Перейти к контенту →

Финская система обучения. Как устроены лучшие школы в мире. Тимоти Уокер. Краткое содержание

Автор книги “Финская система обучения” Тимоти Уокер не по наслышке знает, что финские дети учатся лучше ровесников из других стран. Они сдают экзамены на более высокие баллы, качественнее усваивают учебный материал. Таких успехов детям помогает достигать школьная система, ориентированная на интересы и особенности ребенка. Простые приемы, которые описывает автор книги, педагог с 30-летним стажем Тимоти Уокер, пригодятся и воспитателям дошкольников, и учителям, и родителям детей всех возрастов.

Опыт финских педагогов: простые стратегии, как сделать учебу в школе радостной

Согласно мировой статистике, финские дети учатся лучше ровесников из других стран. Они сдают экзамены на более высокие баллы, качественнее усваивают учебный материал. Большинство старшеклассников к окончанию школы уже знают, какую выберут профессию и куда пойдут учиться дальше. Таких успехов детям помогает достигать школьная система, ориентированная на интересы и особенности ребенка. Учителя всячески способствуют тому, чтобы в школе ученики чувствовали себя, как дома, чтобы им было комфортно, интересно и безопасно в стенах учебного заведения.

В дальнейшем это сказывается и на взрослой жизни: финны, помимо работы, активно участвуют в общественной жизни, имеют массу хобби и увлечений. Трое из пяти молодых людей занимаются спортом, искусством или ходят в технологический кружок, вместо того чтобы просиживать свободное время за компьютерными играми. В стране очень низкий процент малолетних алкоголиков и наркоманов.

Как же финским педагогам удается прививать ученикам трудолюбие и интерес к учебе? Простые приемы, которые описывает автор книги, педагог с 30-летним стажем Тимоти Уокер, пригодятся и воспитателям дошкольников, и учителям, и родителям детей всех возрастов.

Из краткого обзора вы узнаете:

— Как научить детей концентрироваться после шумных игр;

— Как привнести в учебу радость и массу интересных открытий;

— Как замотивировать учеников на достижение результатов.

Игры на переменах

После каждых 45 минут занятий финским ученикам полагается 15-минутная перемена. Как правило, дети проводят это время на улице. Даже если холодно или идет дождь, это не повод отсиживаться в школьных коридорах. Учитель выводит класс во двор, где дети могут погонять мяч, поиграть в салки, пятнашки или любую другую подвижную игру. После того, как дети набегались, они возвращаются в класс и более сосредоточенно работают на уроках.

Вот что говорят по этому поводу педагоги: мозгу необходимо время, чтобы он обобщил поступившую информацию. Лучшее условие для этого процесса — смена умственной деятельности на физическую. Детям сложно просидеть неподвижно 2-3 урока подряд. Уставший мозг сам устраивает себе передышку: погружается в мечты и отвлеченные мысли, полностью теряет связь с уроком. Сидение над тетрадками не принесет результата, если не дать ученикам вволю набегаться.

Младшим школьникам нужно делать перерывы чаще, чем подросткам. Чтобы удовлетворить потребности первоклассников в отдыхе, в каждом финском классе есть специальная зона. Ребенок встает из-за парты и идет в отгороженную шторкой или ширмой комнатку — поваляться на кресле-подушке, полистать книжку с картинками, побыть в тишине.

Физическая активность

Первоклашкам в финских школах позволено практически все. Педагоги понимают, что малышам сложно перестроиться на учебу после детского сада. Поэтому семилетки могут во время урока сидеть за партой, ходить или переместиться на ковер, выйти в коридор побегать и покричать. Так у детей снижается уровень стресса.

Ученики постарше тоже могут встать с места посреди урока, чтобы размяться. Учителя придерживаются принципа — пусть лучше ребенок не запомнит что-то из урока, чем заработает на всю жизнь сколиоз.

Чтобы дети не набирали лишний вес и не портили осанку, в финских школах предусмотрены классы, где задания выполняются стоя. В других классах стулья заменяют фитболами, чтобы одновременно и учиться, и получать физическую нагрузку.

Игра «Прогулка по галерее»

Вместо пассивного стояния у доски, финские школьники отвечают на уроках так: в коридоре создают галерею из домашних работ (к примеру, рисунков или иллюстрированных сочинений, презентаций), которые крепят прямо к стенам. Все работы пронумерованы. Ученики переходят от одного «экспоната» к другому, изучают, а затем возвращаются в класс и составляют письменные отзывы о каждой работе. У детей есть стикеры, которыми они помечают понравившиеся презентации. Лучшую работу потом вешают в классе на месяц в качестве поощрения автора. Такая игра — отличная замена скучным сочинениям, изложениям и ответам у доски, считает Уокер.

Итак, если вы педагог или прогрессивный родитель:

1. Двигайтесь с детьми во время занятий. Когда читаете вслух книгу, попросите учеников встать и разыграть в лицах отрывок из текста. Например, Уокер на уроках чтения театрализовал с учениками «Чарли и шоколадную фабрику». Дети танцевали и пели песни умпа-лумпов. Конечно, это будет интересно младшим школьникам 1-3 классов, не старше.

2. Следите за настроением детей. Если замечаете, что ученики становятся сонными, теряют концентрацию, объявите перерыв на физкультуру. 20 прыжков «ноги вместе — ноги врозь» с хлопками над головой или 20 секунд бега на месте вернут детям бодрое состояние.

3. Учитывайте физиологию. Если в классе есть гиперактивные дети, которые не могут усидеть на месте, вертятся и отвлекают других, разрешите им работать стоя, ерзать или ходить по классу. Раздайте непоседам папки-планшеты, чтобы они могли выполнять письменные задания прямо «на ходу».

Минимализм

На стенах в финском классе не увидишь учебных пособий, таблиц, картин или портретов великих ученых. Стены окрашены в приятные светлые тона, минимум декора. Детей ничего не отвлекает от объяснений учителя.

В 2014 году американские ученые решили выяснить, как влияет оформление класса на успеваемость учеников. Детей посадили в разные помещения: в одних стены завесили наглядными пособиями, а в других оставили абсолютно пустыми. Оказалось, что в первом случае ученики почти 40% времени разглядывали изображения и хуже усваивали материал.

Занятия на природе

Финские учителя несколько раз в неделю выводят детей за пределы школы. Существуют даже лесные школы и детские сады — они расположены в зеленых зонах, подальше от проезжей части и городского шума.

Ученики вместе с учителями зимой бегают на лыжах или катаются на санках. В теплое время года плавают, рыбачат, катаются на самокатах и роликовых коньках. На природе часто проводят занятия, где объясняют детям основы математики, биологии и химии.

Исследователи утверждают, что уроки на свежем воздухе укрепляют нервную систему, повышают уверенность в себе, смягчают проявления гиперактивности. Кроме того, активные игры предотвращают травлю среди учеников и другие проявления жестокости.

Несколько советов:

1. Принесите природу в класс. В финской начальной школе, в зависимости от темы урока, дети проращивают картошку, выводят из головастиков лягушек, изучают под микроскопом воду из пруда и т.д.

2. Выходите на улицу, чтобы провести урок под открытым небом. Финские школьники ведут дневники наблюдений: изучают разные природные объекты на школьном дворе (камни, шишки, листья, птичьи перья, цветы), фотографируют их и описывают в дневнике или интернет-блоге.

Уокер часто водил учеников к местному пруду, где они наблюдали за ростом растений, изучали воду и улиток, запускали бумажные кораблики и резиновых уточек.

3. Озелените школьную территорию. Финские школьники любят разбивать сады для бабочек, строить кормушки и купальни для птиц, сажать деревья. Одна учительница организовала на территории школы огород, где ученики с удовольствием выращивали овощи.

Спокойная обстановка

Один из показателей того, что финские дети чувствуют себя в школе, как дома — отсутствие обуви на ногах. Ученики не приносят с собой сменку, они просто снимают уличную обувь и ходят по школе в носках или босиком. Это гигиенично и безопасно, так как во всех помещениях есть ковровое покрытие, даже в столовой.

Учебный процесс протекает спокойно: никто не повышает голос, не торопит детей. Если ученик не успел выполнить задание за 45 минут, он просто забирает его, чтобы доделать дома, или задерживается в классе.

В коридорах финской школы не раздается резкий дребезжащий звонок, призывающий на уроки. Чтобы дети плавно перешли от подвижных игр к занятиям, класс выполняет упражнение на концентрацию.

Упражнение «Осознанность»

Учитель говорит детям: «Сейчас мы выполним упражнение, которое поможет нам успокоиться и сконцентрироваться. Давайте все сядем прямо и сложим руки на парте. Через минуту я позвоню в колокольчик, и мы будем слушать его звук, пока он не затихнет. Можете закрыть глаза».

Как только дети сядут и приготовятся, учитель звонит в колокольчик. Проходит примерно минута, звук постепенно стихает. Теперь можно начинать урок.

Дружеские отношения учителей с учениками

Учителя работают в связке со школьными коллегами — директором, медсестрой, социальным работником, психологом и дефектологом, — чтобы быстро реагировать на индивидуальные потребности детей и разбирать конфликтные ситуации. Это называется «командой поддержки учеников». Благодаря такому подходу преподаватели не остаются с проблемами класса один на один, а «трудные подростки» в финских школах почти не встречаются. Все проблемы с коммуникациями детей педагоги выявляют вовремя, не допуская жестоких избиений, стрельбы, суицидов и прочих «прелестей» западных школ.

«Мягкий старт»

Первая неделя учебного года после летних каникул — стресс для детей, ученикам сложно «включиться». Поэтому первые пять дней в середине августа (именно в это время у финнов начинается учебный год) дети бездельничают. Учителя вместо уроков выводят класс в парки, на спортивные и скейт-площадки, где дети могут танцевать, кататься, бегать с мячом или просто общаться друг с другом. По сути это тимбилдинг, призванный снизить нагрузку первых учебных дней. Также всю первую неделю ученикам не дают домашних заданий.

Финны считают: самое ценное в начале учебного года, — это укрепить простые человеческие отношения с учениками: узнать, что интересного произошло за лето, познакомиться с новичками.

Особое приветствие

По утрам классный руководитель финской школы стоит у дверей и приветствует по имени каждого, кто входит в класс. Дети и учитель шутливо колотят друг друга кулаками, бодаются, обмениваются рукопожатиями или «дают пять». Этим ритуалом учитель говорит ребенку: «Я тебя вижу! Я тебе рад».

«Стоя у двери, я успевал сделать комплимент, похвалить новую стрижку, задать вопрос о том, как прошло спортивное мероприятие. Завершая учебный день, я также стоял у выхода и сердечно прощался с детьми», — рассказывает Уокер. Неудивительно, что дети просто обожали своего учителя и плакали, когда он собрался переезжать в США.

 

Между собой у финских детей тоже приняты особенные приветствия. Придя в класс, ученики пожимают руку соседу по парте, а затем зачитывают шутливую речевку в его честь, которую сочинили накануне дома. Это невероятно сближает учеников: невозможно после школы драться с тем, кто утром посвятил тебе стихи или фанатскую кричалку.

Совместные обеды

Во время большой 20-минутной перемены учителя садятся за стол с несколькими учениками. Во время обеда официальные статусы снимаются: вы больше не учитель и ученик — вы друзья, которые обсуждают все на свете: события выходных, хобби, путешествия, машины, планы на вечер и другие интересные вещи.

Уокер уверяет, что этот прием не только позволяет наладить контакт, но и дает возможность продемонстрировать детям хорошие манеры за столом, научить их этикету, ведению светской беседы и т.д.

Игра «Человеческое лото»

Если после лета в класс пришло несколько новых учеников, учитель проводит игру, цель которой — познакомить детей друг с другом и создать у них ощущение «Я здесь свой». Каждый участник игры получает карточку для лото, в которой вместо цифр в клеточки вписаны короткие фразы, например: «Я путешествовал по Европе», «Я умею ездить верхом», «Я знаю иностранный язык».

Затем засекаются 10 минут, и дети начинают ходить по классу, стараясь до истечения времени отметить в своих карточках как можно больше клеток. Игроки проводят опрос одноклассников, чтобы выявить тех, кто соответствует описаниям на карточках: «Ты когда-нибудь бывал в Европе?», «Ты умеешь ездить на лошади?», «Ты говоришь на иностранных языках?».

Как только ученик находит подходящего человека, тот должен расписаться в нужной клетке на карточке. При этом действуют два ограничения: нельзя расписываться самому, и от одного игрока можно получить только одну подпись.

Под конец учитель подводит итоги, спрашивая детей: «Кому-то попалось больше одного совпадения? А больше двух совпадений?», «Что нового вы узнали друг о друге?», «Что вас больше всего удивило?»

Предотвращение травли

В США, по данным Национальной академии наук, от 18 до 31% детей сталкиваются с травлей в школе. В Финляндии этот показатель не превышает 5%. Во многом этому способствует программа, внедренная на государственном уровне.

Программа называется KiVa: это аббревиатура от «kiusaamistavastaan» (в переводе с финского «против травли»). Если у двух или нескольких учеников возник конфликт — например, с кем-то отказываются играть на площадке, обзывают, дразнят, применяют физическую силу — ученики идут к классному руководителю и просят устроить им встречу по программе KiVa. Процесс могут запустить и свидетели травли: педагоги или одноклассники.

На встрече классный руководитель с участниками конфликта заполняет анкету, где вкратце описывает инцидент. Затем назначают время и место для последующих переговоров.

Переговоры проходят на перемене в свободном кабинете. Каждая сторона излагает свою версию. Задача на первом этапе — выслушать друг друга. Потом посредники (учителя или старшеклассники) просят детей оценить свое поведение в ситуации и подумать, можно ли было поступить иначе, и как именно. Затем каждая сторона конфликта должна пообещать, что впредь будет применять эту мудрую стратегию. На этом переговоры завершаются.

Учеников не заставляют извиняться, если они не хотят. Дети сосредотачиваются на сути проблемы и собственном поведении, благодаря чему учатся действовать умом, а не кулаками.

Через две недели происходит контрольная встреча. Если конфликт остался, учителя оповещают родителей.

Приучение к самостоятельной работе

Упражнение «Сделай сейчас»

Иногда перед уроком учитель пишет на доске самостоятельное задание для учеников. Дети не знают, когда педагог придет в класс, чтобы начать урок, но к тому времени задание должно быть выполнено. Кто-то может вместо занятий слушать музыку или болтать с соседом по парте — тем меньше времени останется на задание. Каждый решает сам.

Когда учитель приходит, он собирает листки с выполненным заданием. Кто не успел — упустил возможность заработать хорошую оценку. Учитель быстро комментирует ответы, поощряет тех, кто справился с упражнением, а затем приступает к теме урока. Если вы хотите использовать данный метод, учтите следующие правила:

1. Инструкции для учеников всегда оставляйте в одном месте: на доске или на листе бумаги, прикрепленном к стене, чтобы дети привыкли и знали, куда смотреть, когда войдут в класс.

2. Задание должно быть одинаковым для всех, четко сформулированным, чтобы ученикам не нужно было дополнительных объяснений.

3. Упражнение должно занимать 3-5 минут, а разбор ответов — не более 10 минут, иначе вы потратите слишком много времени от основного урока.

4. Удачно подобранное упражнение «Сделай сейчас» должно служить вступлением к теме урока или повторением предыдущего занятия.

Тестирование профессий

Каждые полгода в финских школах проводят ролевую игру. В спортивном зале, или на другой просторной площадке, создают мини-город. В нем есть магазин, полицейский участок, почта, школа, пиццерия, редакция газеты, больница и пожарная часть. Ученики могут попробовать себя в разных профессиях: в качестве продавца, менеджера, учителя, журналиста, врача, повара.

У детей есть игровые деньги, чтобы оплачивать товары и услуги. Начальники выдают сотрудникам зарплаты и заключают контракты, продавцы взвешивают товары на настоящих весах — все максимально реалистично. Учителя помогают детям — выступают в роли клиентов, заказывают блюда в кафе, становятся пациентами больницы.

Игра продолжается целый учебный день, одновременно в ней принимают участие до 80 детей. «Рабочая смена» длится полчаса, затем ученик переходит в другую профессию.

Такие же игры проводятся на уровне города, в более широких масштабах, с настоящими банковскими картами, терминалами, торговым оборудованием. Средства выделяет министерство образования и муниципалитеты. Так около 45 тыс. финских школьников ежегодно пробуют себя в разных профессиональных областях.

Игра помогает старшеклассникам увереннее выбрать будущую специальность. Кроме того, повышает экономическую и финансовую грамотность подростков. К примеру, 75% финских шестиклассников после ролевой игры начинают откладывать карманные деньги и экономить.

Проектное обучение

Финские школьники показывают лучшие результаты в мире при сдаче выпускных экзаменов. Тесты ученики сдают без дополнительных занятий и репетиторов. Педагоги добились этого за счет так называемого проектного обучения.

В большинстве школ в мире учеба построена на заучивании правил грамматики, математических и физических законов, всевозможных теорий, произведений литературы и т.д. В финских школах считают, что лучше всего дети учатся, когда создают что-то свое. Ученики усваивают материал школьной программы, создавая книги, спектакли и компьютерные приложения. В процессе приходит понимание, зачем нужны правила. Дети перестают ненавидеть скучные толстые учебники, и уже сами обращаются к ним как к справочному материалу, чтобы лучше сделать творческое задание.

Проектная работа учит детей самостоятельно находить в книгах и справочных системах нужную информацию, систематизировать ее, общаться и распределять функции в команде. Так одновременно изучается несколько дисциплин, а знания можно тут же применить на практике и закрепить в памяти без зубрежки.

Например, в школе, где преподавал Уокер, дети изучали историю Олимпийских игр так: сначала они сами изготовили на уроках труда древние спортивные снаряды — деревянные копья, луки и шары для метания. Затем учеников вывели на спортивную площадку, где одноклассники состязались друг с другом при помощи этих приспособлений. На заключительном этапе учитель прочитал лекцию в классе о том, как греческие спортсмены готовились к соревнованиям и какие награды ждали победителей. Теорию дети слушали

буквально открыв рот — ведь они уже соприкоснулись с тем, о чем шла речь. А в финале тему закрепили сочинением «Если бы я был Олимпийцем…».

Таким образом, проект затронул сразу несколько дисциплин: уроки труда, физкультуру, историю, литературу и родной язык. Уокер предупреждает, что учебный проект может занять гораздо больше времени, чем обычный урок — иногда до 10 дней, но результат того стоит.

Организованный досуг

Автор книги уверен: курение за школой и выпивка начинается тогда, когда дети слоняются без дела, когда просто не знают, чем заняться. Несмотря на то, что перемены финских школьников и так проходят довольно активно, учителя стараются дополнительно мотивировать их к занятию чем-то полезным в свободное время.

Например, одна из учительниц школы, где работал Уокер, поставила в классе барабанную установку. Любой ученик в перерывах между занятиями мог сесть и от души поколотить по ударным инструментам. Иногда в классе стоит невообразимый грохот — дети по очереди отбивают ритмы на барабанах и тарелках, но их довольные лица говорят сами за себя. Заменить барабанную установку может «шведская стенка» для лазания, боксерская груша, пианино, живой уголок, где дети смогут кормить и брать в руки зверей. Сам Уокер на переменах сочинял с учениками хип-хоп — для этого вообще не нужно было никакой материальной базы, только желание и творческий подход педагога.

Заключение

Главный принцип финских школ — максимально заинтересовать и вовлечь ребенка в учебный процесс. Для этого детей не ограничивают в движении и поручают творческие проекты вместо зазубривания материала.

Младшим ученикам разрешено вставать на уроках и перемещаться в комнату отдыха. Детям можно делать задания стоя, сидя на ковре или прохаживаясь по классу с планшетом.

Учителя проводят уроки на свежем воздухе, где дети могут изучать окружающий мир и одновременно получать физическую нагрузку.

Педагоги выстраивают доверительные отношения с учениками. Утром они приветствуют каждого при входе в класс, а в середине дня вместе обедают и дружески болтают с детьми.

Учась в школе, дети получают возможность протестировать множество профессий, чтобы определиться с будущей специальностью. Ученики выполняют проектную работу, которая закрепляет теоретические знания. Все вместе порождает интерес к предмету.

В школе дети учатся работать в команде, мирно разрешать конфликты, грамотно обращаться с финансами, отвечать за конечный результат, трудиться руками, создавать качественный продукт, осваивают этикет и массу других полезных для жизни навыков.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *