Перейти к контенту →

Быстрое чтение за 10 дней. Эбби Маркс-Бил. Краткое изложение.

Быстрое чтение

Методика Эбби Маркс-Бил направлена на то, чтобы избавиться от привычек, замедляющих чтение, научиться концентрироваться и управлять своим периферическим зрением. Глаза — это окошки, через которые наш мозг смотрит на мир. Если глаза читают одно слово за раз, то и мозг перерабатывает по одному слову. Если же вы распахнете окна шире, то в мозг поступит больше информации. Вначале вы можете ощутить дискомфорт, могут возникнуть проблемы с пониманием текста. Однако это всего лишь настроечный период, после тренировки мозг привыкает обрабатывать информацию более крупными кусками. В результате скорость чтения увеличится в два раза, а понимание текста даже улучшится. Другими словами, вы сможете прочесть текст объемом в два раза больше, чем сейчас, за то же время и получить от этого процесса больше удовольствия.

Содержание:

Единственное ограничение любого метода скорочтения — все они годятся лишь для профессиональной литературы и публицистики. Их не стоит применять для чтения художественных произведений, потому что цель такого чтения — не столько получение информации, сколько удовольствие и размышления. В работе же скорочтение чрезвычайно полезно.

Первый официальный курс скорочтения был организован в 1925 году в Сиракьюсском университете (США). Однако интерес к проблеме появился гораздо раньше. В 1878 году французский офтальмолог Эмиль Жаваль исследовал движения глаз, и полученные им данные легли в основу разных техник быстрого чтения. Благодаря ему стал ясен механизм чтения: наши глаза передвигаются по строке скачками, делая 3-4 остановки, и только во время остановки слово может быть распознано. Поэтому 95% времени чтения — это остановки глаз. Расширив своё поле зрения, можно охватывать бòльший кусок текста, а значит — читать быстрее. С тех пор, как были получены эти данные, появилось немало различных техник, но всех их объединяет управление своим взглядом так, чтобы глаза передвигались по тексту более эффективно.

10 установок из начальной школы, с которыми предстоит расстаться

  1. Читать каждое слово.
  2. Проговаривать каждое слово.
  3. Не жестикулировать во время чтения.
  4. Понимать 100% прочитанного.
  5. Запоминать всё, что прочитал.
  6. Чем больше объем текста, тем лучше.
  7. Беглое чтение текста — это обман.
  8. Не делать пометок в тексте.
  9. Не важно, что читать, главное сам навык.
  10. Скорость чтения не имеет большого значения.

Неэффективные и эффективные читатели

Неэффективного читателя характеризует, прежде всего, пассивность. Он сознательно не делает ничего, чтобы читать быстрее и понимать лучше. Эффективный читатель, наоборот, знает, что он хочет найти в том или ином тексте, активно это ищет и сознательно управляет своим взглядом. Эбби Маркс-Бил подробно описывает эту разницу. Попробуйте оценить себя с помощью выделенных ею пунктов (ставьте галки в каждой строке справа или слева; затем посчитайте количество галок в каждой колонке).

Читаю медленноЧитаю быстро
Часто отрываю взгляд от текста (перечитываю слова, иногда теряю начало следующей строки)Мои глаза движутся в определенном ритме
Плохо понимаю текстХорошо понимаю текст
У меня узкий диапазон взглядаУ меня широкий диапазон взгляда
Читаю просто такТочно знаю, зачем читаю каждый текст
У меня нет пристрастий (читаю с одинаковой скоростью любимый журнал и скучный учебник)У меня есть читательские пристрастия
Читаю одно слово за разЧитаю смысловыми единицами
Верю всему, что читаюКритически оцениваю всё, что читаю
Обладаю бедным словарным запасомОбладаю богатым словарным запасом
Читаю литературу одного родаЧитаю литературу разного рода
Не люблю читатьЛюблю читать
Неэффективный читательЭффективный читатель

Три вредные привычки, замедляющие чтение

ПРИВЫЧКА 1. Проговаривать каждое слово. В школе нас учили читать по слогам, слово за словом. Если вы привыкли проговаривать каждое слово (на это указывает, например, то, что вы шевелите губами, шепчете слова), значит, вы физически не можете читать быстрее, чем говорить, то есть всего около 150 слов в минуту. К счастью, не все люди проговаривают слова, поэтому средняя скорость чтения несколько выше, чем средняя скорость речи — 250 знаков в минуту. Однако и этот показатель довольно низкий. Хорошей скоростью чтения считается от 300 знаков в минуту, отличной — 500.

Если вы хотите читать быстрее, первое, что нужно сделать, это перестать проговаривать каждое слово вслух или про себя. Отступать от этого правила имеет смысл в единственном случае — если вы хотите запомнить слово.

ПРИВЫЧКА 2. Отвлекаться. Наш мозг способен воспринимать в среднем 400 слов в минуту. Именно поэтому мы отвлекаемся, когда слушаем другого человека: мы получаем от него лишь 150 слов в минуту, и у нас остается время для восприятия дополнительной информации. То же самое происходит во время чтения, если мы читаем так же медленно, как говорим.

Отвлекаться во время чтения бывает полезно, но только для того, чтобы соотнести прочитанное со своим прошлым опытом. Благодаря этому улучшается понимание и запоминание материала. Если же вы отвлекаетесь на посторонние вещи, то снижается и скорость чтения, и степень понимания текста.

ПРИВЫЧКА 3. Возвращаться назад. Бывает, в определенный момент понимаешь, что совершенно не помнишь, о чём только что читал; приходится перечитывать отрывок еще раз. Однако возвращаться, как и отвлекаться, имеет смысл только в том случае, если это действие носит активный характер. То есть вы перечитываете текст для того, чтобы лучше понять мысль автора, запомнить незнакомое слово или с другой ясной целью.

Как избавиться от вредных привычек. Лучший способ перестать проговаривать слова, отвлекаться и перечитывать еще раз — для начала поймать себя на этих действиях, а затем ускориться. Когда скорость чтения повышается, мозгу сложнее переключаться на что-то ещё. Заполните время большим количеством слов, оставляя посторонним мыслям меньше возможностей выйти на первый план. Вы заметите, что при ускорении исчезнет желание постоянно возвращаться и проговаривать слова.

Пришло время поговорить о приёмах, которые помогут ускориться. Начнём с двух подготовительных упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Попробуйте читать текст, фокусируя взгляд не на строчках, а между ними. Текст будет оказываться на периферии зрения. Постарайтесь угадывать, о чем идет речь. Читая «между строк», вы почувствуете больше свободы, потому что естественным образом перестанете фиксироваться на отдельных словах.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Возьмите широкую колонку текста и читайте его, «обрезая» текст справа и слева. Словом, читайте только середину. Мы привыкли фиксировать взгляд в самом начале строки, при этом на периферию взгляда попадает лишь текст справа (слева — пустые поля). Сдвинув взгляд, вы сможете охватить периферическим зрением и начало строки. То же самое с концом строки — остановив взгляд раньше последнего слова, вы всё равно охватите его периферическим зрением. Это непривычно, потому что идёт вразрез с тем, чему нас учили в школе, однако увеличивает скорость чтения. При первых попытках можете нарисовать ручкой две вертикальные линии, отсекающие немного текста справа и слева.

Как наращивать скорость, не теряя смысл

Набирая скорость, не забывайте про смысл. Хороший показатель понимания теста — 70-90% (это означает, что после прочтения вы можете правильно ответить, как минимум, на 7-9 вопросов к тексту из десяти). Лучше понимать текст помогают три инструмента. Во-первых, пользуйтесь направляющими. Во-вторых, стремитесь к оптимальной стратегии движения глаз. Наконец, делайте чтение как можно более осознанным. Рассмотрим эти три рекомендации подробнее.

СОВЕТ 1. Используйте направляющие

Направляющей во время чтения может служить листок бумаги, ручка или собственная ладонь. При начале чтения они помогают разогнаться, а затем — поддерживать ритм и возвращать глаза в нужную точку, если вы отвлеклись на внешний стимул (наши глаза непроизвольно реагируют на шум, яркие стимулы и пр. — взгляд автоматически переходит на более сильный, чем текст, стимул).

Направляющую следует размещать над строкой (чтобы не загораживать текст, в направлении которого движется взгляд). Направляющая должна двигаться только вниз по странице (не поперек). Старайтесь не останавливаться и не возвращаться назад.

Если вам предстоит изучить текст, найти и запомнить главные мысли, стоит воспользоваться маркером. Когда вы обратитесь к тексту в следующий раз, чтобы освежить его в своей памяти, это не займёт много времени. Однако важно выполнять одно условие — нельзя выделять маркером слишком много текста (целые абзацы), иначе вы не облегчите, а, наоборот, усложните себе задачу. Выделять маркером стоит только ключевые слова.

Ещё более эффективный способ изучения текста — не выделять слова, а делать пометки на полях (то есть писать ключевые слова и мысли своей рукой). Этот совет относится к скорочтению, потому что значительно экономит время в том случае, если вам приходится возвращаться к тексту более одного раза: вы сможете быстро перечитать лишь свой «конспект» на полях.

СОВЕТ 2. Расширяйте диапазон взгляда

Процесс чтения похож на печатание: краткие отрывисты движения глаз по строке слева направо, а затем — дзынь! — переход к следующей строке. Глаза останавливаются и рывком передвигаются дальше в среднем четыре раза в секунду. Вы получаете информацию только во время остановки. То, что глаза успевают увидеть во время остановки, называется диапазоном взгляда. Если хотите читать быстрее, надо расширять диапазон, то есть учиться охватывать больше текста при каждой остановке взгляда. Существуют, как минимум, две техники.

ТЕХНИКА 1. Чтение ключевых слов. Этот приём помогает отказаться от школьной привычки проговаривать все слова при чтении. Его суть в том, что вы останавливаете глаза лишь на смыслообразующих словах, а все остальные охватываете периферическим зрением.

ПРИМЕР. Прочитайте следующее предложение (слово за словом):

 

Чтобы выполнить задание, надо совершить ряд шагов и действий.

А теперь попробуйте прочитать только ключевые слова (выделены полужирным шрифтом):

Чтобы выполнить задание, надо совершить ряд шагов и действий.

Скорее всего, вы поняли смысл фразы, но потратили на это меньше времени. Если вы взгляните на слова, которые не выделены полужирным шрифтом, вы увидите, что они не добавляют смысла.

На неключевых словах не стоит фиксировать взор и, тем более, не стоит их проговаривать — это пустая трата времени. Активно выискивая в тексте важные слова и оставляя на периферии взгляда вспомогательные слова («если», «однако», «потому что» и пр.), вы начинаете читать быстрее без потери смысла. В среднем взгляд должен делать три остановки в каждой строке.

УПРАЖНЕНИЕ. Чтобы тренировать способность выделять ключевые слова, возьмите абзац текста и подчеркните ручкой все слова, на которых задерживается ваш взгляд. Обычно это примерно половина слов, в том числе, первые слова каждого предложения, длинные слова, непривычные слова. Затем отложите ручку и перечитайте только подчеркнутые слова. Хватило ли их, чтобы понять смысл абзаца? Нужно ли что-то добавить? Тренируйтесь таким образом на нескольких текстах. Когда начнет хорошо получаться, перестаньте подчеркивать слова ручкой — «подчеркивайте» их лишь взглядом.

ТЕХНИКА 2. Чтение фразами. Чтобы понять, как читать фразами, или смысловыми группами, взгляните на следующие предложения. Они разбиты на смысловые группы наклонными чертами:

Фразовым / называют чтение / групп слов / которые образуют смысловую единицу / В поисках / этих смысловых единиц / вы заставляете свои глаза / быстрее двигаться вперед / сохраняя при этом / хорошее понимание.

В первом предложении 9 слов и 4 смысловых единицы. Во втором — 17 слов и 6 смысловых единиц. Выделять смысловую единицу во время остановки глаз гораздо эффективнее, чем идентифицировать лишь одно слово.

УПРАЖНЕНИЕ. Возьмите ручку и постарайтесь сами разбить какой-нибудь абзац текста на смысловые группы. Затем перечитайте текст, делая паузы между смысловыми группами. Если взгляд не успевает за раз охватить смысловую группу, стоит сделать её короче. Затем попробуйте сделать то же самое без помощи ручки — читайте текст, делая паузы между смысловыми группами.

Техника чтения смысловыми группами хороша, когда вы имеете дело с широкой колонкой текста. В газетной колонке (где в строке бывает всего шесть слов), удобнее читать по ключевым словам.

СОВЕТ 3. Повышайте осознанность чтения

Понимание текста зависит не только от техники чтения, но и от уровня вашей заинтересованности (наличие цели, установки и гипотез относительно того, о чём пойдет речь в тексте) и активности (постоянное сопоставление получаемой информации с личным опытом, интерпретация прочитанного).

Например, вы читаете журнал. Просмотрите сначала содержание. Если название какой-то статьи кажется интересным, спросите себя «Почему мне стоит это прочесть?». Скажем, потому что вы находитесь в процессе решения похожей проблемы. Отлично. Спросите себя опять: «Как я смогу применить полученную информацию?». Скажем, с её помощью вы попробуете поднять продажи. Теперь у вас есть цель и установка, и можно приступать к чтению.

УПРАЖНЕНИЕ. Поставьте ручку вертикально и двигайте её сверху вниз по центру колонки (страницы). Останавливайте взгляд в каждой строке сначала слева от ручки, затем — справа. Поиск слов, важных для понимания текста, станет более точным, если вы будете больше смотреть на пробелы между строками, чем на сами строки. По мере тренировки, перестаньте помогать себе ручкой. Такой поиск в тексте позволяет обработать 1500 слов в минуту. Уровень понимания во время поиска — либо 100% (нашли интересную вам информацию), либо 0 (не нашлю нужную информацию).

В процессе чтения полезно мысленно задавать вопросы автору, то есть вести с ним осмысленный диалог. Это помогает лучше вникнуть в текст и найти в нем действительно важные для себя вещи. Из всего, что читаете, старайтесь сделать краткий логический (не эмоциональный!) вывод, соотнести выводы автора с личным опытом.

Эбби Маркс-Бил выделяет еще один фактор, влияющий на понимание текста, а именно — обладание «фоновой» информацией. Она говорит, что ваш предыдущий багаж знаний — это самый эффективный ключ к смыслу прочитанного. Чем больше в вашем арсенале знакомой информации, тем быстрее вы можете читать без ущерба для понимания.

ПРИЁМ. Если вам кажется, что при чтении какого-то текста смысл ускользает от вас, попытайтесь ответить на вопросы: Кто? Что делает? Когда? Где? Зачем? Как? Смысл обязательно прояснится.

СОВЕТ. Если перед вами совершенно незнакомая информация, полезно сначала бегло просмотреть весь текст целиком, и только затем приступать к его чтению. Например, хорошо написанную статью можно бегло изучить, пробежавшись глазами лишь по первым фразам каждого абзаца. Обратите внимание на ключевые элементы статьи — подзаголовки, выноски, рисунки, полужирный шрифт и пр.

Беглое ознакомление поможет уловить основную линию повествования, составить «карту» текста, словом, сориентироваться. Вы получите около 40% информации. Кроме того, такой приём в некоторых случаях избавит вас от необходимости читать текст от начала до конца — вы выберите только интересные вам части.

СОВЕТ 4. Создайте подходящую атмосферу

На понимание текста влияют внешние факторы. Так, Эбби Маркс-Бил опрашивала участников своих семинаров и выделила наиболее распространенные внешние помехи чтению. У вас могут быть свои индивидуальные раздражители. Чтобы понять, что вам мешает читать, меняйте обстановку до тех пор, пока не найдете максимально комфортные условия для чтения. Устранив помехи, вы сделаете процесс восприятия текста более легким и приятным. Вот топ-7 помех чтения.

  • Другие люди (голоса и другой шум). Найти укромное место для чтения обычно можно даже в шумном офисе, постарайтесь это сделать.
  • Звуковые сигналы телефона и компьютера (не только собственных, но и других людей). Отключите звуковые сигналы, а ещё лучше — оставьте телефон и компьютер в другом помещении.
  • Музыка и телевизор. Многие включают музыку и телевизор «для фона», считая, что они не отвлекают от чтения. Однако это не так. Особенно плохо сказываются на чтении песни со словами и звучащая речь. В крайнем случае, если вам необходим фон, слушайте Моцарта. Есть данные, что такая музыка способствует концентрации.
  • Слишком приятная, расслабляющая обстановка. Книги, необходимые для работы или учебы, невозможно долго читать, находясь в теплой постели или гамаке. Поэтому лучше разделять места «для дела» и «для отдыха».
  • Незаинтересованность в материале. Если тема кажется вам скучной, задача усложняется. Помогите себе, поставив перед собой задачу — что именно вы хотите найти в тексте, вынести из него и т.п. Наличие установки придаст азарта.
  • Загруженность. Если мозг в данный момент занят решением важной задачи, ему будет сложно переключиться на обработку другой информации (тем более, уступающей по важности). Если вы читаете только с целью «переключиться», то лучше выбрать не профессиональные тексты, а те, которые не требуют высокой концентрации. Попробуйте также записать важные проблемы и срочные дела на листе бумаги, чтобы они не мешали чтению (так вы их «запомните» на бумаге и перестанете волноваться о том, что можете их забыть, зачитавшись).
  • Неподходящее время суток. Тексты по работе лучше читать в то время, когда вы чувствуете себя наиболее бодрым.

Заключение

Во время чтения профессиональной литературы всегда задавайте себе два ключевых вопроса, влияющих на скорость чтения и степень его понимания:

  • Что сейчас делают мои глаза? Сколько остановок в строке они делают? С какого места в строке они начинают и в каком заканчивают? Ритмично ли они двигаются? Что попадает в фокус и на периферию моего взгляда?
  • Зачем я это читаю? Для чего мне может пригодиться эта информация? Если нет ясной причины читать деловую литературу — на время отложите в сторону текст. Задавайте автору вопросы, соотносите его тезисы со своим опытом. Наконец, увеличивайте багаж знаний в своей области. Будучи экспертом в определенной теме, вы сможете читать релевантные тексты очень быстро.

Когда вы только начнёте применять советы по скорочтению, возможно, вы ощутите дискомфорт, потому что мозг привык обрабатывать слово за словом, и ему надо перестраиваться. Однако любой навык, в том числе скорочтение, со временем автоматизируется — это фундаментальный закон работы нашего мозга. По мере тренировки мозг будет тратить всё меньше усилий на обработку поступающей информации, и высвободиться время для её более глубокого осмысления. Другими словами, по мере тренировки понимание текста будет улучшаться.

 

Опубликовано в Быстрый результат

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *