения.

Для изменения внутреннего состояния можно использовать прием сцепления. Он заключается в том, чтобы соединить при помощи цепочки «якорей» исходное негативное состояние и желаемое позитивное. Предположим, кто-то находится в состоянии фрустрации. Сначала нужно передвинуться на «отчасти негативное» состояние – например, замешательство. Из него можно сделать шаг к «отчасти позитивному» состоянию – например, любопытству относительно предстоящих событий. От любопытства уже можно шагнуть к состоянию наличия мотивации. Большее количество промежуточных ступеней между состояниями может облегчить переход, сделать его более плавным.

Прием сцепления также можно использовать, чтобы изменить убеждения. Например, для избавления от ограничивающего убеждения нужно наметить четыре точки в пространстве, которые составят цепочку «якорей» от ограничивающего убеждения к желаемому состоянию:

1) ограничивающее убеждение (например, «Мне сложно осваивать паттерны, они вызывают скуку»);

2) позитивное намерение ограничивающего убеждения («Чувствовать связь между собой и предметом»);

3) переопределение какого-от аспекта ограничивающего убеждения («Мне сложно осваивать паттерны, потому что я слушаю только слова и не обращаю внимание на собственные ощущения и отношения с другими людьми»);

4) желаемое состояние, убеждение, созданное в результате позитивного намерения и переопределения («Я могу получать удовольствие от паттернов, когда слушаю их, не теряя связи с самим собой и окружающими»).

Физически передвигаясь между этими «якорями», каждый раз контролируя свои внутренние состояния и повторяя созданные в результате рефрейминга формулировки, вы почувствуете, что можете плавно переходить из одного состояния цикла в другое как на словесном уровне, так и на уровне ощущений.

Мысли-вирусы и метаструктура убеждений

Отдельная категория ограничивающих убеждений – это мысли-вирусы. В отличие от убеждений, эти мысли обычно основаны на невысказанных допущениях. Для борьбы с ними эти допущения необходимо идентифицировать и преобразовывать.

Вот один из примеров мысли-вируса: врач сказал своей коллеге-медсестре, женщине, у которой обнаружили рак, что если она по-настоящему заботится о своей семье, то ей необходимо подготовить их ко всему. При том, что эта фраза является лишь частным мнением, волей-неволей пациентка задумалась о том, что единственный ее путь – это смириться и приготовить семью к неизбежному – своей смерти, о том, что попытки бороться и вернуть утраченное здоровье могут расцениваться как эгоистичные и безответственные и так далее. Подобные мысли-вирусы могут привести к смерти точно так же, как настоящие биологические вирусы. Врач, передавший эту мысль своей коллеге, не является плохим человеком, проблема заключалась в его убеждении. Подобно тому, как благодаря прививкам иммунная система человека вырабатывает способность выявлять вирусы, наша картина мира должна постоянно совершенствоваться и расширяться с тем, чтобы противостоять мыслям-вирусам.

Чтобы выработать иммунитет против мысли-вируса, необходимо выявить предположение или скрытое убеждение, на котором она основана. Предположение (или пресуппозиции) – это та информация, вплетенная в структуру высказывания, которая должна приниматься за истину для понимания высказывания. Например, для понимания фразы «Если ты перестанешь пропускать уроки, сможешь получать хорошие оценки» необходимо предположить, что ее адресат не посещает занятия. Подобное предположение содержится и в приведенном выше утверждении «Если вы по-настоящему заботитесь о своей семье, то вам необходимо подготовить их ко всему».

Зачастую мысли-вирусы используют внутреннюю референцию – то есть, ссылаются сами на себя, используют зацикленную аргументацию. В качестве примера можно привести утверждение «Ограничение свободы слова принесет пользу обществу, поскольку в интересах общества установить границы для самовыражения». По сути, обе части утверждения эквивалентны, таким образом, утверждение не содержит в себе умозаключения.

Для решения задач, связанных с подобными утверждениями, математик Бертран Рассел создал теорию логических типов. Ее основное положение состоит в том, что между классом и его членами существует разрыв; класс не может быть собственным членом, и ни один из членов класса не может быть классом, поскольку класс представляет иной уровень абстракции – другой логический тип. Так, например, биологический вид «картофель» не является картофелем сам по себе. Таким образом, характеристики, применимые к членам класса неприменимы к «картофелю вообще» (его нельзя почистить или сварить).

На этом принципе основывается паттерн «Фокусов языка», называемый «примени к себе». Чтобы осмыслить убеждение и обобщение, нужно применить его к самому этому обобщению. Например, человеку, утверждающему, что «словам нельзя верить», можно задать вопрос: «Словам нельзя верить, стало быть, ты сам не веришь тому, что только что сказал?» Часто применение ограничивающего убеждения к нему самому позволяет выявить те сферы, в которых утверждение не действует. Классический пример паттерна «примени к себе» содержится в Библии, когда Иисус спас жизнь женщине, обвиненной в прелюбодеянии, фразой «кто из вас без греха, первый брось в нее камень». В этой ситуации он сначала использовал прием объединения, объединив прелюбодеяние до греха вообще, а затем – паттерн «примени к себе». Следует отметить, что Иисус не опровергал утверждение о том, что за грехи нужно наказывать. Он вывел его из фрейма и помог слушателям расширить картину восприятия ситуации.

Применение обобщения к нему самому позволяет человеку выйти в метапозицию по отношению к собственным мыслям – то есть, в такую позицию, в которой можно отстраниться от своих мыслей и поступков, оценить их и начать действовать более эффективно. Один из путей перехода в метапозицию – создание метафрейма, создание убеждения относительно убеждения. Классическим примером создания метафрейма является фраза «Ты говоришь это, только чтобы утешить меня». За счет этой фразы обесценивается положительное утверждение, которое говорящий считает ложным. Создание метафреймов является распространенным методом работы с убеждениями в психотерапии и консультировании. Человек занимает позицию наблюдателя по отношению к своим психическим процессам и за счет этого получает возможность рассеять воздействие ограничивающего убеждения.

Заключение

Книга «Фокусы языка» посвящена магии, содержащейся в языке, и тому, как слова могут формировать наше восприятие и установки по отношению к собственному поведению и окружающему миру. Паттерны книги «Фокусы языка» показывают, каким образом средства НЛП позволяют усомниться в ограничивающих нас убеждениях и обобщениях, а также поверить в те убеждения, которые могут раскрыть новые возможности. Ограничивающие убеждения используют фреймы ошибки или проблемы. Цель применения паттернов заключается в том, чтобы изменить рамку (фрейм) и переключить внимание на фрейм результата или ситуации «как если бы».

Способы применения паттернов «Фокусов языка» многочисленны: это рефрейминг критических замечаний, воздействие на иерархии критериев и ценностей, укрепление позитивных убеждений, борьба с «мыслями-вирусами», расстановка мыслительных «знаков препинания» и группировка опыта.

По мнению автора книги «Фокусы языка», языковые модели при правильном использовании способны вызвать в сознании людей глубокие и всеобъемлющие изменения. Крупнейшие исторические личности (Сократ, Иисус, Линкольн, Ганди, Фрейд), используя эти паттерны, создавали свои системы, оказавшие огромное влияние на современный мир. В этом несложно убедиться, проанализировав их выступления на конкретных примерах. В обычной же жизни приемы НЛП помогают нам преодолевать препятствия на пути к цели и находить эффективные выходы из проблемных ситуаций.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *